Ребрендинг Смоленска – шаг в пустоту?
В морозные новогодние деньки дыхание 1150-летия Смоленска стало особенно горячим. Под сурдинку праздника мэрия выпустила туристскую карту. Поскольку прежде мне в руки ничего подобного не попадалось, я подумал, что в новейшей истории Смоленска это первый подобный путеводитель. В отделе международных связей поправили – третий. Что ж, вполне сносная полиграфическая продукция с исчерпывающим обозначением достопримечательностей центральной части древнего города, гостиниц, кафе, развлекательных центров и т.п. Вызывает удивление только то, что местом распространения справочной литературы стала сеть закусочных. Она обозначена на карте, и раздача путеводителей вполне могла сойти за ненавязчивую саморекламу. Но не преждевременен ли вброс подобной туристической продукции? Или, может быть, выпуск карты – очередной этап подготовки к 1150-летию, а уж когда она разлетится по карманам, кабинетам и мусорным бачкам – до или после 2013 года, не так и важно: главное – поставить галочку и потрясать своими достижениями на совещаниях, выставках и форумах?А может быть, туристская карта – шаг к возрождению утерянного рекреационного брэнда? Если так, то нет ничего удивительного, что о достопримечательностях решили напомнить сначала туземцам: туристов-то в новогодние дни в Смоленск не заманишь.
Как ни печально, но огрехи, допущенные турагентством, разработавшим компактный путеводитель, бросают неприятную тень на благое начинание. Но сначала о достоинствах. Чего только нет на уменьшенном изображении исторического центра Смоленска! Любопытные сведения может почерпнуть даже коренной смолянин, исходивший родной город вдоль и поперёк. Один пример. Оказывается, даже улица Воровского не обделена архитектурными изысками, на ней стоит представляющий историческую ценность дом купца Тураева.
Дотошность создателей путеводителя вывела на свет некоторые пикантные моменты культурного пространства Смоленска. Чего стоит только то, что в бывшей церкви святого Тихона размещается выставочный комплекс «Смоленская крепость», говоря откровеннее, музей русской водки!
Странная история приключилась с лодочной станцией. Для потенциальных туристов не может не представлять интерес место, где берут на прокат катамаран или лодку. Но оно обозначено невнятно, едва заметными символами, и если ничего о лодочной станции не знаешь, то непременно упустишь её из виду.
А чем объяснить странное перемещение в пространстве парка Пионеров? Срезанный под комель зелёный уголок на карте расположен не вдоль прясел крепостной стены с Моховой башней, а на месте Шейнова бастиона. Что это – ошибка картографа или тревожный звоночек, признак того, что от бывшего парка осталось одно название, которое можно повесить куда угодно, хотя бы на разместившийся поблизости Шейнов бастион?
Очень симптоматично, что исторический ландшафт утратил один из старейших кинотеатров Смоленска – «Смена». Закрывая его два года назад на реконструкцию и передавая инвестору, городские власти обещали сохранить культурный профиль кинозала. Но, видимо, судьба «Смены» действительно висит на волоске, раз даже глава администрации не готов поручиться, что здание бывшего литовского театра останется детским кинотеатром. Может быть, разработчики карты осведомлены об этом лучше простых смертных и не стали обозначать кинотеатр, превратившийся в культурный фантом?
Печальная участь постигла также театр кукол. Его строительство входит в программу подготовки к 1150-летию Смоленска, но на карте он оказался заслонён рекламным модулем одной из закусочных. И это более чем странно. Неужели даже в обновлённом состоянии он окажется настолько невзрачным, что не будет представлять никакого интереса для любопытных туристов?
Юбилей – самое подходящее время для того, чтобы исправить ошибки истории. Я имею в виду путаницу с названиями башен Орёл и Веселуха. Капризы народной памяти иначе как вопиющей исторической несправедливостью и возмутительной несуразицей назвать трудно. Новенькая карта сохранила и растиражировала превратную последовательность названий башен, ту, к которой мы все привыкли. Но вот в книге, посвящённой 400-летию крепостной стены, на литературном и архивном материале филологи-краеведы доказали, что башня, которую мы по укоренившейся привычке именуем Орёл, на самом деле называется Веселухой, и наоборот. Живописные холмы и поляны, куда любят выезжать на пикник горожане, не оставляют сомнений в том, какая башня по праву должна называться Веселухой. А башне, которая наблюдательным пунктом высится за Покровской церковью и откуда как на ладони был виден лагерь польских войск во главе с Сигизмундом III, должно быть возвращено исконное имя Орёл.
Почин выпускать путеводители по Смоленску подхватила одна из смоленских газет. Но её буклет не даёт картины объектов туристической инфраструктуры. Если городская администрация действительно преследовала цель ознакомить туриста с достопримечательностями и необходимыми ему, туристу, заведениями, то в путеводителе-справочнике, изготовленном небезызвестной газетой, туристская карта тонет в потоке рекламы, которая продвигает не только кафе и гостиницы, но и производителей керамической плитки, электрических обогревателей и жалюзи.