Люди, которые играют в куклы
Миловидное личико, большие выразительные глаза, огненно-рыжие волосы и отменная фигурка. Маленькая фотомодель позирует перед камерой.– Познакомьтесь, это Сусанна, – представляет свою подопечную смолянка Полина Багновская.
Сусанна – БЖД-кукла. BJD (от английского ball-joined doll) – это шарнирные куклы. Сделаны они из полиуретана. Эти куклы могут принимать практически любую человеческую позу. Ведь в шею, плечи, локти, запястья, торс, бёдра, колени, щиколотки, а иногда и пальцы встроены шарниры. Все части тела держатся вместе за счёт резиновых шнуров, спрятанных внутри и дающих нужное натяжение, когда кукле придают какую-либо позу.
БЖД-куклы в основном делают в Азии.
Игры для взрослых
В последнее время в России к БЖД-движению приобщилось немалое количество людей. В том числе и смоляне. Фанаты полиуретановых красоток делают кукольные фотосессии, организуют выставки и устраивают для кукол вечера встреч.
Кто-то может подумать, что кукольное увлечение для взрослого человека глупость. А игры – для детей. Не тут-то было! БЖД – это целое искусство. И в первую очередь любители полиуретановых красоток – коллекционеры.
К примеру, в доме 28-летней Полины Багновской за два с половиной года собралось десять подопечных. Целое кукольное семейство.
– Кто-то держит их в витринах, кто-то на диване, – рассказывает Полина. Полины куклы живут на книжных полках. Здесь для каждой из них обустроены комнатки. Музыкальная шкатулка для куклы может стать вместительным шкафом. Точилка для карандашей в форме телефона – новомодным девайсом. Приспособить можно любую мелочь.
– Со временем начинаешь высматривать какие-то вещицы, которые могут украсить кукольный быт, – говорит Полина.
У каждой куклы непременно есть имя и история.
– Вот это Ханна, – Полина лезет на стул и достаёт с полки небольшую куколку в школьной форме. – Она вписана в обычный человеческий мир. Ей 12 лет, она ходит в шестой класс.
Девушка аккуратно усаживает Ханну на коленку и заботливо поправляет передничек.
Мама Карло
Вокруг БЖД-кукол создана целая индустрия. Для любимой куколки сейчас можно купить практически всё: от аксессуаров и одежды до шикарного коттеджа. Но стоит это удовольствие немало. К слову, цены на сами куклы тоже кусаются – от двухсот долларов и выше.
– Хобби бывает затратным. Наше ещё не самое дорогое, – поясняет Полина.
Кто-то может осуждающе подумать, что людям попросту некуда девать деньги. Однако это совсем не так.
– Я стремлюсь к тому, чтобы ничего не покупать, кроме обуви, – говорит Полина Багновская. – Сама шью куклам одежду, делаю мебель. Парик, кстати, тоже можно сделать самому.
У Ханны, например, он самодельный – из овчины. А есть мастера, которые шьют парики из меха ламы и красят их.
Чтобы купить куколку подешевле, используют одну хитрость. Кукол можно собирать, как пазл. Голова – от одной фирмы, тело – от другой. Можно заказать болванку без мейкапа и парика. И с нуля создать уникальный образ.
Шарнирная жизнь
Всего в Смоленске тринадцать кукловодов. Они собираются и… играют в куклы.
– По воскресеньям мы встречаемся в кафе, – рассказывает Полина. – Естественно, приводим с собой кукол. И делаем фотографии.
А бывает, заводчики БЖД разворачивают целые фотосессии. Заранее договариваются о дате, готовятся, шьют костюмы, подбирают аксессуары.
Темой для сессии может быть всё что угодно. Пластичность кукол позволяет смоделировать даже цирковой номер.
– Можно цветок кукле в руку дать, а можно сковородку с яичницей, а ещё куклы могут идти по парку, держась за руки, – размышляет Багновская. – Так рождаются истории.
Кстати, делать можно не только фотосессии, но и комиксы или небольшие фильмы.
Для многих выдумки историй для своих кукол заканчиваются книгой. Кто-то пишет фэнтези – про драконов, принцесс и рыцарей. Кому-то интереснее история или реальное время.
А бывает наоборот: в куклах люди воплощают персонажей книг, фильмов или любимых мультфильмов. У Полины тоже есть такой персонаж. Это главный герой книги «Мальчик Мотл».
Родственники увлечение ничуть не осуждают. Например, мама Полины тоже пристрастилась к миловидным игрушкам. У неё своя собственная коллекция кукол.
Да и на смоленских улицах странным прохожим с полиуретановыми девчушками под мышкой тоже не удивляются.
– Бывает, люди подходят, спрашивают, что это. Просят сфотографироваться, – рассказывает Полина.
Кукольная философия
– Мне кажется, мы в куклы играем не так, как дети, – говорит Полина. – Я, кстати, в детстве не очень-то любила с куклами играть. Не то чтобы я в детстве недоиграла… скорее это страсть к коллекционированию.
Несмотря на то что у Полины есть муж и сын, она играет в куклы. Ради удовольствия и отдыха. И она не представляет, чтобы это увлечение могло надоесть:
– Сколько у тебя кукол, столько историй ты можешь рассказать. Возможно, куклы в своих историях будут вести себя иначе, чем поступила бы я в реальности. Ведь куклы могут быть ловкими, смелыми, такими, как мы сами захотим. И ты это переживаешь, продумываешь и словно проживаешь с ними их жизни.
Вот такая кукольная философия.
СПРАВКА
BJD: куклы с тысячелетней историей
В романе «Сатирикон» Петрония Арбитра есть описание пиршеств в домах римских патрициев, где было принято в конце пира вносить в зал шарнирную серебряную куклу. В средние века в Италии и Южной Франции стали популярны сантоны и криппы – изящные шарнирные куклы размером от 20 до 60 сантиметров. До XIX века такие куклы были деревянными. Позже головы и руки кукол стали делать из фарфора. А немецкий кукольник Ханс Беллмер в середине ХХ века создал огромное количество шарнирных кукол. Их считали предметами искусства, а далеко не игрушками.