«Палата №6»: всем нам предстоит вернуться в чеховскую палату
Россия, 2009 год. Режиссёр Карен Шахназаров, в главных ролях Владимир Ильин и Алексей Вертков.Этот фильм стоит посмотреть всем – и тем, кто обожает Чехова, и тем, кому читать шедевры лень. Просмотр потребует определённых душевных затрат. Искушённый зритель найдёт массу цитат в работе режиссёра Шахназарова, неискушённый просто будет наблюдать, как сюжет Чехова изложен в виде журналистского расследования (к счастью, более мягкого, нежели «Программа Максимум»).
Повесть осовременена, её герои живут в нынешней России. Что должно быть особенно приятно жителям Смоленщины: в фильме чётко указано место действия. Дважды называется река Вопь, в излучине которой возник монастырь, чьё богатое здание является ныне психиатрической лечебницей. Стало быть, провинциальный город, столь ненавистный главным героям, стоит на этой речке. Правда, из финальных титров, которые всё равно никто не читает, можно узнать, что снималась картина в Дмитровском районе Подмосковья, на базе реального психоневрологического интерната №3.
Сразу скажу, что не люблю актёра Владимира Ильина, которого многие считают, не без оснований, гением. Ильин генерирует, с небольшими изменениями, плебейские типы, из которых, возможно, и состоит жизнь, но наблюдать их во множестве на экране утомительно и пошло. (Тут Ильин сродни артисту Дурову, создавшему сонмы мещан за свою некороткую биографию и всё продолжающему муссировать плебейство и пошлость в многочисленных телероссказнях и интервью не к месту). Сочувствия герой Ильина не вызывает, на «благородного» человека никак не похож.
Проза Чехова занятнее и изобретательнее выпусков криминальных передач, впрочем, это было ясно и без фильма. Увлечь современного зрителя диалогами о смысле жизни нельзя. Возможно, Чехову это было необходимо в душной и реакционной России, но сейчас такая форма выглядит анахронизмом (или – режиссёр не справился).
Есть известная шутка о том, что «Оскаров» актёрам дают за роли сумасшедших или проституток. Рациональное зерно заключается в том, что зрители видели великое множество великих картин о домах призрения, начиная с «Пролетая над гнездом кукушки». Удивить чем-то новым – архисложно. Карену Шахназарову, на мой частный взгляд, не удалось. Если говорить об актёрских удачах, то очень хорош Виктор Соловьёв в роли санитара Никиты, замечательного Хоботова сыграл Евгений Стычкин, справился с ролью единственного свободного друга главного героя, почтмейстера Михаила Аверьяновича, Александр Панкратов-Чёрный (правда, создатели фильма имеют очень смутное представление о том, в какой давке и ажиотаже работает провинциальное почтовое отделение). Феноменально хороша бывшая домработница главного героя, но создатели фильма не сочли возможным называть актрису по имени.
В целом картина добротная. Шахназаров – человек думающий, и его попытка прочтения Чехова могла бы иметь больший прокат и больший общественный резонанс. Счастливым обладателям лицензионного диска приготовлен щедрый бонус – огромная сцена «Соревнования по шашкам и домино», не вошедшая в картину.