Колхозная площадь в Смоленске исчезнет?
Похоже, в скором времени привычная Колхозка перестанет быть площадью. Вместо неё в Смоленске появится ещё один торговый центр...Начиналось с Кукуйской слободы?
Согласно плану города Смоленска, ранее на месте нынешней Колхозки было две площади – Сенная и Базарная, а также часть Кукуйской слободы.
Здания по периметру площади построены в основном в послевоенное время. Угловой корпус швейной фабрики, частично повреждённый в войну, восстановлен в первоначальном виде.
С давних времён на этой территории по средам, субботам и воскресеньям проводились базары, привлекавшие жителей всех районов города. Остальные базары (Краснинский и другие) имели небольшое значение. Планировка и архитектурное оформление площади сформировались в послевоенные годы. Тогда был заново построен крытый рынок. К нему с юга (со стороны Днепра) прилегает рыночная площадь. Торговать стали не только в базарные дни. На рынке до сих пор помимо смолян работают приезжие из Беларуси, Украины, Закавказья, Средней Азии и других стран. Местные жители по-прежнему продают здесь свежие сельскохозяйственные продукты.
В центре площади до осени 2001 года был сквер. Его разбили на месте двух доходных домов, построенных в конце XIX века. В центре сквера долгие годы стоял памятник, похожий на «Серп и молот» в Москве, но абсолютно сельский.
А исходные данные?
Сейчас Колхозная площадь – крупнейший в Смоленске транспортный узел. Через площадь проходят основные транспортные маршруты, связывающие Заднепровье с Ленинским и Промышленным районами. С юга к Колхозной площади подходит улица Беляева, с запада – улицы Кашена и Желябова. В восточном направлении от площади начинается улица Новомосковская.
На Колхозной площади берут начало автобусные маршруты, связывающие центр с Сортировкой, Колодней, Гедеоновкой, Красным Бором, а также с южной частью города. Трамвайные пути из центра города в сторону железнодорожного вокзала, Покровки и Ситников с недавнего времени идут через площадь Желябова.
На самой пощади сейчас торговли нет, однако со всех сторон к ней примыкают рынки и магазины.
Колхозная площадь – фактически единственное место, где можно на время оставить автомобиль. Здесь расположена платная автопарковка, вокруг которой в выходные дни в два ряда стоят машины, поскольку места внутри ограждения не хватает. Посреди площади – длинный газон, не слишком нужный в этом месте. Раньше на месте палаточного рынка располагалась автомобильная стоянка. Не исключено, что, когда некапитальные рынки закроют, стоянка вернётся на прежнее место.
Автомобильный поток не иссякает даже ночью, ведь это главная дорога, соединяющая центр города с трассой Москва – Минск. Нередко Колхозка стоит в пробках. Свою лепту вносят и автобусы плюс огромное количество маршруток. В выходные дни они вообще выстраиваются в четыре ряда.
Вдоль площади расположен палаточный рынок, который смотрит на неё своими уродливыми, кое-как накрытыми полиэтиленом стенками. Здесь же идёт торговля контрафактными дисками – и с лотков, и с капотов машин. В последнее время по выходным на площади сидят несколько нищих в ряд. Согласитесь, картина безрадостная.
Что день грядущий ей готовит?
О том, как развивается ситуация с проектированием торгового центра на Колхозной площади, нам рассказала заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска Марина МАРТИНОВИЧ:
– Участок под проектирование многофункционального торгово-административного центра с паркингом был сформирован в установленном порядке ещё в 2007 году, – рассказывает М.П. Мартинович. – По обращению заказчика – ООО «Азимут СМ» – в 2009 году городское управление архитектуры оформило и выдало градостроительный план на земельный участок. В соответствии с Градостроительным кодексом этот документ является основанием для проектирования объекта.
Сейчас ведётся проектирование указанного объекта. По намерениям о строительстве в наше ведомство обращений пока не поступало. Готовый проект должен получить согласования со всеми необходимыми инстанциями, потом он пройдёт госэкспертизу. Процедура предоставления участка была проведена в соответствии с действующим законодательством, поэтому оснований для отказа у нас не было. Определить, были ли допущены какие-либо нарушения в ходе выделения участка, компетентны лишь судебные органы.
Участок на Колхозной площади является сложным. Исторически сложившаяся застройка предъявляет свои жёсткие требования. До начала строительства здесь проведут археологические раскопки. Уже заключено охранное обязательство с ОГУП «Центр по охране памятников истории и культуры».
Что касается движения транспорта на Колхозной площади, ещё до начала проектирования комплекса застройщик разработал и согласовал с ГИБДД комплексную схему транспортной развязки на Колхозной площади.
Автомобильное движение в районе Колхозной площади должно измениться. Для автобусов планируется организовать выделенную полосу. Сама остановка будет на прежнем месте. От автобусной остановки можно попасть в торговый центр по подземному переходу, строительство которого уже запланировано за счёт средств застройщика.
Интернет в помощь?
Между тем во Всемирной сети уже давно можно найти информацию о том, каким будет торговый центр, и даже посмотреть на макет будущего здания. Итак, что говорит Интернет о будущем объекте?
Изначально проект торгово-развлекательного центра был иным. Начало строительства трёхэтажного здания было запланировано на IV квартал 2009 года, а ввод здания в эксплуатацию – на III квартал 2010-го. Общая площадь должна была составить 36150 кв. м, торговая – 22000 кв. м. Парковку планировали сделать совсем маленькой, всего на 204 места. На всех этажах планировалось разметить торговые галереи разной площади, кроме того, на первом этаже должен был находиться продуктовый супермаркет, на втором – супермаркет бытовой техники, на третьем – товары для детей и фуд-корт.
