Почему в Смоленске закрыли физико-математический лицей
МОУ quot;Смоленский физико-математический лицейquot; было награждено дипломом. Вручали его в августе 2010 года на городской педагогической конференции, так называемом августовском педсовете. А уже в октябре, через полтора месяца, экспертная аккредитационная комиссия Департамента Смоленской области по образованию и науке пришла к другому выводу: приказом по департаменту статус этого учебного заведения был изменён. Лицей вновь стал средней школой №28, даже без углублённого изучения математики и физики.Выпускники 2011 года, поступавшие когда-то в лицей, получили аттестаты об окончании средней школы №28. Конечно, такое не могло порадовать ни детей, ни их родителей.
С 1938 года средняя школа №28 находится в здании на ул. Пржевальского. В годы войны в нём располагались то наш, то немецкий госпитали. В своё время это учебное заведение было до отказа заполнено учащимися. Но время шло, и к началу 2000-х годов учащихся становилось всё меньше. В этом районе практически не строится жильё, а в существующем проживают пенсионеры, люди среднего возраста, чьи дети и внуки уже выучились. Кроме того, рядом находятся гимназия имени Пржевальского, недалеко школа №8 с углублённым изучением иностранных языков, экономическая гимназия. Конкуренция на рынке образовательных услуг огромная. А родители хотят дать детям хорошее образование и считают, что лучше учиться в гимназии, чем в школе. Получилось так, что контингент учащихся стал стремительно снижаться, их стало меньше двухсот. Как выжить и сохранить учебное заведение? Началась работа с кадрами по повышению квалификации. В результате большой работы родилась идея коллектива и ряда учёных СмолГУ о реорганизации средней школы №28 в Смоленский физико-математический лицей. Были подготовлены необходимые документы, создана нормативно-правовая база, выбраны соответствующие программы, учебники, укреплена материально-техническая база. Появились два компьютерных класса, интерактивная доска. СмолГУ предоставил возможность использовать свою базу. Содержание образования изменилось, учащиеся 8-11 классов стали углублённо изучать математику, физику, информатику. Преподавали аспиранты, кандидаты, доктора наук университета.
18 августа 2008 года постановлением №1171 администрации Смоленска школа была реорганизована в лицей. И контингент начал расти, на конец этого учебного года он составил 320 учащихся, а 1 сентября 2011 года собирались встретить уже 350. Произошла не просто смена вывески, преподавание предметов соответствовало новому статусу физико-математического лицея. И уже на второй год после преобразований появились результаты. Победа в городском конкурсе quot;Школа-2010quot;. Высокие результаты образовательного процесса – явное доказательство качественной подготовки учащихся. Лицей выпустил медалистов и в прошлом учебном году, и в этом. Весьма высокие результаты по ГИА, ЕГЭ. Лицей на первом месте по среднему баллу в сдаче ЕГЭ по математике и физике среди общеобразовательных учебных заведений Смоленска в 2011 году. Процент выпускников, которые получили 75 баллов и более по математике, физике, информатике, русскому языку, увеличивается, что тоже свидетельствует о высоком качестве образования.
Аккредитацию этому учебному заведению надо было пройти до июня 2010 года. Предоставляли все необходимые документы учредителю – администрации Смоленска, но их возвращали, объясняя, что необходимо подождать, когда процесс будет проводиться организованно.
18 июня 2010 года Департаментом по образованию и науке был подписан приказ о введении временного порядка проведения государственной аккредитации образовательных учреждений области. 6-7 октября 2010 года в лицее работала экспертная аккредитационная комиссия. Было проведено совещание членов комиссии и администрации лицея, но конкретного заключения не прозвучало, хотя главные выводы должны были сообщить: будет учебное заведение аккредитовано как лицей или нет? Два показателя оценили как критические: состояние нормативно-правовой базы и работа с одарёнными детьми.
– Мы не могли согласиться с такими оценками, – говорит руководитель лицея, кандидат педагогических наук Антонина Медведева. – Нормативно-правовая база разработана, возможно, в неё необходимо вносить коррективы, но это совсем иное дело. Концепции работы с одарёнными детьми не было, как требовалось критериями деятельности, но план работы с этой категорией детей был, он является частью концепции развития лицея. План к рассмотрению комиссией не принимался. Формальный подход! И главное экспертное заключение мне было вручено в день издания приказа по департаменту об изменении вида учебного учреждения – снова школа №28. Даже без углублённого изучения математики, физики. И уже шесть позиций были оценены как критические. Я пыталась выяснить причины. Например, пишут в заключении: quot;Привести учебный план в соответствие с государственными требованиямиquot;. Это общие слова, конкретно, в чём он не соответствует? Но мы же профессионалы и знаем: учебный план соответствует государственным требованиям. Я обращалась в различные инстанции, пыталась доказать, что экспертное заключение не соответствует действительности, но моих доводов не слышали. С 1 июня мы окончательно лишились статуса лицея.
Это первый случай в Смоленске, когда учебному образовательному заведению понизили статус. И непонятно почему. За полтора месяца до аккредитационной комиссии лицей был победителем городского конкурса и вдруг потерял своё лицо. Такое же невозможно! Коллектив школы при помощи учёных Смоленского государственного университета сделал всё возможное, чтобы сохранить учебное заведение, боролся за это серьёзно, улучшая качество образовательного процесса. Поверить, что лицей, победивший в номинации quot;За лучшую организацию учебного процессаquot; в городском конкурсе, через полтора месяца перестал соответствовать уровню, невозможно. Уверена, тут есть другая причина. И она, на мой взгляд, в помещении. Оно в центре города. Лакомый кусочек. Если теперь это уже не лицей, то начнётся отток учащихся. Родители и дети ищут образовательные учреждения, где идёт углублённое изучение предметов. Будет мало учащихся, школу признают нерентабельной, можно будет принять решение о слиянии её с другой.
Были бы другие времена, склонил бы педагогический коллектив колени перед неизбежным… Впервые за советскую и новую историю образовательное учреждение решило отстаивать свои права через суд. Не побоялись вышестоящих начальников. Правильно ли проводилась аккредитация? Экспертная комиссия проверяла итоги за пять лет. А лицей существует только с 2008 года. У школы №28 показатели были низкими, а у лицея – высокие.
Имеется экспертное заключение комиссии СмолГУ в составе доцента кафедры методики обучения математике, физике и информатике В.М. Царенко, доцента кафедры методики обучения математике, физике и информатике Н.А. Максимовой, доцента кафедры методики обучения математике, физике и информатике Н.М. Тимофеевой. В частности, в нём говорится: quot;Экспертный совет отмечает наличие углубления по предметам физико-математического цикла во 2-7 классах лицея за счёт увеличения часов на предметную подготовку по математике и информатике и введения кружковых и факультативных занятийquot;.
Арбитражный суд Смоленской области 25 апреля 2011 года вынес решение не в пользу образовательного учреждения. Но впереди аппеляционные суды в Туле, Брянске. Не хочется, чтобы педагоги и учащиеся были выброшены на улицу.