Официально

Приоритеты образования

18 августа 2009 года в 11:48
Состоялось заседание коллегии Департамента Смоленской области по образованию и науке на тему «Стратегические направления развития профессионального образования Смоленской области». В работе коллегии приняли участие члены Совета ректоров вузов, руководители образовательных учреждений высшего, среднего, начального профессионального образования.
С докладом «Состояние системы профессионального образования Смоленской области» выступила начальник департамента Людмила Малютенко, с содокладом «Приоритеты профессиональной образовательной политики на современном этапе» – председатель Совета ректоров вузов, ректор Смоленского государственного университета Евгений Кодин.
На современном этапе развития профессиональное образование рассматривается как один из важнейших факторов формирования нового качества экономики региона. Требования регионального рынка труда обусловливают необходимость корректировки структуры и объёмов подготавливаемых кадров по профессиям и специальностям. Высокая профессиональная квалификация рабочих кадров и специалистов становится основным критерием трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Развитие современного производства, инновационный характер преобразований требуют сближения темпов развития системы профессионального образования и темпов экономического и общественного развития региона. Для этого необходимы восстановление ответственности и активной роли государства в сфере образования, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, широкая поддержка со стороны общественности проводимой региональной образовательной политики.
Система профессионального образования осуществляет не только подготовку квалифицированных кадров рабочих и специалистов для предприятий и организаций всех отраслей экономики, но и выполняет существенную социальную функцию, даёт молодежи возможность получения доступного и бесплатного начального профессионального образования и создаёт условия для получения среднего и высшего профессионального образования.
Следует отметить, что ещё не в полной мере освоены требования современной экономики и новых управленческих и хозяйственных механизмов, что порождает ряд проблем и противоречий.
Существует несогласованность прогноза развития экономики региона, рынка труда и рынка спроса на образовательные услуги со стороны потребителей, рынка предоставляемых образовательных услуг и системы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Складывается практика взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования и социальных партнеров, но отсутствует нормативно-правововое обеспечение этих взаимоотношений.
Кроме того, в условиях демографического спада, сокращения контингента обучающихся практически на одну треть создаётся ситуационный резерв для манёвра ресурсами в целях рационализации сети профессиональных образовательных учреждений. Сегодняшние управленческие и организационные усилия должны быть направлены на интеграцию близкопрофильных учреждений одного уровня и создание многопрофильных образовательных комплексов.
Для решения вышеперечисленных проблем предстоит обеспечить опережающий рост затрат на профессиональное образование. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность профессионального образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы. Это позволит увеличить объём внебюджетных средств, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в образовательные учреждения.
Основными тенденциями развития сети учреждений профессионального образования должны стать усиление многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности учебных заведений, а также инте¬грация образовательных учреждений различных профилей и типов, что позволит эффективно использовать и развивать имеющиеся образовательные ресурсы.
Сегодня региональная система профессионального образования является сферой взаимодействия интересов региона, работодателей и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для своих социальных и образовательных функций.
В решении коллегии говорится о необходимости разработки стратегии развития профессионального образования на 2010-2020 годы и создании рабочей группы по разработке проекта.
Ольга ЧУЛКОВА
Пенсии по инвалидности вырастут
Предметно контролировать обстановку

Другие новости по теме