Не пора ли создавать в Смоленске службу эвакуации машин?
Снова погода радует нас своим разнообразием и непостоянством. И снова коммунальные службы оказались не готовы к её сюрпризам. Снова их запоздалые попытки исправить ситуацию заставляют нас, налогоплательщиков, мучиться, преодолевая последствия очередных подарков природы.Не успели мы порадоваться тому, что наконец-то к нам пришла долгожданная весна, как с неба посыпался запоздалый снег, причём в огромных количествах. Улицы снова завалило белоснежным приветом зимы, который тут же начал таять. Везде стало грязно и мокро. А снег всё падал и падал, так что почти каждое утро приходилось снова доставать свои автомобили из сугроба, хотя на календаре уже весна. Дворы утонули в грязной снежной каше, буксующих в ней автомобилях и глубоких лужах, через которые прыгают пешеходы.
Но самое интересное ждало потом, когда начались ночные морозы, и все эти элементы уличного экстрима замёрзли. Во дворах стало действительно ни пройти, ни проехать. Об эти ужасные дорожные препятствия можно сломать ноги и погнуть колеса. Передвигаться стало действительно невозможно. А для автолюбителей и их автомобилей опасно то, что тающий снег замёрз так, что теперь можно повредить резину на колёсах об острые ледяные гребни. Да и езда по такому рельефу, похожему на искусственное покрытие полигонов для испытания подвески автомобиля, крайне негативно сказывается на наших автомобилях. Нам такие испытания совершенно не нужны, особенно с учётом того, что они обойдутся внушительным чеком из автосервиса после ремонта подвески.
Сюрприз автолюбителям приготовили городские коммунальщики в ночь с 4 на 5 марта. По основным улицам прошлась снегоуборочная техника, но на въезде во дворы так и были оставлены отвалы снега, убранного с дорог. Причём снега со льдом! Было очень неприятно пробивать путь к дому своим автомобилем. Ведь чтобы преодолеть такое препятствие, нужно было разогнаться и разбить его своим бампером. А те, кто побоялись за состояние автомобиля и не захотели платить за ремонт и покраску бампера, пытались преодолеть это препятствие на маленькой скорости, аккуратно. Естественно, далеко не всем это удалось. Так что всю ночь можно было наблюдать «висящие на пузе» такси, которые пытались заехать во дворы, не повредив автомобиль. Ведь немногих клиентов такси волнует дорожная обстановка, они заказывают такси к подъезду и ожидают его там же, а не возле въезда во двор. Мало того, что по самим дворам ездить невозможно, так ещё и во двор не попасть.
Наплевательское отношение: дорогу убрали – и ладно. И так сойдёт. Во дворы пусть сами дорогу пробивают.
Печально то, что попавшие в такую ситуацию автомобилисты оказываются в очень сложном положении: глубокой ночью автовладелец застревает в луже, грязи или снегу, особенно если он ехал один, а с ним нет ни лопаты, ни других вспомогательных средств. Звонить спящим друзьям и знакомым, вытащить их из постели и вызвать на помощь совесть может позволить далеко не каждому. А редкие проезжающие мимо автомобили вряд ли остановятся. Максимум, на что можно рассчитывать, это на то, что остановятся сотрудники дорожной полиции, чтобы проверить документы и понюхать, не пьян ли водитель. Однажды, оказавшись в подобной ситуации, мы пытались выбраться своими силами. Это был пригород, снег был глубокий. Автомобиль сел, казалось, безнадёжно. И мороз на улице больше 20 градусов. По дороге за два часа не проехало ни одного автомобиля. Звонить в четыре утра было некому. И лопаты с собой не оказалось. Был только домкрат и железный диск, неизвестным образом оказавшийся в багажнике. Из-за того, что машина лежала прямо на снегу, приходилось руками откапывать снег под днищем, подкладывать туда диск, ставить на него домкрат, поднимать машину, ложиться на снег и выкапывать его из-под днища руками. После этого можно было продвинуться на автомобиле сантиметров на 10-20, даже если помогать ему движением «в раскачку» и толканием. После чего операция повторялась. И так около двух часов.
Когда автомобиль выехал, мы взглянули на проделанный путь: не верилось, что столько снега можно было откинуть голыми руками. А могло бы и не быть такой ситуации, если была бы служба, которая спасает застрявших водителей. Перед тем как выгребать снег, обзвонили все городские такси. Но на просьбу найти «Ниву» или «УАЗ», чтобы вытащить машину без особого для них труда, нам отказывали. Причём ещё и удивлялись такой наглости. А ведь просьба об услуге совершенно обоснованная. Казалось бы, что городским такси стоит иметь в каждой смене хотя бы один внедорожник, который будет так же ездить по заказам, как и обычные легковые автомобили, но в случае необходимости поможет автомобилистам, попавшим в подобные ситуации? Ведь таких ситуаций возникает множество. Да и компаниям в список предоставляемых услуг можно было бы добавить ещё одну полезную услугу, которая пользовалась бы популярностью и наверняка помогала бы фирме приобрести дополнительную добрую репутацию и благодарных клиентов. Ведь автомобилисты, попавшие в такие ситуации, надолго запомнят название выручившего их такси. И ждать они готовы долго, у них в любом случае нет другого выбора. И деньги платить они готовы, лишь бы их автомобиль снова беспрепятственно ехал по дороге своим ходом. Так что в городе давно назрела необходимость создания «службы спасения автомобилей». Или хотя бы новой услуги такси. Ведь обычный эвакуатор не справится с такой задачей: иногда до застрявшего автомобиля он просто-напросто не доедет сам. Так что есть надежда, что не останется без внимания свободная ниша бизнеса – служба по спасению автомобилистов нашего города в те моменты, когда им больше некому помочь.
