Краснодарский край: туристы - экстремалы поневоле
Смоленское турагентство не возвращает деньги за путёвки в Геленджик – это всего в 50 километрах от зоны бедствияСильнейшее наводнение в Краснодарском крае никого не оставило равнодушным. Из курортных зон эвакуируют отдыхающих. А уж ехать в такой ситуации туда, в Геленджик, решится не каждый: расстояние между Крымском и Геленджиком всего 50 километров...
Смолянка Галина Владимировна Натрина с подругой 27 июня пошли в турагентство «Лизатур» в Смоленске, чтобы выбрать путёвки для отдыха. Остановились на десятидневном туре в частный пансионат «Аннушка», что находится в Кабардинке, в десяти километрах от Геленджика. Подписали договор, заплатили деньги – по 7 тысяч 800 рублей за стоимость одной путёвки. Выезжать надо было в пять утра 9 июля на автобусе. Тогда ничто не предвещало беды. А 5 июля в СМИ начались сообщения о наводнении в Краснодарском крае. Но тогда информация была ещё скромной, говорили о десяти погибших. Дочь Галины Владимировны Ирина сказала матери, что ехать не стоит, неизвестно, как повернётся ситуация. А ситуация превращалась в трагедию, и когда по телевизору показывали зону бедствия, Ирина всё больше убеждалась, что маме ехать туда не надо. 7 июля они пошли в турагентство отказаться от поездки и вернуть деньги.
«Директор турагентства Елена Васильцова сказала: можете не ехать, деньги вернём, – рассказывает Ирина. – Я сказала, там уже немало погибших, людей эвакуируют, зачем же ехать в такой момент, это опасно. Директор попросила позвонить ей по телефону через два часа. Но телефон молчал. Позже директор турагентства перезвонила подруге моей матери и сказала, что возврата денег не будет: там, мол, всё нормально. 8 июля, накануне отъезда, она не отвечала на звонки. Я созвонилась для консультации с юристом, он сказал, что необходимо написать претензию и директор обязана её подписать. Удалось случайно в буквальном смысле поймать директора в офисе. Он был закрыт, на звонки не отвечали, только благодаря одной женщине, видимо, знакомой директора, когда ей открыли дверь, мы смогли передать претензию. Директор её не хотела подписывать, но потом куда-то позвонила для консультации и всё¬таки подписала, но сказала, что деньги возвращать не будет. По договору за возврат путёвки за два дня до начала поездки выплачивается только 25% от стоимости. Но мы ведь хотели её вернуть не потому, что передумали, а в силу сложившихся в Краснодарском крае чрезвычайных обстоятельств. Подруга матери всё-таки решила поехать, выехали они 9 июля в пять утра, должны были быть на месте 10 июля в шесть утра, но мы с ней созваниваемся, автобус очень медленно передвигаются – пробки, и они до места если доберутся, то 10 июля к вечеру. Дозвониться до турагентства невозможно, трубку не берут, дверь агентства закрыта. Нельзя же так поступать, зная, что туда опасно посылать людей. Конечно, кто хочет, тот может ехать, экстремалов достаточно, но в таких обстоятельствах должны вернуть деньги».
Комментарий юриста
«В таких чрезвычайных ситуациях турфирмы должны бы приостановить поездки на курорты Краснодарского края, особенно в места, пострадавшие от наводнения. А уж вернуть деньги за путёвку – долг фирмы, потому что человек, приобретая тур, не знал о грядущем наводнении. И морально неприлично не отдавать человеку деньги, – прокомментировал ситуацию юрист Лев Остапов. – Форс-мажорные обстоятельства обязаны включать в любой договор, это прописано в Гражданском кодексе, и на время действия ЧС приостанавливается действие всех договоров. Не могут человека принудить ехать по путёвкам туда, где сильнейшее наводнение, обязаны выплатить деньги».