Культурный код. Подвижники. Александр Романович Беляев
Александр Романович Беляев — один из основоположников советской научной фантастики, сумевший в своих произведениях соединить науку и жизнь, настоящее и будущее, мечту и реальность. Его произведения, так же, как и его жизнь, романтичны, полны светлого оптимизма, веры в человека, но одновременно с этим подчас глубоко трагичны.
Для Александра Беляева делом всей жизни стала научная фантастика. Он переписывался с учеными, изучал труды по медицине, технике, биологии. Известный роман Беляева «Человек-амфибия» хвалил Герберт Уэллс, а научные рассказы печатали многие советские журналы.
Родился 16 марта 1884 г. в Смоленске в семье священника. С раннего детства Беляев жил в мире, созданном его воображением. Мальчик жаждал приключений, тайн и подвигов. Александр рос мечтательным и подвижным мальчишкой. Грезил о небе, хотел летать сам, без летательных аппаратов. И экспериментировал: прыгал с крыши сарая то с зонтиком, то с двумя вениками. Однажды он неудачно приземлился и повредил позвоночник. И вроде все обошлось, но через пару десятков лет эта травма прикует писателя к кровати на годы. Отец же желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в 1895 году в духовную семинарию, однако сын пошёл собственным путём. В 1901 Александр окончил духовную семинарию, но священником не стал, он поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле и одновременно учился в Московской консерватории по классу скрипки.
После окончания лицея в 1909 году, Александр Беляев возвращается в родной Смоленск. Отец умер и молодому человеку пришлось содержать семью: оформлял декорации для театра и играл на скрипке в оркестре цирка ТрУцци. Позднее Беляев получил должность частного поверенного, занимался юридической практикой, но, как позже вспоминал, «адвокатура — вся эта судебная формалистика и казуистика — не удовлетворяла». В это время он также писал театральные рецензии, обзоры с концертов и литературных салонов для газеты «Смоленский вестник». (через несколько лет становится её главным редактором)
В 1911 году после удачного судебного процесса молодой юрист получает гонорар и отправляется по Европе. Он изучает историю искусств, путешествовует по Италии, Швейцарии, Германии, Австрии, югу Франции. Получает массу ярких впечатлений от поездок, которые позже отразятся в книгах: он летает на гидроплане, забирается в горы, спускается в кратеры потухших вулканов, исследует жизнь городской бедноты.
После подъема на вулкан Везувий он написал путевой очерк, который потом опубликовали в «Смоленском вестнике».
«Везувий — это символ, это бог Южной Италии. Только здесь, сидя на этой черной лаве, под которой где-то внизу бурлит до времени смертоносный огонь, становится понятно обожествление сил природы, царящих над маленьким человеком, таким же беззащитным, несмотря на все завоевания культуры, — каким он был тысячи лет назад в цветущей Помпее».
Александр Беляев, отрывок из очерка.
Когда Беляев вернулся из путешествия, он продолжил эксперименты в театре, которые начал еще в лицее. Вместе со смоленской виолончелисткой Юлией Сабуровой он поставил оперу-сказку «Спящая царевна». Беляев и сам играл в любительских постановках. А когда в Смоленске гастролировали артисты из театра Константина Станиславского, режиссер увидел Беляева на сцене и предложил ему место в своей труппе. Однако молодой юрист отказался.
Когда Александру Беляеву было 35 лет, он заболел туберкулезом позвоночника: сказалась детская травма. После осложнения и неудачной операции Александр Беляев три года не мог передвигаться и еще три ходил в специальном корсете. Вместе с матерью он отправился в Ялту на реабилитацию. Там писал стихи и занимался самообразованием: изучал медицину, биологию, технику, иностранные языки, читал любимого Жюля Верна, Герберта Уэллса и Константина Циолковского. Все это время рядом с ним была медсестра Маргарита Магнушевская — они познакомились в 1919 году. Она стала третьей женой Беляева. Первые два брака распались довольно быстро: обе супруги оставили писателя по разным причинам.
В 1922 году Беляеву стало лучше. Он вернулся к работе: сначала устроился воспитателем в детский дом, затем стал инспектором уголовного розыска.