ОПРОС
Довольны ли вы уборкой снега в Смоленске?
Сергей, водитель:
– У нас утром приезжал трактор, даже объявления на подъездах за три дня до этого повесили, чтобы автомобилисты убрали машины, потому что чистить будут с такого-то времени по такое-то. К назначенному часу машин во дворе не то что не убавилось, а даже прибавилось. Видимо, самим автомобилистам нравится снег возле машин ногами расчищать, с разгона заезжать на места для парковки, да ямы и ледяные колеи преодолевать, а потом ругать коммунальщиков, погоду, власть. А ругать надо самих себя. Но русскому человеку вообще несвойственно себя в чём-то винить. Хотя, казалось бы, что тут сложного, выгнать машину из двора на дорогу, чтобы почистили двор, и снова поставить свои автомобили, но уже в чистом дворе, а не в барханах ледяных, по которым проехать нельзя. А часто вообще получается так, что треть стоящих машин принадлежат жильцам соседних домов. Вот и получается, что жильцы нашего дома машины убирают, а на их место спешат встать соседи. Но не вешать же по всем соседним домам объявления, что в определённое время возле нашего дома будут чистить снег трактором? Хоть дворника поставь, который будет соседей предупреждать. В общем, проблемы во дворах – результат хамского отношения друг к другу.
Валентина, продавец:
– У нас получается, если не позвонишь в коммунальную службу, то снег и чистить не будут. Так что приходится после каждого снегопада звонить им. Сами же они не в курсе, что снег выпал. Сначала наморозили снега, льда – толстенная корка, а теперь дворник уже неделю целыми днями этот лёд долбит. Хотя дел-то – каждое утро откинуть хотя бы лопатой свежевыпавший снег. И долбить ничего не пришлось бы. Или трактором пройтись – вообще работы на десять минут. В перерывах между снегопадами никто ничего не убирает, а когда выпадет снег, будут нещадно эксплуатировать технику с двойной нагрузкой. В итоге и дело не сделают, и технику загоняют до смерти, а новую потом за наши же деньги будут покупать.
А бывает и так, что стоянка машин днём свободна. Рядом стоит пара тракторов, трактористы стоят рядом, о смысле жизни беседуют. А чистить трактор приезжает вечером, когда всю стоянку автовладельцы уже заставили. Ну вот и как с таким сознанием работать? Мы вообще в прошлом году технику ждали-ждали, потом пошли в коммунальную службу с письменным заявлением, что если дворы не чистят, пусть пересчитают платёжки и деньги вернут. С тех пор всё равно не видно никого, один дворник трудится, а техника так до нас и не доехала. И вот кому на это жаловаться, если все только деньги считать научились и штрафы присылать, а мы им только платить обязаны.
Александр Петрович, инженер:
– У меня во дворе дороги не чистят. Как оказалось, это даже хорошо. Автомобили их раскатали, ездить можно. Местами даже припарковаться и выехать с парковки не составляет труда. А вот во дворах на соседней улице дороги почистил трактор. Казалось бы, дело хорошее. Вот только расчистил он всего одну полосу. Разъехаться с кем-либо невозможно: снег скинули прямо на места парковки и припаркованные там автомобили. Людям ни припарковаться, ни выехать. Им можно только посочувствовать. Конечно, если выгонять все автомобили из двора и чистить так, чтобы самосвал вывозил снег, то толк от такой чистки будет. А если делать так, как у нас всё делается, на авось, то ничего хорошего из этого не выйдет, только время и деньги тратить. Интересно, когда-нибудь кто-нибудь контролировал качество проделанных по уборке снега работ? Думаю, что нет!
Мария, бухгалтер:
– У нас председатель правления дома ходила по всем квартирам и спрашивала номера автомобилей, чтобы в случае чего можно было позвонить и попросить убрать машину для очистки двора от снега. В прошлом году такого не было, поэтому было очень проблематично во двор заехать, особенно ближе к весне, когда и люди, и автомобили в рыхлый снег проваливались. Кому-то повезло с сознательными дворниками, те тоже записывают в блокнот номера машин и спрашивают у владельцев номера квартир, всё равно ведь видят, когда они приезжают. Если машина мешает трактору или мусоровозу, то звонят в домофон и просят переставить. Автовладельцы, кстати, могли бы оставлять под лобовым стеклом листок с номером сотового телефона или номером квартиры. Так уже давно делают во многих цивилизованных странах. Полезно и на случай, если автомобиль мешает проехать или припарковаться другим жильцам дома.
"Смоленская газета" ведёт собственный опрос "Кто убирает снег в вашем дворе?" - см. колонку справа, под "Фоторепортажами". Промежуточные результаты - здесь