Как мы видим, никакого строительства в этот период не велось. Однако в середине августа оказалось, что проект жив: на месте предполагаемого строительства специалисты брали пробу грунта. Из ответа начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска, главного архитектора города Б.В. Ляденко, размещённого в сентябре текущего года на сайте мэрии в разделе «Интернет-приёмная», следует: «Градостроительный план земельного участка №К11 67302000-1016, утверждённый заместителем главы города Смоленска – главным архитектором города 19.01.2009 г., подготовлен для проектирования здания многофункционального торгово-административного центра с паркингом на Колхозной площади на земельных участках площадью 0,8090 га и 0,2237 га. В настоящее время разрабатывается проектная документация на основании ранее выданного градостроительного плана земельного участка».
ООО «Азимут СМ» входит в состав холдинга «Финстрой» – девелоперской компании, специализирующейся на реализации проектов в области профессиональной торговой недвижимости в России и странах СНГ. «Финстрой» основан в 2007 году, но до 2009 года работал под брендом Finstar Properties.
20-21 октября в Москве холдинг «Финстрой» принял участие в качестве экспонента во II Бирже коммерческих площадей «КомАР-2010». На выставке холдинг представил проекты торговых центров в Барнауле, Липецке, Саратове, Лыткарино, Сыктывкаре и Смоленске. Данные объекты холдинг намерен ввести в эксплуатацию в течение 2011-2012 гг.
На сайте компании уже есть новый проект. Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на IV квартал 2012 года. Общая площадь трёхэтажного торгового центра составит 32500 кв. метров, арендопригодная площадь – 16000 кв. метров. Парковка будет рассчитана на 450 мест. Якорные арендаторы – продуктовый супермаркет, бытовая техника и электроника, детский развлекательный центр, фуд-корт. Более подробной информации по их размещению пока нет. Среди плюсов месторасположения будущего центра названы следующие: «Колхозная площадь является сформировавшейся торговой зоной, которая характеризуется интенсивными транспортными и пешеходными потоками. В зоне пешеходной доступности расположены ж/д и автовокзал. Участок имеет отличную визуальную доступность. На Колхозной площади расположена конечная остановка маршрутных такси. 5-минутная транспортная доступность – 100000 человек, 15-минутная транспортная доступность – 200000 человек, 30-минутная транспортная доступность – 310000 человек».
Чем бизнес успокоится?
Быть торговому центру на Колхозной площади или нет, решать, конечно, не смолянам. И даже не местным властям. Всё, что не за¬прещено законом, разрешено. А никаких документов, запрещающих строительство на данном участке, на момент обращения застройщика к властям не было.
Не слишком понятно, почему Колхозка оказалась не защищена от застройки, которая означает ликвидацию площади как таковой. В конце концов, сколько площадей в Смоленске? Площадь Победы, которая вовсе и не площадь, а просто крупная транспортная развязка. Площадь Желябова, превращённая в автостоянку. Остаётся, пожалуй, лишь площадь Ленина. И если там тоже возможна застройка, лучше бы властям побеспокоиться об этом до того, как ретивые застройщики прочитают данный материал.
На время строительства стройку на Колхозной площади обнесут забором, что резко сузит дорогу. Возможно, придётся разработать план объезда, в том числе для общественного транспорта. Да и колёса грузовиков в Смоленске мыть не принято, а значит, грязь будет разъезжаться по всему городу.
Не исключено, что возле торгового центра будут парковаться посетители всех окрестных магазинов: нет никакой парковки у «Техносилы», офисной восьмиэтажки, Заднепровского универмага и ТД «Наташа». Многие относятся скептически к возможности организовать здесь двухуровневую подземную стоянку, поскольку Днепр иногда поднимается слишком высоко.
Никто не спорит с тем, что Колхозная площадь занимает в системе городской торговли центральное место. Уже который год идут разговоры о том, что все некапитальные рынки будут запрещены. Пока они работают, но бизнес уже готовит себе пути к отступлению. Крупный – строит торговые центры, мелкий – заранее бронирует торговые площади в них.
Так, на площади Желябова почти достроен торговый центр «Байкал». Ходят слухи, что прежде, чем арендовать там торговую площадь, её необходимо выкупить. Получается двойная оплата, что не по карману обычным «палаточникам».
На улице Новомосковской планируется реконструкция зданий бывшего льнокомбината. Здесь появится торговый центр «Галактика». Гипермаркет займёт огромную площадь, а автостоянка будет рассчитана на 1500 мест. Якорные арендаторы – примерно того же плана, что и в торговом центре на Колхозной площади (подробности «СГ» планирует сообщить читателям позднее).
Возможно, если бы такие торговые центры появились в каждом из трёх районов города, были бы разгружены дороги. Но все почему-то хотят торговать именно на Колхозке…
Если и развивать торговлю на площади, нужно делать это не точечно, а сносить всё ненужное и отстраивать площадь заново: торговые, развлекательные и административные здания. Для этого мэрия должна найти инвесторов, готовых вести переговоры с многочисленными собственниками этих земель. Кстати, большинство земель данного района находится в муниципальной собственности, часть – в государственной (она сдаётся в аренду), а процент частных земель невелик.
Как бы там ни было, решение о строительстве принимал застройщик. А жителям областного центра остаётся только гадать, как появление нового торгово-развлекательного центра скажется на их жизни.