Ещё раз про тополя
Предлагаем вашему вниманию две диаметрально противоположные точки зрения на проблему тополей – самых распространённых деревьев во многих среднерусских городах, в том числе – в Смоленске.Фото Александры Федотовой
Приглядитесь к тополям!
Очень много в Смоленске переросших и полузасохших тополей, которые, во время сильного ветра способны упасть и тем самым представляют реальную угрозу людям и строениям. Работникам «Зеленстроя» необходимо справиться с этой проблемой в первую очередь. Но не следует, по-моему, уничтожать растения полностью, отказываться от тополей как таковых. Ведь если эти деревья аккуратно обрезать, опасности от них не будет. Кроме того, тополь – дерево особенное, обладающее неповторимым очарованием…
Ранней весной, после первого тёплого дождика, от лопающихся тополиных почек исходит смолистый аромат, чуть позже, опережая другие деревья, оденутся тополя по-особенному яркой зеленью. За эти весенние радости можно простить тополям июньскую пуховую пору, вспоминая поэтические строки: «То не лебедь с лебедихой лёгкий пух роняют в пруд – тополь с белой тополихой в синем мареве плывут…» (Людмила Татьяничева).
По данным профессора кафедры лесного хозяйства Петрозаводского государственного университета Анатолия Царёва, тополь по способности очищать воздух от углекислого газа втрое превосходит липу, вчетверо – сосну и в семь раз – ель. Фитонциды, выделяемые тополями, эффективно оздоровляют воздух, убивая микробы. Стоит напомнить, что по этой причине из тополиной древесины изготавливали упаковочную бумагу, тарный картон, в частности, для изготовления пищевых стаканчиков – для мороженого и напитков. Тополь идёт на тарную дощечку, на спичечную соломку…
Исследования показали, что аллергию вызывает не сам пух, а та городская пыль, которая на них оседает. Поэтому надо бороться не с последствиями, а с причиной – загрязнением окружающей среды. К сожалению, в Смоленске распространены посадки тополя чёрного (осокорь), а это самый «зловредный» из тополей. Но даже он после обрезки не будет давать пуха около пяти лет.
Есть ещё один отрицательный аспект тотальной вырубки деревьев – это утрата национальной идентичности. Ведь тенистые раскидистые аллеи – это привычный знак русскости: именно так и должны выглядеть русские города и посёлки. В наших народных традициях, вспомните, серебристый тополь или берёза под каждым окном. Хочу напомнить стихи Есенина: «Клён и липы, в окна комнат Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят. Их давно уж нет на свете». Планомерное уничтожение деревьев в Смоленске – это забвение или даже презрение к памяти тех, кто сажал и выхаживал эти деревья, в том числе – в годы лихолетья.
Омар Хайям более 900 лет назад сказал: «Умно бывает постригать деревья!..» Увы, обкарнать их или спилить под корень, используя современную технику – как раз немудрено! С красивой невысокой кроной рос тополь напротив ЦУМа. Видимо, кому-то взор он затенял… Теперь на этом месте уже не первый год торчит пень. Нелишне отметить, что трудозатраты на резку и корчёвку деревьев гораздо значительнее, чем на обрезку.
Не все тополя имеют короткий век. В усадьбе Тенишевых вот уже более ста лет радуют глаз яркой зеленью дельтовидные тополя. У городского Центра культуры могучий красавец-великан тополь серебристый не имеет признаков увядания. Три таких же дерева живописно клонятся над озером у горбатого мостика в Лопатинском саду…
Роскошные тополя в Лопатинском саду Смоленска
Бесспорно, в городе есть примеры неподобающего состояния тополей. Например, деревья на улице имени Багратиона, у почтового отделения №25, необходимо вторично обрезать, поскольку отдельные ветви – совершенно сухие. Не секрет, древесина тополя хрупкая, именно поэтому деревья нуждаются в уходе, но это не повод сносить всё и вся. Например, грамотно и своевременно обрезанные тополя на проспекте имени Гагарина, около академии физической культуры, дали красивую шарообразную крону. Коротко обрезанные тополя по улице имени Нахимова образуют замечательную тенистую аллею у городского Дома культуры. Проходя весной под этими деревьями, вспоминаешь слова Антона Павловича Чехова: «Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом». Жаль только, что прошлым летом некая фирмочка спилила часть деревьев, и светятся там теперь пронзительно жёлтым цветом постройки барачного типа…
Юрий АЛЕКСЕЕВ (НОСЫРЕВ), читатель «СГ»
Тополя, прошедшие процедуру обрезки
"На тебе сошёлся клином белый свет…"
Тополь – это самая распространённая порода деревьев, которую можно встретить в Смоленске. Одна из главных причин – это очень неприхотливое быстрорастущее дерево. Срежь весной тоненький прутик, воткни в землю – и уже к осени будет молодой тополёк, который уже через 10 лет превратится в большое дерево. В 60-х и 70-х годах прошлого века тополь очень активно использовался для озеленения нашего города. Да и в целом в средней полосе России среди деревьев, используемых при озеленении, самым многочисленным считается именно тополь (51%). На втором месте – берёза (27%).
