Ярослав Нилов разъяснил позицию ЛДПР относительно вариантов легализации самозанятых граждан
Заместитель Руководителя фракции ЛДПР, председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов заявил, что публикации в ряде СМИ о легализации самозанятых искажают смысл инициативы ЛДПР.
«К сожалению, о чем я неоднократно говорил, общество сегодня нередко воспринимает информацию фрагментарно. Взгляд цепляется за броский заголовок, который порой не отражает ни основного содержания, ни самой темы материала. В сознании и подсознании остаются только отдельные фразы и «послевкусие» смысла громкого заголовка – тем более, если пользователь прочел статью не полностью», — заявил Нилов.
По его мнению, в случае перепечатки публикации или из первоисточника, или, что даже нагляднее, повторной перепечатки, часто искажается, либо вообще теряется изначальный посыл: «Вероятно, мое предложение по несовершеннолетним самозанятым рассматривается через призму вызвавшего широкий общественный резонанс (большей частью – негативный) законопроекта, принятого в первом чтении и предполагающего регулирование сферы самозанятых граждан. Я, как и вся фракция ЛДПР, этот законопроект не поддержал. Считаю предложенный эксперимент малоэффективным. Более того, убежден – разговаривать с самозанятыми посредством репрессий, штрафов и угроз абсолютно непродуктивно».
Ярослав Нилов обозначил основные тезисы своего предложения:
- Еще при рассмотрении законопроекта, изменяющего возрастные параметры пенсионной системы (эту инициативу, как известно, фракция ЛДПР также не поддержала), мы говорили о том, что у нас самозанятых сегодня порядка 20 млн человек, и повышение пенсионного возраста является для них явно демотивирующим фактором в плане перспектив легализации.
- Согласно действующему Трудовому кодексу, гражданин с 14 лет имеет право работать – с согласия родителей, без ущерба учебе и здоровью. В том случае, если он работает и получает заработную плату, работодатель обязательно начисляет подоходный налог, который уходит в бюджет, а также направляет взносы во внебюджетные фонды. То есть молодые люди, работая с 14 лет и получая доход, сегодня и так платят налоги. Иными словами, НДФЛ уплачивают все, независимо от возраста. Поэтому ничего нового или революционного с точки зрения налогообложения я не предложил.
- Концепция того самого законопроекта о самозанятых, принятого в первом чтении, предполагает разделение взимаемого налога: часть направляется в бюджет субъекта федерации, а часть – в фонд обязательного медицинского страхования. Если же гражданин имеет статус безработного, взносы в фонд ОМС за него направляет субъект. И этому гражданину в данном случае совершенно не принципиально, легализован он или нет. Медицинские услуги ему все равно будут оказываться, поскольку бюджет фонда ОМС в любом случае получает взносы. А вот пенсионный фонд со стороны безработного никаких взносов не получает. И при самостоятельной занятости такие взносы возможны только в случае добровольного формирования пенсионных накоплений. Это, на мой взгляд, также нелогично и уничтожает любую мотивацию – легализация самозанятых граждан должна проходить через информационную составляющую, через понятные и убедительные разъяснения о возможности формирования будущих пенсионных накоплений.
- Что касается 14-летних, то мы предложили дать им право исключительно добровольно (здесь еще раз подчеркну – ДОБРОВОЛЬНО!) в этом возрасте получить свой статус. Или он захочет зарегистрироваться на общих основаниях в качестве индивидуального предпринимателя, но только по отдельным видам деятельности и в рамках Трудового кодекса, без ущерба здоровью или учебе, или самозанятого. Если у молодого человека возникает осознанное желание формировать свой будущий трудовой стаж, свои будущие пенсионные права, что никак не учтено в концепции того же законопроекта о самозанятых, то только в этом случае гражданин может добровольно принять решение и зарегистрироваться. Тем самым, достигнув возраста полноценной занятости, он получит возможность подтвердить будущему работодателю, деловым партнерам или иным сторонам свой официальный стаж работающего человека. Таким образом, установленную Трудовым кодексом конструкцию и предложение ЛДПР с точки зрения самозанятых предлагалось распространить на лиц 14-летнего возраста – исключительно на добровольных началах, без какого-либо принуждения.
- При этом самозанятых мы предложили легализовывать через иную систему – патентную. Гражданин приобретает патент, который, во-первых, должен быть недорогим, доступным с точки зрения соотношения с будущими доходами, и, во-вторых, позволяет ему на законных основаниях трудиться, получать доход и при этом формировать свою будущую пенсию. Концептуально наша инициатива абсолютно противоречит нашумевшему законопроекту о самозанятых и, что важно, была впервые озвучена гораздо раньше.
- К сожалению, некоторые СМИ предпочли не разбираться в этих нюансах, а смешать все в один материал и подать в разрезе обсуждаемого законопроекта под броским заголовком. В итоге это в корне изменило и исказило суть самой идеи.