Жить в Ялте было тяжело, и в 1923 году семья перебралась в столицу. Здесь Александр Беляев начал заниматься литературой: его научно-фантастические рассказы печатали журналы «Вокруг света», «Знание — сила» и «Всемирный следопыт». Последний в 1925 году опубликовал рассказ «Голова профессора Доуэля». Позже писатель переделал его в роман: «С тех пор положение изменилось. В области хирургии достигнуты огромные успехи. И я решил переработать свой рассказ в роман, сделав его, не отрываясь от научной основы, еще более фантастичным». С этого произведения и началась эпоха беляевской фантастики. Роман — автобиографический: когда писатель три года не мог ходить, ему пришла в голову идея написать о том, как чувствовала бы себя голова без тела: «…и хотя руками я владел, все же моя жизнь сводилась в эти годы к жизни «головы без тела», которого я совершенно не чувствовал — полная анестезия…»
В следующие три года Беляев написал «Остров погибших кораблей», «Последнего человека из Атлантиды», «Борьбу в эфире». Свои работы автор подписывал псевдонимами.
В 1928 году напечатали одно из его самых популярный произведений — роман «Человек-амфибия». В основе романа, как вспоминала позже жена писателя, была газетная заметка о том, как в Буэнос-Айресе доктор ставил запрещенные эксперименты над людьми и животными. Роман «Человек-амфибия» имел большой успех, в год первой публикации дважды вышел отдельной книгой, а в 1929 году ее переиздали в третий раз.
Даже британский писатель и публицист Герберт Уэллс (которого Беляев зачитал до дыр) теперь читает “Доуэля” и “Человека-амфибию”. Кстати, они встречались. В 1934 году Уэллс приезжал в СССР. Фантаст сказал Беляеву:
«Я с удовольствием, господин Беляев, прочитал Ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху. В современной западной научно-фантастической литературе невероятно много беспочвенной фантазии и столь же невероятно мало мысли…»
Беляевы ненадолго переезжают в Ленинград, но из-за плохого климата вскоре перебираются в теплый Киев. Этот период стал очень тяжелым для семьи. Старшая дочь Людмила умирает, младшая Светлана тяжело заболевает, и у самого писателя начинается обострение. Местные издания принимали произведения лишь на украинском языке. Семья возвращается в Ленинград, а в январе 1931 года перебирается в Пушкин. В это время Александр Беляев начинает интересоваться человеческой психикой: работой мозга, его связью с телом и эмоциональным состоянием. Об этом он создает произведения «Человек, который не спит», «Хойти-Тойти», «Человек, потерявший лицо», «Продавец воздуха».
В его прозе захватывающие фантастические сюжеты сочетаются с точными знаниями и проницательными гипотезами. Главной героиней большинства произведений стала наука с сенсационными открытиями, которые могут служить во благо человечества или использоваться ему во вред, ради корыстных целей. Мотивы добра, справедливости, гуманизма, ответственности учёного пронизывают романы и повести Беляева. Рисуя картины будущего, Беляев делал прогнозы, казавшиеся в те годы несбыточными: описывал пересадку человеческих органов, использование энергии ветра, добывание воды в пустыне, искусственные дожди, планеризм, цельнометаллические дирижабли, рассуждал о внутриатомной энергии. В 30-х гг., когда к мысли о покорении космического пространства многие относились скептически, Беляев на страницах своих романов уже летал на Луну, совершал межпланетные путешествия, запускал в космос ракеты и научные станции. Константин Циолковский, с которым Беляев начал переписываться, горячо поддерживал писателя и с увлечением читал его космические произведения. В 1936 году в журнале «Вокруг света» вышел роман о первых внеземных колониях, посвященный великому изобретателю, — «Звезда КЭЦ»
В июне 1941 года началась война. От эвакуации из Пушкина писатель отказался, потому что его прооперировали. Он не выходил из дома, мог вставать, только чтобы умыться и поесть. В январе 1942 года Александра Беляева не стало. Его дочь Светлана вспоминала: «Когда в город вошли немцы, у нас было несколько пакетов с крупой, немного картошки и бочка квашеной капусты, которую нам подарили знакомые. Нам хватало и такой скудной еды, а отцу в его положении этого оказалось недостаточно. Он стал пухнуть от голода и в конце концов умер…»
Беляева похоронили в братской могиле вместе с другими жителями города.
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив