«Брат»: главный фильм девяностых
1997 год. Режиссёр Алексей Балабанов, в главной роли Сергей Бодров-младший.Мне довелось довольно долго жить в Петербурге и до, и после съёмок «первого» «Брата». Был постоянным покупателем того самого музыкального магазина, в котором приобретал диски Данила Багров. С криминалитетом общался только на расстоянии (в соседнем общежитии квартировала армянская диаспора, контролировавшая микрорайон), но несколько любопытных деталей сообщить могу.
Музыкальный магазин «Рок-айленд» находился у кинотеатра «Спартак» – культового места для всех киноманов. «Кинотеатр повторного фильма» демонстрировал Чаплина, Формана, Фассбиндера, Тарковского… Особенностью его было то, что он располагался… в бывшей кирхе (протестантской церкви) Святой Анны, давшей название всей улице – Кирочная (после революции её переименовали в Салтыкова-Щедрина). Это, кстати, любимая улица обэриутов. В девяностые годы дела в кинотеатре пошли не блестяще, и дирекция сдала часть площадей под магазин (название «Арт-клиника» говорит само за себя), а кинотеатр по вечерам стал пускать на сцену музыкантов и объявил себя клубом. Видимо, дело было не совсем богоугодным – однажды на «клубной» территории возник пожар, да такой серьёзный, что «Спартак» прекратил своё существование на несколько лет, являя собой душераздирающую руину в самом сердце старого города. Но прежде в стенах клуба случилась ещё одна трагедия – прямо на сцене во время отстройки звука перед концертом скончался Андрей Романов, известный по работе в группе «Аквариум». Правда, произошло это уже во времена «Брата-2». Зато живого и весёлого Романова можно увидеть в эпизоде первого «Брата» – сцена «В гостях у музыкантов».
Место, где совершает своё первое убийство – переход от Сенной площади к улице Дзержинского (Гороховой). Любопытно оно тем, что этим путём идут на службу актёры БДТ имени Товстоногова, пользующиеся метро (прежде таких было большинство). И продвигаясь к театру, они проходили мимо «дома Рогожина» – здания, в котором поселили своего необузданного героя автор «Идиота». Мимо этого дома должен был бежать и Данила Багров, но этого не происходит.
Знаменитое путешествие на трамвае проходит совсем в другом районе Петербурга – Василеостровском, хотя нужно отметить, что идёт трамвай не только по Васильевскому, но и по соседнему острову, носящему жутковатое имя Голодай. Именно с этим островом связана детская песенка «Шёл трамвай десятый номер, на площадке кто-то помер…» Эта висельная шутка была сложена в блокаду и ссылалась на трамвайный маршрут №10, который следовал почти через весь Ленинград – от острова Голодай до Волкова кладбища. Впрочем, на острове Голодай были и есть свои кладбища, одно из них, лютеранское, и показано в фильме. Называется оно Смоленским (рядом ещё два Смоленских кладбища – армянское и православное). Трамвайное кольцо располагалось у кладбищенских ворот.
Вообще, православное кладбище гораздо крупнее и существует с 1756 года. «Его название объясняется тем, что на нём хоронили выходцев из Смоленской губернии, переселённых на берега Невы для строительства нового города», - сообщает путеводитель. В честь наших земляков назвали и местную речку: Смоленка. Кстати, на Смоленском лютеранском похоронен наш земляк географ Пётр Кузьмич Козлов…
Таких огромных склепов, размером с целую комнату, я на лютеранском кладбище не видел. Был убеждён, что для фильма постарались декораторы, но в Интернете нашёл любительское фото «беседки», сделанное через несколько лет после съёмок. Вообще, в фильме некрополь выглядел гораздо лучше, чем на самом деле. Кладбище было просто фантастически запущено, и жильцы ближайших домов выгуливали здесь своих собак. Вот это, пожалуй, производило самое сильное впечатление, поскольку подобная дикость совсем не вязалась с «культурной столицей».
Набережная Мойки, один, квартира 8 – квартира Татарина. Надо сказать, это одно из самых известных зданий Петербурга – дом Адамини: замыкает вид на Мойку со стороны Невского проспекта, и из его окон действительно, как в фильме, виден храм Христа-Спасителя («Спас на крови»). Спору нет, бандиты любили селиться в лучших местах столицы… Не знаю, почему Балабанов выбрал этот адрес, но он на редкость кинематографичен – в доме Адамини много десятилетий жила семья Герман, один из представителей которой, Алексей, является знаменитым режиссёром, поставившим «Проверку на дорогах», «Двадцать дней без войны» и так далее («Хрусталёв, машину!», как вы помните, мы уже рассматривали - см. gt;gt;>).
…Пожалуй, «Брата» можно назвать главным фильмом девяностых. Были и другие замечательные ленты, например, «Мусульманин», но «Брат» как никакой другой был обращён к молодёжи, чем и выделился радикально.
Сергей Бодров-младший у Смоленской крепостной стены.