«Мусульманин»: главный фильм девяностых
Россия, 1995 год, режиссёр Владимир Хотиненко, в гл. ролях Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Балуев.Это великий фильм. Он рявкнул обществу такую правду, что и спустя 15 лет оно не готово её услышать. Оно заткнуло уши и тогда, посылая на верную смерть в Чечню 19-летних пацанов и отдав всевозможные кинопризы выпущенным в тот же год «Особенностям национальной охоты».
Хотиненко очень точно нарисовал картину тотального вырождения русской глубинки, брошенной в омут «экономических реформ», а по сути – в нежить. Как жалки все обитатели этого посёлка, включая мать главного героя, потому что у них нет Бога!.. Совращённые души забирает Сатана – зрители настолько испугались такой явственной перспективы, что отодвинули «Мусульманина» на периферию своего внимания.
Это фильм о том, что нужно неизбывно, день за днём, мучительно стремится к Богу, расти над собой, не идти на поводу у глупой и ленивой толпы – только тогда жизнь человеческая имеет смысл, только тогда ты живёшь по-настоящему, и есть надежда.
Толпа говорит: будь как мы! гляди, зачем так страдать и напрягаться: мы пьяны, ленивы, равнодушны, глумливы. Мы – вечны! Нам приятно думать, что Бог далеко, все мы в глубине души надеемся, что Он смилостивится к нам и заберёт к себе, потому что мы – большинство, а какой же он Бог, если с ним не будет большинства?!
Но герой фильма мучительно, ломая ногти, впивается в землю, карабкается из окопа, в котором его почти похоронили заживо. Намаз – это не только непонятная и нелицеприятная для окружающих процедура, это ежедневная индивидуальная встреча с Богом, это энергетическая подзарядка, исповедь и очищение одновременно. Бог – это не свечечки и не платочки, Он – не в пустых формальностях. Бог – это ответственность, это высокое напряжение внутренних сил человека, его готовность к боли и страданиям. Нам нужно несчастье, чтобы стать людьми, а многим и оно не помогает: глядите, какие похабные отзывы пишут многие наши сограждане в блогах и комментариях к авиакатастрофе 10 апреля!
И ещё. Бог совсем не далеко. Нам проще считать, что чудеса редки и происходят не с нами. Чудо гораздо ближе, чем мы сознаёмся себе. Примеры? Каждый найдёт их с лёгкостью. У меня дома в холодильнике стоит бутылка со святой водой, которая не портится вот уже восемь лет. Какие ещё доказательства нужны маловеру? Однако я не борюсь за возможность истинной жизни, побеждающей тлен и гниение, не спешу быть стойким, как главный герой «Мусульманина», и далеко не всегда тянусь вверх, а напротив – стремительно и с облегчением падаю вниз. Так что этот фильм – в том числе и для меня, грешного.