Народный корреспондент

«Маленькие трагедии»: памятник молодости и гениальности

16 июня 2010 года в 16:16
СССР, 1979 год. Режиссёр Михаил Швейцер. В главных ролях Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Владимир Высоцкий, Александр Трофимов.
Много ли вам доводилось видеть фильмов, снятых к юбилею Болдинской осени Пушкина? Эта работа Михаила Швейцера задумывалась как дань уважения поэту в честь 150-летия его величайшего озарения.
Мы имеем дело с толщей лет. Материал Александра Сергеевича щедро отсылает к средневековью. Сам поэт жил в то время, когда писали перьями, при свечах и не существовало даже фотографий – не то что кинематографа. Сделанный в лучших традициях советской киношколы, фильм впервые был показан телезрителям в июле 1980-го... С тех пор минули световые годы. Неудивительно, что фильм смотрится сейчас вяловато, некоторые сцены затянуты. В целом, он старомоден. Тем не менее, это одна из лучших экранизаций произведений Пушкина – в ней есть атмосфера, есть дыхание гения. Мы сталкиваемся с поэзией в чистом виде (торжество монолога!), и она берёт нас за горло.
«Маленькие трагедии»: памятник молодости и гениальности

Для меня фильм «Маленькие трагедии» – это прежде всего Импровизатор в исполнении Сергея Юрского. Этого героя нет в оригинальном произведении, он заимствован из «Египетских ночей». Если ко мне когда-нибудь обратятся с хрестоматийным вопросом, как нужно читать стихи, я скажу: вот так, это эталон. Выше этого ничего быть не может! Юрский сыграл вдохновенного поэта и закрыл тему. По крайней мере, до тех пор, пока не начнётся последняя новелла, «Пир во время чумы», и мы не услышим рваные панегирики Вальсингама в исполнении Александра Трофимова
«Маленькие трагедии» – это памятник молодости и гениальности. Здесь поразительно молоды актёры, составившие честь и славу советского кинематографа. Увы, за исключением Высоцкого, почти всех мы увидели впоследствии увядающими, теряющими остатки достоинства и таланта, разменивающиеся на роли вздорные и никчёмные. А здесь… Золотухин в роли Моцарта едва ли не торит дорогу сверхуспешному фильму Милоша Формана «Амадей».
Сальери и Скупого рыцаря гениально сыграл великий Смоктуновский – это вершины его мастерства, что-то сверхчеловеческое, от чего стынет кровь. И, конечно, всеми актёрскими удачами фильм обязан режиссёру – Михаилу Иосифовичу Швейцеру.
Говоря об успехе картины, нельзя не сказать о вкладе двух других мастеров. «Маленькие трагедии» – это первый большой успех оператора Михаила Аграновича, вскоре снявшего «Покаяние». Музыку к пушкинской экранизации (только задумайтесь, насколько это ответственно!) написал Альфред Шнитке, и она отличается яркостью, лаконизмом и кристальностью формы.
С грустью приходится признать, что даже для планового советского кинематографа повторение столь удачного сотрудничества оказалось невозможным. Фильм уникален – в нём пересеклось слишком много гениев. Мы почти ничего не сказали про главного: Пушкин позволял делать поразительно современные и стильные вещи.
Падает занавес над семидесятыми, и Вальсингам провозглашает чуму, которая по-настоящему накроет нас значительно позже, и всё ещё длится наш пир.


Сергей ЛЮБИМОВ
«Воображариум Доктора Парнаса»: Том Вэйтс будет гореть в аду
«Дорога перемен»: Сто часов счастья - разве этого мало?!.

Другие новости по теме