Почему наши дети прыгают с крыш?
Детский суицид… От этого словосочетания мороз по коже, и сознание отказывается понимать: как? почему? Что должно произойти в жизни мальчика или девочки столь ужасного, чтобы они добровольно захотели умереть?! Казалось бы, ребёнок и смерть по его же воле – понятия несовместимые, но на поверку всё совсем не так.Специалисты условно различают три вида детских самоубийств: самоубийство-шантаж, самоубийство из любопытства и самоубийство из-за… нежелания жить. Разберёмся в причинах и следствиях каждого. Самоубийство-шантаж – это когда в истерике, на глазах у всех человек кидается из окна или пьёт уксусную кислоту, пытаясь привлечь к себе внимание близких или друзей, вызвать жалость или добиться исполнения желания. Самоубийство из любопытства – когда ребёнок совершает попытку самоубийства и наблюдает: а что будет дальше? Чаще всего подростки режут вены. Самый тяжёлый вариант – самоубийство из-за нежелания жить. Вот оно-то чаще всего и заканчивается смертью.
Как установили врачи-практики, примерно 95% случаев попыток суицида у детей и подростков носят демонстративно-шантажный характер. Однако надо помнить, что в 90% случаев из 100 происходят повторные попытки суицида! Взрослым нужно помнить и быть начеку.
Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Иринки: «Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал её угроз стал более жёстким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку — будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».
Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14-16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды — это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни. Жизнь любого ребёнка очень сложна, в ней множество трудностей и проблем. Взрослые считают, что это далеко не так. Мол, какие проблемы могут быть у детей? Но это заблуждение. Помимо своих проблем (которых может быть не так уж и мало: трудности в школе, неразделённая любовь, ссоры с друзьями и родителями и т.п.), ребёнок очень чутко воспринимает проблемы взрослых. При этом не стоит забывать, что у него ранимая психика и нет необходимого жизненного опыта, чтобы адекватно реагировать на происходящее.
В такие моменты он оказывается один на один со своим грузом трудностей и невзгод. Хорошо, если рядом близкий человек, с которым можно говорить о чём угодно, и этот человек не осудит, что бы ни случилось, а поймёт и поможет в меру своих сил. Ведь зачастую нужно лишь доброе слово, сказанное в роковую минуту, и опрометчивый поступок не воплотится в жизнь.
Взрослые часто недоумевают, почему внешне благополучный ребёнок совершил суицид? Но как они не помнят себя в таком возрасте, когда ничего не значащая вещь для окружающих доводила до отчаяния (непризнание сверстниками, недовольство родителей по всяким пустякам и т.д.)? Ко всему прочему следует помнить, что подростки переживают переходный возраст. А пережить его без потерь – в какой-то степени личное достижение, стоящее колоссальной затраты сил, и испытание воли, потому что находиться в пограничном положении когда ты уже не ребёнок, но ещё не взрослый, чрезвычайно сложно. В этот период подросток считает, что он никем не любим и никому не нужен. Всё видится ему в чёрном свете.
Когда-то давно считалось, что люди, покушающиеся на собственную жизнь, не совсем здоровы психически (т.е. делают это под влиянием психических заболеваний, таких, как шизофрения, эпилепсия и некоторые другие заболевания центральной нервной системы). Однако, как показывает современная статистика, 2/3 суицидов совершаются, как говорится, при ясном уме и твёрдой памяти.
В период психологического кризиса (острого эмоционального состояния растерянности и тревоги) родителям необходимо обращать внимание на симптомы суицидального поведения. Это могут быть разговоры о смерти и самоубийствах, желание пофантазировать на эту тему вслух, стремление к одиночеству, рассуждения на тему: «Я никому не нужен», «Всё равно никто не будет обо мне тосковать». Это и чрезмерное внимание к мотивам смерти в музыке, искусстве или литературе, завуалированные попытки «попрощаться» (дарение своих вещей и любимых предметов близким друзьям, приведение дел в порядок).
Если вы чувствуете близкую опасность, отложите все дела и останьтесь с ребёнком до тех пор, пока это настроение у него не пройдёт. Если вы думаете, что вы сами не справитесь с его желанием покончить с собой, убедите его обратиться за помощью к психологу.
