Культурный код. Подвижники. Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская
Талашкино, расположенное в 14 верстах от Смоленска, среди холмистых полей с перелесками, было родовым гнездом князей Шупинских, из которых происходила Екатерина Константиновна. В ее заботливых руках оно стало образцовой «сельскохозяйственной экономией». По традиции в барском доме была обширная библиотека и коллекция произведений искусства.
По соседству с Талашкино находилось имение А.Н.Николаева, дяди первого мужа М.К.Тенишевой, где последняя, приезжая из Франции, часто отдыхала. Именно там на всю жизнь завязалась дружба Екатерины Константиновны («Киту», как дружески называли ее Тенишевы) с Марией Клавдиевной женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Там у подруг родилась идея организации в Талашкино «идейного имения», то есть центра просветительства, возрождения традиционной народной художественной культуры и одновременно - развития сельского хозяйства. Но, поскольку М.К.Тенишева была значительно более состоятельным человеком, она предложила своей подруге план приобретения Талашкино и совместную реализацию их идеи.
М.К.Тенишева уговорила свою близкую подругу Екатерину Константиновну продать ей Талашкино и в 1893 году Тенишевы официально приобрели его. Даже после продажи имения семье Тенишевых Екатерина Константиновна остается управлять делами. Именно ее чаяниями открылась в Талашкине первая школа грамоты, а затем и сельскохозяйственная школа во Фленове. Это ее мечта «путем постепенного облагораживания, воспитания и снабжения действительно полезными, нужными познаниями вывести крестьян из непроглядной тьмы к свету» заразила, приободрила Марию Клавдиевну, стала нравственным руководством на многие годы вперед.
Как только у Марии Клавдиевны появилась материальная возможность и вес в обществе, казавшаяся невероятной идея возникновения благотворительной сельскохозяйственной школы, художественных мастерских, центра культуры, просвещения и искусства в глухой деревне стала реальностью. Эти две дамы представляют две половины единого целого, внешнюю и внутреннюю сторону воплощения общей мечты.
Обе женщины исходили из того, что самый верный путь просвещения народа — это работа с детьми, школа, готовящая поколения людей, любящих родную землю, умеющих вести хозяйство, знающих свою культуру и традиции. Стержнем всей системы обучения стало возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.
Дети могли учиться у лучших мастеров своего времени, могли наблюдать, как на их глазах рождаются предметы быта на уровне произведений искусства, получали мастерство, которое не только прокормит, но и откроет безграничные возможности внутреннего роста и развития. Воспитанники брались на княжеское обеспечение. Дети охотно шли учиться. Школа давала им дорогу в жизнь, а одарённые находили здесь своё призвание. Кроме того, в уставе школы было записано, что обладатель диплома получал льготы по отбыванию воинской повинности и освобождался от телесных наказаний пожизненно.
В течение шести лет учащиеся осваивали общеобразовательный курс двухклассных школ Министерства народного просвещения, а также специальные области — земледелие, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, рыбоводство. Выпускник получал право ведения собственного хозяйства или работы по найму.
Были и особенности, отличающие эту школу от других подобных заведений: здесь не было платных воспитанников, принимались сироты, наравне с мальчиками в школе учились и девочки.
Экзамены в талашкинской школе проводились только в последнем специальном классе. Ученики остальных классов переводились по итогам года.
Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых - на свои средства отправляла учиться дальше. В выборе преподавателей школы были требовательны.
В свободное время ученики читали книги и журналы из библиотеки, играли, ходили на лыжах, занимались гимнастикой. Талашкинская сельскохозяйственная школа являлась уникальным обучающим центром с замечательным преподавательским составом, ориентировалась на последние достижения аграрной науки и имела богатейшую опытно-экспериментальную базу.
В школе ребёнок не просто получал знания — всё было направлено на развитие в нём скрытых дарований и талантов.
В книге «Воспоминания моей жизни» М.К. Тенишева пишет о Святополк-Четвертинской: «Я в ней не обманулась: ее детская хорошая натура осталась тою же. Во взрослой в ней развилось много положительного. Она была очень уравновешенна и разумна. Но тут я должна остановиться. Одна из самых ярких черт ее личности – это скромность. Что бы она ни делала хорошего, дельного, она не любила, чтобы об этом говорили, предпочитая оставаться в тени. Зная, что я записываю впечатления моей жизни, она об одном просила меня: по возможности меньше о ней упоминать».
Охранить старое, творя новые возможности, – какая это незабываемая услуга Культуре со стороны княгини Святополк-Четвертинской» – писал о ней Н.К. Рерих.
Екатерина Константиновна была необыкновенно скромным человеком. На фотоснимках она всегда где-то в стороне, на заднем плане и никогда не позирует. Очень мало о ней осталось упоминаний и документов.
Княгиня Святополк-Четвертинская явила нам пример верности своим идеалам и своим друзьям, разностороннюю образованность и аристократизм духа. Снова напомнила, что невозможно в одиночку сделать большое и настоящее дело.
Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузе
или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив