Проблемная зона

Куда переезжает музей "Смоленский лен"?

31 января 2011 года в 16:14
В декабре 2010 исполнилось 30 лет музею «Смоленский лён». Юбилей пришёлся на смутные времена: поскольку Троицкий монастырь возвращён православной церкви, музею необходимо в кратчайшие сроки переезжать. Вот только куда? Об этом "СГ" рассказала Людмила Синицына, зав. кафедрой музейного дела и охраны памятников института искусств.
В создание музея льна вложили свой талант, опыт, знания сотни людей: строители, реставраторы, музееведы. Автором идеи и деятельным её реализатором стал первый секретарь Смоленского обкома КПСС Иван Ефимович Клименко. Несмотря на колоссальную занятость, он находил время лично следить за тем, как велись реставрационные и строительные работы, интересовался проектом музейной экспозиции.
В 80-х годах музей стал настоящим центром передового опыта в области льноводства. Большая часть его экспозиции была посвящена работе учёных-селекционеров, передовым технологиям, внедрявшимся на Смоленском льнокомбинате, льнозаводах и полях Смоленщины. Экспозиция отличалась многоплановостью, поэтому была интересна и специалистам сельского хозяйства, и работникам текстильной промышленности, и искусствоведам, и этнографам. Среди посетителей музея – первые лица государства, известные учёные, деятели культуры и искусства. По приглашению И.Е. Клименко в июне 1984 года «Смоленский лён» осмотрел член политбюро Михаил Горбачёв.
В начале сложных 90-х годов музей переживал период кризиса, это было связанно со сменой идеологических приоритетов, материальными трудностями, отсутствием у областного руководства интереса к музеям, да и вообще к культуре. Тогда коллектив музея обратился к новым формам научно-просветительной работы. Основной акцент был сделан на возрождение этических и эстетических национальных ценностей. Задачей музейных педагогов было увлечь современного ребёнка образами старинной праздничной культуры. Она формирует качества, в которых испытывает дефицит современное общество: коллективизм, уважение к старшим, бережное, или, точнее, благоговейное отношение к природе, окружающему миру.
В то время музей работал в тесном контакте с городским отделом народного образования. В его стенах проходили выставки детского творчества, в которых участвовали российские и белорусские школьники. Особое внимание уделялось возрождению и пропаганде народных ремёсел. Музейные работники сначала сами овладели приёмами традиционного ткачества, кружевоплетения, вышивки, а затем организовали кружки рукоделия для посетителей.
Музей стал центром по изучению народного костюма. Для смолян, занимавшихся тогда народными ремеслами, «Смоленский лён» стал вторым домом. Здесь можно было получить консультацию по тем или иным приёмам рукоделия, выполнить зарисовки узоров с подлинных экспонатов, принять участие в выставке. Особо любимым местом для посетителей была интерактивная зона, где каждый пришедший в музей мог приобщиться к такому древнему виду ремесла, как ткачество.
Таким образом, «Смоленский лён» развивался как экологический музейный образовательный центр. А это направление является приоритетным. Его основоположниками стали французские музееведы Ж.А. Ривьер и Ю. де Варин. В их концепции экомузей – это своего рода школа, вовлекающая местных жителей в деятельность по изучению и охране наследия. Для экомузея не существует понятия шедевра и вообще денежного выражения ценности предмета. Музейные экспонаты – это символы жизни и культуры конкретной эпохи. Они сохраняют коллективную память, навыки, умения, традиции населения небольшой территории. Экомузей сохраняет нематериальные формы бытования культуры: исторические технологии, обряды, фольклор.
«Смоленский лён» должен переехать. Это дело решённое. Проблема в том, что у музейных работников нет достаточно времени, чтобы должным образом подготовиться к переезду. В музейном деле спешка к добру не приводит, а новые хозяева Троицкого монастыря проявляют настойчивость и требуют сменить прописку как можно скорее. Никольская башня, куда обещают перенести экспозицию, пока находится в стадии реконструкции и не готова принять «новосёлов». Временным пристанищем может стать отдел истории Смоленского музея-заповедника, где под экспозицию выделят один-два зала. Но это явно неподобающее место для современного, передового музея с такой богатой историей. И кто знает, как скажется на экспонатах длительное пребывание в режиме постоянного переезда?
Такому уникальному музею, как «Смоленский лён», не пристало ютиться в нескольких залах. К тому же переезд опасен ещё и тем, что под сурдинку музей может просто исчезнуть, выродившись в банальную мелкую экспозицию, а здание, в которое по планам он должен перебраться, передадут какой-нибудь другой организации, сделав вид, будто о музее забыли: есть, мол, у него помещение. Этого нельзя допустить. За экомузеями будущее, и «Смоленский лён», созданный с такими стараниями, достоин того, чтобы занять отдельное, специально подготовленное здание.
Кто ответит за безопасность пешехода?
Плохая видимость

Другие новости по теме