«Заседание парткома»: у искусства своя правда
СССР, 1977 год. Режиссёры Олег Ефремов, Евгений Козловский. В ролях: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Михаил Зимин, Вячеслав Невинный, Евгений Киндинов.24 мая известному актёру театра и кино Евгению Киндинову исполняется 65 лет. Главным фильмом в его кинематографической карьере, стал, безусловно, «Романс о влюблённых», и эта лента, слава Богу, не нуждается в том, чтобы напоминать о ней читателям. Мы же сегодня хотим вспомнить фильм-спектакль 1977 года «Заседание парткома», где Киндинов сыграл пусть не самую главную, но заметную роль. На наш взгляд, это лучшая из экранизаций постановок Олега Ефремова во МХАТе («Иванов» со Смоктуновским нудноват, а, например, «Старый Новый год» – просто провал).
«Заседание парткома» – это спектакль по пьесе Александра Гельмана «Протокол одного заседания», взорвавшей драматургию 70-х. Ничего способного сравниться с ней не было и нет. Это был абсолютный успех, победа, триумф социалистического реализма. Кинематографические власти пошли на беспрецедентный шаг: вслед за очень удачным фильмом «Премия», снятом на «Ленфильме» в 1974 году с Евгением Леоновым в главной роли, решено было запечатлеть на плёнку спектакль МХАТа в постановке Олега Ефремова – и тоже выпустить на экран.
Толчок для развития действия выбран фантастический: бригада мастера Потапова (его играет сам Ефремов) отказывается от премии, считая, что она – лишь подачка, брошенная за вынужденный простой. Сделать и заработать строители могли гораздо больше. Партком строительного треста собирается на собрание, чтобы рассмотреть вопиющий случай. В ходе заседания партактив постепенно занимает сторону строптивого бригадира, отворачиваясь от ретрограда – начальника треста.
Разумеется, фильм и пьеса отчаянно критиковались «за глаза», то есть на кухнях, советской интеллигенцией как не соответствующие действительности. Во-первых, работяги никогда не откажутся от денег, во-вторых, таких партсобраний просто не бывает. На это можно возразить, что сюжет, например, «Собачьего сердца» также разворачивается исходя из совершенно фантастической предпосылки, что нисколько не умаляет художественных достоинств произведения.
В пьесе достаточно смело вскрывалась экстенсивность экономического развития СССР, обозначались проблемы – погоня за планом, а не качеством, штурмовщина, очковтирательство, круговая порука.
Киндинов играет начальника стройуправления, в котором работает Потапов. Товарищ Черников, не без начатков карьеризма, намерен отмолчаться, зная о технологических нарушениях, допущенных при строительстве, делает вид, что читает какую-то постороннюю книжку, но втягивается в судьбоносную дискуссию мощным ураганом страстей.
Психологизм, мотивированность каждой реплики, русская актёрская школа – вот тот базис, который очень бы не мешало изучить всем нынешним кинематографистам, хватающимися за камеру и пытающимися снять кино «про жизнь». Зрителям тоже полезно пересматривать старые ленты, чтобы не отбило вкус рекой тошнотворных поделок, захлестнувших экран. И самое важное: в фильме речь идёт о таких вещах, как совесть, порядочность, принципиальность.