Но быстрый рост, помимо преимуществ, создает и большие проблемы. Уже 40-летнее дерево достигает зрелости и чаще всего прекращает рост. При этом диаметр ствола составляет около метра, а высота – 40-45 м. Большинство деревьев, высаженных в период массового озеленения города, уже достигли зрелости. А за зрелостью наступает старость, сопровождаемая болезнями, образованием внутренних пустот, гниением. Очевидно, высокие деревья, ослабленные болезнями, представляют серьезную опасность, поскольку могут рухнуть под порывами ветра. С ними надо что-то делать. Особенно если учитывать тот факт, что древесина тополя является мягкой и хрупкой.
Первый путь решения проблемы – обрезка. Но, к сожалению, большая часть тополей находится в том состоянии, что классическая кроноформирующая обрезка уже непригодна – они уже слишком большие и старые. Вот и кронируют их «а-ля столб». Получается не слишком красиво и отнюдь не безопасно. Дело в том, что такая обрезка резко уменьшает площадь кроны. И корневая система, изначально рассчитанная на обеспечение питанием большой раскидистой кроны, оказывается невостребованной и начинает отмирать. Дерево лишается опоры и может рухнуть в любой момент. Что и происходит, причём не только с явно кронированными деревьями.
Тополь, упавший во дворе Сергея Амелина
Совсем недавно в моём дворе рухнул тополь, раздавив припаркованный автомобиль. Рухнул днём, при отсутствии сильного ветра. Пожалуй, можно считать большим везением, что никто не пострадал. И это не первый случай. Несколько лет назад во время сильно ветра тополь рухнул на детскую площадку. И снова только чудом никто не пострадал. Это только то, что я сам лично видел. А сколько таких случаев в целом по городу? Очевидно, что полумерами тут не обойдёшься. И кроме кардинального решения проблемы (вырубки под корень) реальных альтернатив нет. Это – неизбежная плата за 30 лет бездействия, плата за отсутствие постоянного ухода за быстрорастущими деревьями.
Вырубка тополей имеет много противников. Однако спор по поводу старых деревьев, представляющих непосредственную опасность для жителей города, считаю неуместным и заниматься им не собираюсь. А вот на что менять эти деревья – вопрос очень актуальный. Сейчас, чаще всего, это всё те же тополя. То есть, меняем шило на мыло. И вновь рискуем получить те же проблемы, с которыми сейчас вынуждены бороться.
Главный аргумент сторонников тополей – они эффективно очищают городской воздух и при этом достаточно неприхотливы. Причём тополь преподносится как лучший производитель кислорода. Однако это далеко не так. Вот что пишут специалисты по этому вопросу: «Кислородная продуктивность дерева зависит не только от вида, но прежде всего от размеров дерева и от сезона. Она отличается для деревьев из разных типов леса, отличается для деревьев из естественной экосистемы и для деревьев, произрастающих в городской среде, она разная для деревьев, выращенных в древостое, в аллейной посадке или в качестве солитеров. Наряду с процессом фотосинтеза в деревьях протекает процесс дыхания, связанный с поглощением кислорода. Суммарный эффект от взаимодействия этих процессов в организме дерева в течении года с трудом поддаётся корректной оценке. Иными словами, ответить на вопрос «Какое дерево дает больше кислорода?» невозможно, как невозможно ответить на вопрос «Кто сильнее, тигр или лев?» или «Кто умнее, немцы или русские?».
Тополь, рухнувший у самолёта на улице им. Багратиона
Очевидно, что летом тополь будет давать кислорода много больше, чем деревья с меньшей площадью кроны. Но также очевидно, что в городских условиях дерево с большой площадью кроны и хрупкой древесиной потенциально опасно. Гораздо безопаснее вместо одного большого дерева иметь три маленьких. Кроме того, ограничение по высоте – это достаточно благоприятный фактор для формирования архитектурного ландшафта города. Не секрет, что летом в Смоленске существенная часть архитектурных достопримечательности скрыты густыми кронами деревьев, и туристы их не видят. В плане туристической привлекательности это совсем нехорошо.
Плюс быстрорастущий тополь дорог в эксплуатации, если так можно выразиться. Чтобы не накапливались проблемы и чтобы через 30-40 лет снова не пришлось срубать все тополя под корень, необходим тщательный уход за этими деревьями. Не случайно в постановлении правительства Москвы, регламентирующем порядок ухода за зелеными насаждениями, тополя вынесены в особую категорию, предусматривающую обрезку каждые 3-4 года, а прореживание кроны – каждые 1-3 года. Очевидно, что такой уход – это дорогостоящее мероприятие. Очевидно, что такого ухода в Смоленске не будет (банально нет денег в бюджете на эти нужды). Соответственно, лет через 30 нынешняя проблемная ситуация повториться. Не разумней ли найти альтернативное решение? Ведь тополь – не единственное дерево, хорошо растущее в городской среде. Взять бы тот же клён. Имеет мощную красивую крону, прочную древесину. Хорошо выдерживает пересадку и городские условия, ветроустойчив.
Так что на тополях свет клином не сошёлся. Искусственно создавать проблемы на будущее ради сиюминутной выгоды (дешевизны посадки), на мой взгляд, не по-хозяйски.
Сергей АМЕЛИН