Смоленск: благоустройство или "лесоповал"?
Осенняя активность МАУ «Зеленстрой» вызывает протест населения. В редакцию «СГ» поступают звонки по поводу очередного «лесоповала». Последний пример – благоустройство парка Пионеров. Жители города готовы бороться за каждый тополь, снесённый бензопилой коммунальщика. Но во всём ли правы смоляне?– Деревья, попавшие под топор, безусловно, жалко. Однако дерево дереву рознь. После войны высаживали большое количество тополей, которые хорошо приживаются в городе и быстро растут. Их сажали везде, где только можно, причём неоправданно кучно, отчего те принялись расти ввысь. Проблема озеленения была снята. Но спустя десятилетия возникла другая. Да, молодые тополя красивы, а вот старые отнюдь не улучшают городской пейзаж, – говорит заведующий лабораторией туристско-рекреационных исследований Смоленского гуманитарного университета Михаил ЕВДОКИМОВ.
– Надо вырубить все тополя?
– Без радикализма! Но открыть взору главные достопримечательности города, которые заслонены деревьями, необходимо. Примерно год назад снесли растительность на Соборном холме – вид на храм стал совершенно иным. И с холма теперь совсем другой вид на город. Нынче расчистили заросли у Никольских ворот крепостной стены – главный памятник Смоленска по-настоящему обрёл величие. А сколько смотровых площадок сегодня перестали быть таковыми… Если мы хотим в 2013 году показать город во всей красе, необходимо решать эту проблему.
Считаю, что Смоленску надо переходить на новый, современный тип озеленения. Тот, который мы наблюдаем в европейских городах. Посмотрим на парки: невысокорослая растительность, открытые солнечные лужайки с грамотно обустроенными куртинами, дорожки для прогулок, места для отдыха на траве. В общем, парки для людей, а не для деревьев. Есть, конечно, в Европе и лесопарки, и парки при дворцовых комплексах, усадьбах с классическими «тёмными аллеями», но они, как правило, находятся на окраинах городов. Ещё одним исключением являются кладбища. Вот там вековые деревья тоже уместны.
– Эта мода дошла до России?
– Во всяком случае, дошла до Белоруссии. Взять Витебск: в старом центре озеленение по советскому послевоенному типу, но в новых кварталах – уже Европа.
– Вы не опасаетесь, что, меняя тип озеленения, можно в прямом и переносном смысле наломать дров?
– Безусловно, такая опасность есть. Взять, например, липовый сквер, который был посреди Колхозной площади. Зачем его снесли? Нынешний «газончик» не восполняет былую красоту. Или несколько вековых тополей у музея «Русская старина», огромное старое дерево у бывшего Дома губернатора (ныне смоленская художественная школа). Да эти деревья революцию помнили, а их под топор! А что сделали наши благоустроители с вазой Микешина? Раскрасили весёленькой красочкой, так сказать, «вписали» в ландшафт. Скандал был! Ну и последний пример – ёлки напротив памятника Фёдору Коню. На место старых, которые полностью заслонили фасад дома, посадили новые. Но ведь эти новые ёлки тоже вырастут, и история повторится!
По мнению учёного, многих недоразумений с озеленением можно было бы избежать, если своевременно информировать смолян о готовящихся работах, о том, что предстоит сделать и что получится в результате. При начале любой стройки положено оборудовать стенд с адресами, телефонами и картинкой возводимого объекта. А почему бы при проведении городского благоустройства не поступать так же?
Как защитить зелёного долгожителя?
Можно ли защитить «живой памятник» от бензопилы? Оказывается, можно. Рассказывает автор книги «Особо охраняемые природные территории Смоленской области», доктор географических наук Виктор ШКАЛИКОВ:
– В 1995 году был принят федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Он является основополагающим документом, определяющим статус заповедников, национальных парков и т.д. Однако в этом же законе предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления имеют право устанавливать на своей территории «иные категории ООПТ» (зелёные зоны, городские парки, памятники садово-паркового искусства, вплоть до отдельных объектов природного мира). Таким образом, появляется возможность взять под защиту закона, к примеру, дерево-долгожитель в центре города. Необходимо лишь соответствующее решение муниципалитета, ну и добрая воля инициативных граждан, конечно.