Покупатель на базаре бесправен?
Фрукты и овощи теперь можно купить круглогодично. Но поднадоели заграничные яблочки и груши, которыми нас пичкают. Красивы они, закордонные, слов нет, но мы уже не такие, какими были лет 5-10 назад, подкованы и знаем, что пользы от всех этих прелестей мало, не навредить бы здоровью своему.Июнь кончается, и хочется всего своего, отечественного, а если заграничного, то из ближайшего зарубежья – Узбекистана, Азербайджана, Киргизии, где культура сельского хозяйства ещё не дошла до quot;нанотехнологийquot;. С каждым днём количество овощной и фруктовой продукции увеличивается на прилавках. Хорошо! Да вот цены кусаются. В теплицах-то выращивать овощи всегда было затратнее, чем в грунте, но то ли теперь стало наоборот, то ли те, кто привозит нам овощи, пытаются нагреть на нас руки. Азербайджанские, ростовские помидоры (грунтовые) стоят на Краснинском и Багратионовском рынках Смоленска до 100 рублей за килограмм, тогда как зимой тепличные заграничные и наши самое большое доходили в цене до 70 рублей. Почему? Вопрос риторический. Рынок какую цену заломит, ту и платим. Черешня по 170 рублей за килограмм на этих рынках, абрикосы чуть дешевле. Клубника – 100-120 рублей, но это привозная, а доморощенная, смоленская на килограммы вообще не продаётся, дачники продают её литровыми баночками по 90-100 рублей. В баночке этой и полкило не будет.
А на Заднепровском рынке всё дешевле. Это загадка рыночных отношений. Грунтовые помидоры из Ростова, Азербайджана можно купить по 55-60 рублей за килограмм, черешню и абрикосы – по 100, а клубнику из Белоруссии – по 60 рублей. Прилавки на Заднепров¬ском рынке торговцы устраивают красиво. Товар лежит отборный, сразу хочется его купить. Но, увы, с прилавка приобрести не удаётся. Продавец отпускает товар из-под прилавка, накладывает в пакет фрукты и овощи, которые ты не видишь. Естественно, покупатель начинает защищать свои права, нервничать, просить положить ему фруктов и овощей, которые он видит. Зачем ему кот в мешке? Покупатель пусть не всегда, но в данном-то случаев прав. Зачем ему вместо крупной клубники, мясистых помидоров товар иного вида – мелкий, мятый? Так и хочется предложить продавцам поменять продукцию местами. Тогда ведь покупатель, увидев на прилавке неказистые овощи и фрукты, пройдёт мимо. Вот характерный диалог:
- Вы же мне положили не того сорта клубнику, - сказала я.
- Какая есть, ту и положила, - вежливости в общении нет.
- Положите вот этой, с прилавка, - прошу я.
- Эта не продаётся. Не хотите, не берите, - и продавец высыпала клубнику опять под прилавок.
С абрикосами я прокололась. Дали попробовать, отрезав кусочек абрикоса, оказалось вкусно, сладко. А принесла их домой – твёрдые, кислые, на окне пролежали неделю, сморщились, но сахарней не стали. Моему карману убыток, а продавцу прибыль за плохой товар. Не должно быть такого. Но покупатель ничего не может сделать. А вот руководство рынка может. И должно объяснить продавцам, что торговать надо той продукцией, которую видит покупатель.