Доктор моего ЖЭУ
Аббревиатуру «ЖКХ» до сих пор многие расшифровывают «живи как хочешь». В смысле – крутись сам. Но если поменять тональность, то и смысл можно получить другой: живи так, как ты хочешь.Так и поступили жильцы полутора десятков домов в микрорайоне Сортировка – Колодня. Дома несколько лет назад передали из ведомственного жилфонда муниципалитету. В удручающем состоянии. Это вообще был один из самых коммунально-неблагополучных районов Смоленска. Теперь ситуация изменилась разительно – по крайней мере, в той части домов, которые обслуживает частное домоуправление. И в госжилинспекцию, по словам её сотрудников, жалоб на работу этой управляющей компании практически не поступает. Как удалось этого добиться, «СГ» рассказал её директор Валерий ДЬЯКОВ. Правда, это он только здесь – директор. А на другой работе его называют «доктор Дьяков».
«В ЖКХ разобраться проще, чем в человеческом организме»
– У вас какая врачебная специальность?
– Рентгенолог. Вот, сейчас с ночной смены в больнице на работу в домоуправление приехал.
– То есть вы не бывший, а настоящий, лечащий врач?
– Вы же знаете, что на зарплату врача и сейчас не особо семью прокормишь. А в прежние годы ещё сложнее было. Так что многие шли в бизнес. И когда мне предложили стать соучредителем управляющей компании, я согласился. Потом стал директором... А работа врача – для души.
– Вам навыки, которые получили в медицине, в коммунальной сфере пригодились?
– Если уж разобрался в человеческом организме, то в ЖКХ всё-таки разобраться попроще.
«Запустишь выполнение заявок, и проблемы нарастают как снежный ком»
– Как вообще всё получилось?
– Наша управляющая компания была создана в феврале 2006-го. По инициативе собственников жилых помещений к нам на обслуживание перешли сначала 17 домов. Потом жители микрорайона увидели изменения в этих домах и стали переходить по решению общих собраний к нам на обслуживание. Сейчас у нас домов в два раза больше.
– Вы, наверное, дома поновее забрали, а те, что похуже, муниципалам оставили?
– Ничего подобного. Самому «молодому» около 30 лет, остальным намного больше. Начинали с нуля – с разбитых подъездов, залитых подвалов и т. д. Одних течей в кровлях было две сотни! Понял на своём опыте: главное – не запускать заявки, а делать по возможности всё своевременно. Стоит запустить, и проблемы нарастают как снежный ком. Потом их решать намного сложнее. А проблем хватает. Например, в прошлом году новую котельную в микрорайоне запустили. Когда начинался отопительный сезон, пока отрегулировали всё в домах, нашим сантехникам побегать пришлось. Но в целом проблем стало гораздо меньше и они другого характера. Например, нужно поставить во дворе выбивалку для ковров. Или, допустим, на детской площадке кто-то сиденья разломал.
– У нас обычное дело, когда человек приходит в домоуправление как будто просить об одолжении. А у вас как с этим?
– По-моему, домоуправление без взаимопонимания с жильцами вообще существовать не может. Вы заметили, что люди приходят сюда не выяснять отношения, что не слышно ругани? Идёт нормальный разговор: человек приносит заявку, мы смотрим, что можем сделать. А на первых порах был сплошной негатив. Несколько наших подъездов, домов и дворов становились победителями городского и районного конкурсов в 2009–2011 годах. Понятное дело, что это не только наша заслуга. Люди ходят жить по-человечески, сами следят за состоянием подъездов, обустраивают их. Когда жильцы видят: в доме что-то меняется к лучшему, – у них самих появляется заинтересованность следить за порядком в доме и возле него. И мы стараемся работать в тесном контакте с общественным советом микрорайона, председателями домовых советов. Кстати, большую поддержку получаем со стороны депутата Горсовета Тамары Яковлевны Максимчук, ее помощников, администрации района.
«Ещё в 2006-м добились капремонта по суду»
– Некоторые фирмы заманивают потребителей услугой «трезвый сантехник». А у вас такая есть?
– А у нас других сантехников и нет. Хотя у нас зарплата обычная, средняя по меркам Смоленска. Может, где и больше получают, но из затопленных подвалов не вылезают. А мы первым делом коммуникации заменили, нужно только поддерживать их в исправном, рабочем состоянии. Конечно, всякие случаи бывают. Но чтобы каждый день «туши свет, аврал» – такого нет. Поэтому и коллектив стабильный.
– По каким расценкам работаете?
– Наш тариф немного ниже того, что принят городским Советом.
– И что, хватает, чтобы содержать дома в порядке?
– Если бы не было неплательщиков, то, конечно, могли бы сделать больше. Долг жильцов за содержание и ремонт перевалил за 2,5 миллиона. Если бы эту задолженность погасили, качество обслуживания можно было бы заметно улучшить.
– 2,5 миллиона, конечно, солидная сумма. Но в других управляющих компаниях стонут, что за тепло, горячую воду им задолжали десятки миллионов.
– Это нас, к счастью, не касается. По законодательству, есть два вида управляющих компаний: в одних коммунальные услуги оплачивают через УК, в других – непосредственно в ресурсоснабжающую организацию. Мы выбрали такой, при котором отвечаем только за содержание общего имущества – общедомовые коммуникации, подъезды, вывоз мусора и так далее. Дома, которые мы обслуживаем, находятся на непосредственном управлении. Всё то, что внутри квартиры (если не относится к общедомовому имуществу) – допустим, смеситель в ванной, – зона ответственности самих жильцов. Сейчас многие управляющие компании проводят общие собрания, чтобы перейти на такой способ управления домом.
– А как же в таком случае с капремонтом?
– Под федеральный закон о фонде ЖКХ наши дома не попали. Способ управления «не тот». Но наши общественники хорошо изучили Жилищный кодекс. Шесть лет назад по суду добились капремонта дома № 22 по ул. Седова. В 2008-м его отремонтировали. Правда, до сих пор территорию не благоустроили, судебные приставы этим вопросом занимаются. Ещё восемь домов стоят в очереди на капремонт по решению суда.
– Восемь из домов, находящихся на обслуживании, – неплохой результат.
– Закон на стороне собственников жилья, к тому же у нас в штате есть грамотный юрист.
«Приходится судиться с коммунальщиками из-за воды»
– В своей-то квартире, наверное, вы все коммунальные проблемы решили?
– Увы, нет. Я живу в сталинке в центре города. Вода из крана идёт «летняя», градусов 36. И так во всём подъезде. В домоуправлении говорят: во внутридомовых системах проблем нет, это Теплосеть. Там посылают в домоуправление, мол, у них-то как раз всё нормально. Вот, приходится писать претензии и судиться с коммунальщиками.
– Если вам сложно пробить эту систему, то что же говорить о людях, не работающих в сфере ЖКХ...
– Да уж, задача не из простых. Освоить все тонкости управления и обслуживания многоквартирных домов нелегко, но при желании и наличии инициативных граждан, считаю, проблема решаемая. Не всё же зависит от управляющей компании, даже и от администрации города. По нынешнему законодательству очень многое зависит и от самих жильцов.