Нет школы – нет деревни!
Вопрос о дальнейшем существовании начальной школы стал главной темой сельского схода в деревне Львово Ярцевского района.Сход жителей Львова, намеченный на 6 апреля, обещал быть горячим. Именно от его решения зависела судьба школы, в которой остались всего лишь два ученика (что для нашей смоленской глубинки совсем не удивительно). А началось всё с... анонимки. Письмо якобы от жителей деревни с просьбой разобраться в многочисленных нарушениях школьной жизни было направлено Губернатору Смоленской области. Несмотря на отсутствие фамилий под письмом, проверки были назначены.
Уже через месяц в адрес жителей деревни Львово (или тех, кто под них маскировался) пришёл подробнейший ответ с результатами проверки. Если коротко, то вердикт звучал так: quot;Установлено, что факты, изложенные в письме, не подтвердилисьquot;. Не нашли нарушений финансовой деятельности и сотрудники милиции, также получившие анонимку. Однако история на этом не закончилась. Чтобы расставить все точки над quot;iquot;, глава поселения Андрей Богданов собрал сход граждан.
Анонимы на сходе проявились сразу. Хотя это для постороннего они были анонимами, жители Львова знали подоплёку личных обид и без того, в деревне разве что скроешь? Пока местное население собиралось на собрание, которое, согласно Уставу поселения, определяет все возможные изменения, старшие школьники прохаживались по деревне. Вот он, результат одной уже проведенной реорганизации. В 2008 году основная Львовская школа была закрыта по причине резкого сокращения учеников, детвора была разделена на начальную школу, которая перешла в здание детского сада, дети с пятого класса были переведены в Репинскую среднюю школу, что в другом поселении.
Автобус до Репина уходит только по понедельникам (этот крюк вообще-то и не за¬планирован по маршруту, автобус делает его из-за детей). Зимой дорога до Львова, относящаяся к третьей категории, частенько бывает заметена, для ДРСУ областного подчинения школьники не причина, чтобы расчищать её в первую очередь. Люди, конечно, обеспокоены, звонят в администрацию района, оттуда сигнализируют в область, но понедельник уходит, а вместе с ним и целая учебная неделя. За зиму их набирается не одна. Потом приходит весна, разлив. Автобус не ходит снова. Ну а летом у детей законные каникулы!
Добираясь до Львова в этот раз на quot;Нивеquot;, разлив мы благополучно преодолели. 5 апреля с утра Андрей Андреевич решил самостоятельно отвезти детей в Репино, однако уже вечером позвонили из Репинской школы: quot;Забирайте, у нас в интернате проблемы с отоплением и водойquot;. На том учёба временно закончилась. Нельзя не вспомнить и зимний случай, когда из-за проблем с перевозкой ребятишки едва ноги не отморозили. Львовским младшим школьникам в детском саду хорошо. Здесь привычно уютно. Директор начальной школы Татьяна Николаевна Богданова показывает учебный класс с настоящими партами, здесь же видео- и музыкальная аппаратура. В соседнем кабинете тренажёрный зал. Тренажёры сельским ребятишкам подарил депутат областной Думы Александр Прохоренков. Единственное замечание, полученное от Роспотребнадзора, - отсутствие подводки воды в туалетную комнату. Эту проблему взялся решить другой депутат областной Думы Игорь Ляхов, только в случае решения схода оставить начальную школу в деревне.
Глава сельского поселения, открывая сход, призывает земляков хорошо подумать: quot;Не секрет, что с исчезновением школы исчезали и деревни. У нас во Львовским поселении их было пять! Закрывается школа, люди уезжают из деревни. Как только закрыли школу в Павловщине, четыре деревни разъехались. Потом такая участь постигла деревни близ Фоменок, теперь в том районе только в Чуркине пенсионеры остались. Потом закрылись школы в Сеченках и Исаково, Городне. Не окажется ли так, что с закрытием начальной школы разъедутся жители самого Львова?quot;
Бывшие анонимы, которых оказалось два человека, напирали на качество обучения в школе. Светлана Валентиновна Ишмухамедова привела доводы большинства:
- Мои внуки ходят в школу и в дошкольную группу. Мои старшие внуки вынуждены ездить в Репинскую среднюю школу. Дорогу, а до школы 25 километров, то заметает, то заливает, то автобус не пришёл – школьники неделями сидят дома. О каком образовании вы говорите? Как можно детей первого, второго, третьего классов отправить в интернат на неделю?
Бабушку поддержали и молодые родители, в один голос заверившие, что в случае за¬крытия начальной школы придётся уезжать в город в поисках работы, жилья и места учёбы. Кстати, бывший школьный учитель сейчас ютится с семьёй в небольшой городской комнатке и работает охранником.
Сход бурлил и закипал, переубеждать обиженных анонимов было бесполезно. Впрочем, к их позиции в ходе голосования присоединился один голос. Решение схода было твёрдым – начальную школу сохранить. Можно было бы, конечно, поставить точку и порадоваться за львовцев. Но что-то в этой ситуации настораживает. Основная школа открылась в 1969 году, она была чуть ли не единственной типовой школой в округе. И сейчас, проходя по кабинетам, кажется, что всё случившееся – ошибка, которую можно исправить. Большой спортивный зал, библиотека с так и оставшимся здесь книжным фондом, кабинеты, оснащённые приборами для опытов и экспонатами. На стенах стенды quot;Наша школьная жизньquot; с яркими фотографиями, в фойе новый теннисный стол. Такое чувство, что все вышли на перемену побегать на улице. И только по рассохшейся двери можно определить – зиму школа пережила без отопления и без детей.
- В первый год мы завозили уголь, поддерживали здание. Надеялись, что будем жить…
В этих словах главы Львовского поселения Андрея Богданова прозвучало всё. Дальше можно было бы сказать о том, что ломать легче, чем строить. Но хочется говорить о другом. Есть важная составляющая нашей жизни, именуемая экономикой. Но есть и другая, не менее важная сторона – моральная. Мы всегда были сильны своей силой духа, патриотизмом. Теперь же только считаем деньги, и счёт этот – не в пользу деревни.
На снимке: занятия в начальной школе.