«Строгий юноша»: воспитание чувств
"Смоленская газета" продолжает знакомить читателей с шедеврами старого киноСССР, «Украинфильм», 1935 год. Режиссёр Абрам Роом. В главных ролях: Дмитрий Дорлиак, Ольга Жизнева, Юрий Юрьев, Максим Штраух, Валентина Серова.
Фильм режиссёра-психолога Абрама Роома по сценарию Юрия Олеши по непонятным причинам был запрещён к показу и вышел в свет только спустя 30 лет. Он по-прежнему мало известен широкой публике, единственный часто цитируемый из него фрагмент – юная брюнетка Серова опрокидывает стакан воды и рассуждает о пользе осуществления желаний.
«Строгий юноша» – это фильм, о котором хочется говорить, поделиться им, как чем-то сокровенным. Невероятный, странный как сон, мечта о прекрасном будущем. Как по волшебству перед нами возникает идеальный мир. Люди в нём – греческие боги, античные философы и герои в белых одеждах. Но даже в этом платоновском мире идей есть место для человеческих страданий и неразделённой любви.
«Волшебный комсомолец» Гриша Фокин – философ и романтик – создаёт свою теорию душевных качеств, необходимых каждому человеку. Третий комплекс ГТО – насколько странно это звучит сейчас, когда само слово «коммунист» оплёвано и забыто.
Для героев фильма коммунизм – не идеология, а стремление к идеалу. Человек может быть лучше, совершенствовать себя, и чистота чувств – его главное свойство.
Настолько же идеалистично и понятие о красоте, отношение к женщине как богине («она – сама музыка»). Любовь – как лёгкий взмах руки, улыбка, дыхание…
Кудесник-оператор Юрий Екельчик творит мягкий обволакивающий свет, окутывает дымкой, набрасывает тени. В созданном им мире невозможно пошлое раскрашивание, оно убило бы всё очарование, как это произошло с «Золушкой».
В реальности главный герой не любим, он беден, и этим всё сказано. Женщина его мечты замужем за светилом науки – двоедушным врачом, чья ничтожная сущность проявляется в эпизоде в больнице (спасая умирающую, думает о шляпе) и отражается как в зеркале в его «втором Я» – Цитронове (блестящая актёрская работа Максима Штрауха). Мотив любовного треугольника, неравенства двух героев совпадает с основной темой другого произведения Олеши – «Зависть». Только там интеллигент Кавалеров питается одним разрушительным чувством: «ему всё – слава, почёт, красавица-жена – а мне ничего»; в то время как тонкий и искренний Гриша Фокин преклоняется перед гением своего соперника, уступая ему право быть любимым. Таких, как он, действительно мало. И, как это часто бывает, Она, мечтающая о пылком и нежном поклоннике в глубине души, в итоге возвращается к богатому и обеспеченному быту.