Пять интересных фактов о «Смоленском Поозерье»
В конце сентября национальный парк «Смоленское Поозерье» отметил своё двадцатилетие. Мы побывали в заповеднике и в который раз убедились: необузданная, дикая красота необязательно кроется где-то вдали от родного края.Как появилось Поозерье?
На самом деле вопрос относится не к национальному парку, а к уникальной природной территории. Современный рельеф Поозерья возник из-за последнего в этих землях ледника – Валдайского, активное таяние которого происходило «всего-то» 13–15 тысяч лет назад.
Ледники появлялись из скопившегося снега, который плотно слёживался. Когда толщина пласта достигала нескольких десятков метров, нижние его слои начинали под собственным весом спрессовываться в лёд. Он со временем таял, и как по маслу вся эта махина под собственным весом начинала движение. На своём долгом пути такой мощный ледник отрывал и нёс за собой обломки скал, шлифуя и разбрасывая немаленькие камни. И вот эти вкрапления как гигантский напильник стачивали и изрезали землю, оставляя после себя немаленькие углубления. Именно в них образовывались озёра и болота, заполняемые в том числе и ледниковой водой.
Парк расположен в некогда краевой части ледника. Растаяв, он оставлял не только водоёмы, но и изменял до неузнаваемости прежний рельеф здешних мест, создавая впадины, холмы и равнины.
Чем богат национальный парк
Пожалуй, самое главное достояние Поозерья – его универсальность. Относительно небольшая территория сумела вместить в себя практически всю природу этой части России: необычные озёра, характерную флору и фауну, богатые леса и луга. Обитают здесь и редкие виды животных, птиц и растений.
Все деревья по соседству
Большая часть парка – это, конечно, леса. Если взглянуть сверху, с высоты птичьего полета, то Поозерье будет выглядеть как густой и разнопородный лес с вкраплением озёр. Главное дерево здесь – ель, но кроме хвойных есть и участки с широколиственными породами. Возле ручьёв произрастают вязы; отдельно встречаются старые дубы, берёзы и осины. Сохранился уникальный участок, на котором вековые дубы соседствуют с липами и клёнами. Но самая главная красавица парка – это, конечно же, ольха, которая к тому же играет очень важную природоохранную роль, своими корнями укрепляя берега водоёмов. Дерево кормит не только животных, насекомых и птиц, но и… рыб: в период цветения её пыльца густым слоем покрывает водоёмы.
Озёрное «ожерелье»
К слову, о водоёмах: к водно-болотным угодьям парка относятся 35 озёр, болот и мелководий. Именно они играют главную роль в образовании кислорода и в то же время являются одними из самых уязвимых экосистем. Каждое из озёр по-своему уникально, в особенности чистотой и тем, что по ним можно проследить различные возрастные циклы водоёмов. Пожалуй, самое известное из озёр парка – Баклановское, которое является памятником природы.
Одна сотая красоты
Отдельного упоминания достойны нечастые «оазисы» Поозерья – луга. Большая часть из них возникла на месте заброшенных пашен, вырубок, карьеров, но есть и естественные. Среди трав преобладают злаковые и осоковые. На долю лугов приходится всего один процент территории этого почти нетронутого смоленского уголка.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Как возник национальный парк
В апреле 1992 года тогдашний премьер-министр Егор Гайдар подписал постановление о создании национального парка «Смоленское Поозерье», который был призван «сохранить уникальные девственные широколиственно-тёмнохвойные леса, способствовать изучению флоры и фауны региона, обеспечивать использование возобновляемых природных ресурсов в природоохранных и рекреационных целях». И парк, несмотря на все сложности и скромное финансирование, со своей задачей справлялся.
Сергей ВОЛКОВ, первый директор «Смоленского Поозерья», ныне руководящий Себежским национальным парком на Псковщине, вспоминает то сложное, но интересное время:
– Тогда не было специальных законов, и всё приходилось развивать, следуя чистой интуиции. При этом у нас не было никаких сомнений в том, что необходимо что-то исправлять. Мы были полностью уверены в своей деятельности. Правда, действовать приходилось настойчиво. Главным было сформировать у работников парка понимание того, что они создают и ради чего работают, ведь не все понимали, что «Поозерье» – это национальный парк, а не заповедник, что он будет выполнять иные функции. Привыкали не только молодые сотрудники, но и местное население, власти, органы правопорядка.
В 95-м «Поозерье» приняло участие в международной акции «Марш парков», заняв одно из призовых лет. Три года спустя национальный парк Смоленщины приняли в состав «Европарка» – Федерации природных и национальных парков Старого Света. Ещё через год «Смоленское Поозерье» включили в список орнитологических территорий международного значения. Уже в новом тысячелетии парк по программе ЮНЕСКО стал биосферным резерватом.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Директор «Смоленского Поозерья» Александр КОЧЕРГИН:
– Парк уже сложился как учреждение, создан мобильный и профессиональный коллектив. И сейчас нам предстоит развивать важные направления: экологический туризм и экологическое просвещение, совершенствовать систему охраны, и, пожалуй, самое главное – развивать туристическую инфраструктуру. В следующем году планируется выделение средств из федерального бюджета на реконструкцию экоцентра «Бакланово», а в 2014–2015 годах – строительство центра в посёлке Пржевальское. В рамках программы по развитию водно-болотных угодий планируется создание новой музейной экспозиции – «Россия, Беларусь, Украина «Водно-болотные угодья». А создание новых экологических троп позволит гостям парка посетить те места, которые раньше были в закрытом доступе. Но работать предстоит не только над этим. Не менее важны подъём благосостояния муниципальных организаций, сельского и городского поселений, вопросы дорожной инфраструктуры и утилизации бытового мусора. Будет хорошо, если на территории Духовщинского и Демидовского районов появится региональная туристическая зона, куда можно официально вкладывать средства из областного бюджета.
Фото: Александра УЛЬЯНОВА