Необходимо отметить, что многие из тех, кто покушается на самоубийство, вовсе не хотят умирать. Они просто утратили способность общаться с миром обычным способом. Для них сверхдоза таблеток или перерезанные вены — способ сообщить всем о глубине своего отчаяния. Некоторые из самоубийц, умирая, молятся, чтобы их кто-то нашёл до того, как наступит конец. А бывает и так, что неудачная попытка приводит к тому, что оставшуюся жизнь такой ребёнок проводит в инвалидном кресле или полностью утрачивает разум.
Большинство детей, склонных к суициду, подают окружающим своеобразные предупреждающие знаки — фактически кричат о помощи. Так обратите же на это внимание! Например, на то, что ваш ребёнок начинает слишком часто рассуждать о смерти, его настроение чересчур быстро меняется. Он методично приводит свои дела в порядок или, напротив, становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать, плачет без причины, раздаёт вещи, теряет аппетит, страдает бессонницей, утрачивает интерес к любимым занятиям, начинает вдруг плохо учиться, старается уединиться, становится отчуждённым. Любая странность — сигнал тревоги. Особенно опасен перепад в поведении — когда ещё вчера он был раздражителен и плохо спал, а сегодня вдруг успокоился и начал приводить все свои дела в порядок. Бейте тревогу! Не ждите, что всё пройдёт само собой. Вам пора вмешаться в его жизнь. Остановите его, подошедшего слишком близко к опасной черте.
Установлено, что покончившие или пытавшиеся покончить с собой дети имели более высокий коэффициент умственных способностей по сравнению со своими сверстниками. И, что самое главное, 78% суицидентов принадлежали к внешне благополучным семьям со средним и выше среднего достатком. Не знаю, как прокомментировать следующий факт и возможен ли комментарий вообще, но среди беспризорных детей к суициду, несмотря на всю трагичность их существования, прибегает лишь каждый десятый ребёнок (что, конечно, тоже немало, однако вполне объяснимо и с социальной, и с психологической стороны).
Коренная причина детских самоубийств — непонимание их как взрослыми (родителями, учителями), так и ровесниками. Основанием для ухода из жизни могут стать плохие отношения между родителями, из развод, смерть близких, унижение ребёнка родителями, боязнь жестокого наказания, несложившиеся взаимоотношения в школьном коллективе, неудачная первая любовь и другие стрессовые ситуации. Именно в эти моменты они ищут родительской поддержки и понимания, доброго слова и ласкового взгляда.
Как же можно предотвратить трагедию?
При исследовании множества подростковых самоубийств специалисты, занимающиеся данной проблемой, обнаружили одно сходное обстоятельство: у этих детей очень сильно нарушаются эмоциональные взаимодействия с семьёй, в частности, отношения с матерью. Как бы подросток ни был ориентирован на ценности своей возрастной группы, острота его переживаний становится несовместимой с жизнью, если он отвергнут в родной семье.
Смерть ребёнка обычно «запускает» у родителей механизм мучительного поиска ответа на вопрос: «Почему?», «Что привело его к столь роковому шагу?». И практически всегда родители признают в случившемся свою вину: упустили… не поняли… не обратили внимания…
Терзаясь чувством вины и идеей «искупления греха», они превращают в ад не только свою жизнь, но и жизнь близких людей.
Поэтому пересмотрите свои отношения с ребёнком, больше ему доверяйте, воспринимайте его как самостоятельную взрослую личность с его индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями.
Если он напрямик заявит о своём нежелании жить («Уж лучше повеситься, чем с вами жить! Выброшусь с балкона, порежу себе вены, утоплюсь»), то постарайтесь избежать провоцирующих реакций. Наиболее типичными ошибками многих родителей являются смех и фразы типа: «Ну и пожалуйста! Никто тебя удерживать не собирается», «Скатертью дорожка!»
В большинстве случаев, за этими фразами, от которых веет холодным равнодушием и ужасающим безразличием, родители прячут свой жуткий страх перед опасной ситуацией. Кроме того, они просто уверены, что и на этот раз их ребёнок выполнит всё с точностью «до наоборот» (ведь именно так он реагировал всё последнее время на их советы или просьбы!).
Но ваш ребёнок этого может не знать. И тогда ваш нервный смех он может принять за сомнение в его решительности и смелости, и, конечно же, попытается убедить вас в обратном даже ценой собственной жизни…
Поэтому будьте предельно осторожны в своих словах и действиях.
Самое главное — покажите ребёнку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Помогите ему увидеть этот выход!..
Татьяна КОБИЗЬ, доцент кафедры социальной педагогики и работы с молодёжью СмолГУ