Плата за свет в Смоленске: новые мытарства
На нас свалилась ещё одна напасть: если не хотите переплачивать за электричество, точно придётся раз в месяц сообщать сведения о потреблённой электроэнергии. Иначе – платить по новым нормативам, а они кусаются.В конце августа все смоляне получили необычные квитанции на оплату электроэнергии. На обратной стороне такое написано! Что ежемесячно с 23 по 25 число мы должны снять показания счётчиков за текущий месяц и до 26 числа передать их в «Смоленскэнергосбыт» одним из следующих способов: посетив лично производственно-сбытовой участок по Шевченко, 86; направив показания по электронной почте 687474@smesk.ru; вписав их в ведомость сбора показаний у инициативного жильца дома; послав sms-сообщение на телефон +7-910-114-74-74.
Что подходит вам? Мне лично ничего. Я хочу, чтобы было по-старому. Но, увы, если мы этого не сделаем, то потеряем собственные деньги. Платить придётся ещё больше. Почему? Прокомментировать ситуацию мы попросили начальника абонентской службы ОАО «Смоленскэнергосбыт» Маргариту ГОРБУНОВУ.
Придётся идти...
– Маргарита Геннадьевна, зачем всё это? Неудобство же страшное...
– Мы всего лишь исполняем закон. Напомню, с 1 сентября вступило в действие постановление Правительства №354, которое упорядочивает оплату коммунальных услуг. Чтобы потребители платили не так, как они хотят, а чётко в соответствии с потреблённым количеством электроэнергии. И не только по индивидуальным приборам учёта, но и общедомовым.
– Но почему нельзя как раньше: вы присылаете квитанции, человек снимает показания индивидуального счётчика и оплачивает? Зачем куда-то ходить, писать, предоставляя данные, тем более в такой короткий срок – с 23 по 25 число каждого месяца?
– Чтобы корректно определить общедомовые нужды и, конечно, узнать, правильно ли человек снимает показания. До этого приходили квитанции с последними оплаченными показаниями индивидуальных счётчиков, которые снимали сами жильцы. Но постановление Правительства обязывает нас выставлять счета с указанием объёма потребления и стоимости.
– Всё равно не пойму, что это изменит. Человек же всё равно сам будет предоставлять данные, но только бедные пенсионеры, самые законопослушные плательщики коммунальных услуг, должны будут раз в месяц ездить на Шевченко, 86, – в центр обслуживания абонентов – и предоставлять данные. Представляете, что будет у вас в центре, сколько народу? Сколько окон будет работать, чтобы взять у народа информацию?
– Показания счётчиков можно будет принести не только на Шевченко, 86, но и в наш центр на Тенишевой, 33. И не надо будет стоять в очереди, установлены ящики, в них человек бросает записку, где должен указать показания счётчика, снятые с 23 по 25 число текущего месяца, номер лицевого счёта, фамилию и адрес.
...или звонить
– А дозвониться, чтобы передать информацию, как вы думаете, будет можно?
– У нас многоканальный телефон 68-74-74 будет работать только по 23, 24, 25-м числам. Ни раньше, ни позже звонки в расчёт приниматься не будут. Конечно, дозвониться будет сложно. Молодые воспользуются sms-сообщениями, Интернетом, но пенсионеры, вы правы, скорее всего, пойдут лично в центры.
– Понимаю, это делается для того, чтобы иметь точные данные о показаниях счётчиков. Но ведь и по sms, и по Интернету разве нельзя сообщить ложные сведения? Да и записку в ваш ящик может бросить злопыхатель, который не любит соседа и напишет, что нагорело 300 кВт/ч. Гарантий-то нет.
– Всё возможно, вы правы. Но постепенно всё устаканится, поверьте. Поэтому посоветую самый лучший способ передачи данных счётчика – через старшего по дому. Это самое эффективное. Он в один день соберёт показания и принесёт нам, расписавшись, что он является старшим по дому. И тогда каждый получит счёт за истинно потреблённую электроэнергию, а не за ту, которую захотел заплатить. Не секрет, что люди занижают показания и завышают их перед повышением тарифов.
Как будут контролировать
– Как будете проверять, правильные ли сведения вам подадут?
– Обход контролёров никто не отменял. Если обнаружатся недоплаты, мы имеем право на отключение света.
– А контролёров хватит?
– Сейчас их хватает, чтобы совершать обходы многоквартирных домов один раз в полгода.
– Будете расширять штат?
– Возможно, за счёт повышения тарифов на электроэнергию в следующем году.
– Здорово! Опять на наши плечи всё ляжет.
– А сейчас недоплаты, а они существенные, ложатся на наши плечи, и нет другого выхода, как упорядочить всё это.
Кусачие нормативы
– Допустим, я никому сведения с 23-го по 25-е сообщать не буду никаким способом из предложенных. А буду по-прежнему добросовестно снимать данные со своего индивидуального счётчика и вносить их в квитанцию. Что вы со мной сделаете?
– Три месяца будет начисляться по среднесуточному потреблению. То есть по показателям, которые вы сами указывали в квитанциях.
– Вот и отлично!
– На четвёртый месяц будет выставляться по нормативу, а с 1 сентября этого года введены новые нормативы. Они разные. Но вот несколько примеров. Если в квартире газовая плита: в двухкомнатной проживают три человека – норматив 300 кВт/ч в месяц, в трёхкомнатной один человек – 230 кВт/ч, в однокомнатной один человек – 160 кВт/ч.
– Это же получится очень дорого! Люди будут вынуждены не идти к вам, а бежать, только бы сообщить истинные показания своих счётчиков.
– Думаю, что так и будет, не захотят люди переплачивать. И у кого нет счётчиков – быстро поставят их, иначе им будет начисляться оплата, исходя из новых нормативов.
Общедомовые нужды
– Теперь мы будем платить и за общедомовые нужды, а установлены ли общедомовые приборы учёта?
– Практически во всех многоквартирных домах в области. Но даже если их нет, то постановление Правительства №354 даёт формулу, как определять объём электроэнергии на вводе в дом.
– Сколько придётся выложить на общедомовые нужды?
– Это довольно сложная система подсчётов, но приведу один пример. Возьмём пятиэтажку, 100 квартир, без лифта, с газовыми плитами, без магазинов на первых этажах. В месяц такой дом потребляет 12 тысяч кВт/ч электроэнергии. Жильцы по индивидуальным счётчикам потребляют 10 тысяч кВт/ч. Остаётся 2 тысячи кВт/ч на общедомовые нужды. Это распределяется между 100 квартирами, пропорционально общей площади квартир. Каждому дополнительно придётся заплатить примерно за 20 кВт/ч.
– Откуда такие затраты?
– Освещение подъездов, подвалов, чердаков, домофоны, ремонтные работы по дому, связанные с использованием электроэнергии, и т.д.
– Но ведь мы же платим за содержание жилья, и туда входит освещение подъездов и т.д.
– Да, в Смоленске сохранён порядок, что освещение мест общего пользования входит в содержание жилья. В этом случае будут уменьшаться расходы по общедомовому прибору учёта на величину, которая входит в содержание жилья.
– Не получится ли так, что добросовестные плательщики будут расплачиваться за тех, кто не платит?
– Для этого мы и хотим с 23 по 25 число каждого месяца иметь достоверные сведения о потреблённой электроэнергии. Чтобы каждый платил теперь за своё и по индивидуальным счётчикам, и за общедомовые нужды.