«Мы из будущего – 2»: чужие
Россия, 2010 год, режиссёры Александр Самохвалов и Борис Ростов, в главных ролях Игорь Петренко, Екатерина Климова, Владимир Яглыч.Отечественное кино переживает глубокий кризис – вслед за идеологией. Почему? Невозможно день и ночь трубить в федеральных СМИ о том, что всё советское прошлое благодаря его лидерам – преступно и аморально, а потом пытаться произведениями искусства вызвать любовь к своей стране, старикам, истории. Стремление передать некую «новую» правду о войне приводит к тому, что наши бойцы воюют по большей части с всевозможными «особистам» и собственными бездарными командирами, и только во вторую очередь – с немцами. Партизаны превращены в неких леших, от которых, пожалуй, вреда не меньше, чем пользы… Ну кто будет любить такую преступную, людоедскую Родину?!
Фильм «Мы из будущего» высветил, как маяк, чудовищную пропасть между нашим прошлым и настоящим, причём не в пользу настоящего – подлого и циничного. Однако режиссёр первой части, Андрей Малюков, не совладал и с советским прошлым – у него получились не люди, а схемы. Мы увидели два разных мира, ничем не связанных, онтологически чужих. Современная молодёжь ничего не смогла предложить героям, идущим на смерть, кроме дурацкой порчи патефона. Вечеринка как-то не задалась. Впрочем, польза от фильма всё-таки есть: нынешнее племя смекнуло, что, пожалуй, действительно эти динозавры были клёвыми.
Идея фильма-продолжения родилась просто замечательной: показать, как воспитанные в духе ненависти ко всему советскому и русскому украинские националисты сталкиваются с нацистской агрессией и поневоле проникаются уважением к солдатам-освободителям. Особенно бьёт по нервам начало фильма, где происходит фактически шабаш, участники которого рыщут русской крови. На кинофорумах люди спорят о том, насколько правдивы такие российско-украинские отношения. Хочется надеяться, что всё-таки в фильме преувеличение.
Однако продолжение довело боевые действия до абсурда. Попав в прошлое, современные герои мечутся между бьющихся насмерть бездушных колоссов. Все воюют против всех. Вернуться в прошлое главного героя заставляет любовь к женщине (этакий Котов из «Утомлённых солнцем – 2», только ищущий не дочь, а чужую жену). Чем больше грохота и физиологии (роды в военных фильмах становятся обязательными), тем меньше режиссёрам удаётся скрыть собственную беспомощность. Непременный атрибут всех без исключения нынешних военных фильмов – допрос свирепыми нашими наших. С рукоприкладством, с кровянкой, с головой об стену. С угрозой расстрела.
Наши солдаты перестают быть носителями добра – такова страшная тенденция современного кинематографа. У нашего народа отнимают последнее – доброту и человечность.
У нас уже украли Победу. Нам четверть века прививают мысль, что Сталин – это как Гитлер, только ещё хуже, поскольку убивал своих. Нам твердят, что побеждать такой ценой нельзя. Наши ближайшие соседи открыто называют нас оккупантами и требуют материальной компенсации. Мы стесняемся подвигов Зои Космодемьянской и Александра Матросова, но винимся в Катынском расстреле. Мы готовы показывать нашим детям такие неоднозначные фильмы, как «Утомлённые солнцем – 2», в которых и не каждый взрослый разберётся. Наше прошлое, говорят нам, это тюремный барак и расстрельные рвы, больше – ничего. Вы хотите такой Родины? Я – нет. Я буду искать спасения души в таких фильмах, как «Баллада о солдате», «Семнадцать мгновений весны», «В августе 44-го» и многих других. Я – не потомок оккупантов и манкуртов. Моя несчастная Родина стремилась к свету и спасла Европу от фашизма. А после, обескровленная, сумела справиться с японской военщиной.
Очень рад, что телевидение найдёт возможность показать в праздничные дни классические фильмы о войне. Хочу обратить ваше внимание на юбилей прекрасной актрисы Людмилы Касаткиной, нашей землячки. На канале «Культура» можно будет увидеть замечательные картины с её участием. Пересмотрите ещё раз первый отечественный телесериал «Вызываем огонь на себя» и драму «Помни имя своё». Кто знает, что нам придётся смотреть на 70-летие Победы…