Нужны ли Смоленску подземные переходы?
Строители подземного перехода на площади Победы в течение двух последних месяцев 2010 года не проявляли никакой видимой активности. Возникло впечатление, что строительство «заморожено». И слухи о том, что подземный тоннель под Большой Советской будет готов к концу минувшего года, оказались не более чем домыслами, хотя подобные заявления делали представители городской администрации и ГИБДД. И только несколько дней назад, проходя мимо металлических ограждений, можно было заметить, что работы возобновились. Почему же строительство застопорилось на столь продолжительный срок? Не повторится ли подобная ситуация некоторое время спустя? И когда же закончится строительство перехода? Это попытался выяснить корреспондент «СГ».Подземный переход на площади Победы строит Смоленская строительная компания, но заказчиком работ, контролирующим их качество и сроки исполнения, является ОГУ «Управление капитального строительства Смоленской области».
По словам директора учреждения Рафаиля Фаизова, строительство первой ветки перехода (через Большую Советскую) ведётся в два этапа. Первая часть должна быть создана к 1 марта, а вторая – к началу мая 2011 года. Ещё две ветки с подземной галереей под улицей Дзержинского будут готовы к декабрю 2011 года. Подземная галерея представляет собой тоннель, который соединит две ветки перехода через проспект Гагарина и улицу Дзержинского и позволит, не поднимаясь на поверхность, пересечь и проспект, и улицу.
- Графиком производства работ, являющимся приложением к государственному контакту, окончание строительства перехода через Большую Советскую до конца декабря не предусматривалось. И строительные работы с конца октября по настоящее время не приостанавливались. Они велись, но не так активно, как в первые месяцы, – рассказал Рафаиль Фаизов. – Некоторая задержка в производстве работ была вызвана тем, что генподрядчик, т.е. ООО «Смоленская строительная компания», своевременно не разместило заказ на изготовление железобетонных изделий. Поэтому они были в кратчайшие сроки изготовлены на заводе «ЖБИ-2». Тем не менее эти задержки не вызвали отклонения от установленного графика строительно-производственных работ. Ускорить сроки производства работ можно было бы только в том случае, если бы в Смоленске был серийный выпуск сборных несущих железобетонных конструкций.
- Первый вице-губернатор Александр Логутов заявлял о том, что сроки выполнения работ сдвинулись из-за того, что подрядная организация в одностороннем порядке решила изменить проект, не согласовав ни с кем своих действий…
- Генподрядчик хотел перейти на монолитное производство подземных переходов. Но закон таков, что если по условиям аукциона строительство должно вестись из сборных конструкций, то переходить на другой вид строительных работ запрещается. Вероятно, при монолитном производстве можно было избавиться от некоторых трудностей при строительстве, например, обойти телефонную канализацию. Вместе с тем монолитное строительство не имеет существенных преимуществ перед блочно-модульным.
- Ходят слухи, что подземные переходы построят рядом с «Гамаюном» и на пересечении улиц Николаева и Октябрьской революции. Насколько достоверна эта информация?
- Через управление капитального строительства проходят все проекты, которые финансируются из федерального и областного бюджетов. Подземные переходы относятся к этой категории сооружений, но никакой информации о планах строительства подземных переходов в других частях Смоленска УКС не располагает.
У научного сотрудника отдела охранных раскопок Института археологии РАН Георгия Пронина другой взгляд на ситуацию:
- Подземные переходы нужны Смоленску, как воздух, спору нет. Но необходимость и реализация замысла – вещи разные. Организация строительных работ оставляет желать лучшего. Почему на два месяца строительные работы были приостановлены? Если причиной тому подземные коммуникации, то почему их не нельзя было вынести в более короткие сроки? Плохую организацию работы пытаются оправдать ссылкой на медлительность археологов. Могу сказать, что в конце прошлого года строительство приостановилось вовсе не из-за того, что мы ковырялись ножичками и кисточками. Когда был вырыт пятиметровый котлован, выяснилось, что не хватает бетонных конструкций, – неужели нельзя было предусмотреть этого заранее? Сотрудники Института археологии каждый день совершали дежурный визит на строительную площадку: одна и та же картина – никакого подвижек!
Археологические изыскания, проводимые нами вслед за строителями, приводили и ещё приведут к приостановкам прокладки подземного перехода, но никакого существенного влияния на временные рамки строительства не окажут, поскольку мы работаем очень оперативно, в течение одного-двух дней выполняя необходимые работы (представители УКСа утверждают, что археологи задержали строительство как минимум на две недели).
По идее, археологические изыскания должны предварять земляные работы, но система тендеров и госконтрактов сжимает временные рамки и вынуждает совмещать археологические и строительные работы.