Официально

Почему в Смоленской области отменили пригородные поезда?

7 октября 2010 года в 15:17
«СГ» заинтересовалась: почему изменились маршруты движения пригородных поездов? Дизель Смоленск – Рославль теперь ходит только до Починка. Из Смоленска до Фаянсовой нельзя добраться по вторникам, средам, четвергам и пятницам. В эти дни пригородные поезда ходят по усечённому маршруту Ельня – Фаянсовая, а по субботам, воскресеньям и понедельникам - как и прежде. Перестал курсировать дизель Смоленск – Рудня. Железнодорожники объясняют это тем, что областная Администрация не компенсирует убытки, которые несёт железная дорога, осуществляя пригородные перевозки. Наш корреспондент попросил разъяснить ситуацию заместителя начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Смоленской области Владимира ПЛЕШКОВА.
- Подписано соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Администрацией области и ОАО «РЖД» на 2010-2012 годы. Согласно ему, Администрация области должна компенсировать недополученные доходы железной дороги за пригородные железнодорожные перевозки на территории Смоленской области, - рассказал Владимир Николаевич. – Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике определён тариф 15 рублей за проезд одной зоны на пригородных пассажирских поездах. На самом деле себестоимость несколько выше и, по оценке того же департамента, сегодня составляет 17 рублей 18 копеек. А по расчётам ОАО «РЖД», тариф должен быть около 30 рублей. По прогнозам железнодорожников, в 2011 году он составит около 40 рублей.
- Почему такие разные подсчёты? И откуда такое увеличение тарифа на 2011 год?
- Мы тоже хотели бы это знать. Но сколько ни просили обосновать нынешний тариф и прогнозируемый на 2011 год, разумных, экономически обоснованных ответов получить не можем. Московская железная дорога обслуживает восемь регионов, и во всех возникают вопросы по тарифной политике. Так что Смоленская область не является исключением. Да дело не только в Московской железной дороге, по всей России проблемы одинаковы. Есть регионы, которые уже вообще отказываются от пригородных пассажирских перевозок в связи с тем, что железнодорожники требуют за них большие суммы компенсаций. За три последних года, по анализу Департамента по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Смоленской области, Московская железная дорога предъявляет всё большие суммы за недополученные доходы от государственного регулирования тарифов на пригородные перевозки. В 2007 году они предъявляли к оплате 70 миллионов рублей, а в 2010 уже 350 миллионов. Пятикратное увеличение за три года! По прогнозам железнодорожников, в будущем году убытки составят 400 млн. рублей. Такие суммы из бюджета области заплатить нереально, тем более что обоснованных расчётов ОАО «РЖД» не представляет.
- И другого выхода, как изменение маршрутов пригородных поездов, нет?
- Для снижения расходов бюджета на компенсации РЖД совместно с железнодорожниками и предложены эти изменённые маршруты. Но мы увеличили число рейсовых автобусов, добраться на автобусе до необходимых населённых пунктов нет проблем. И тем более автобусные перевозки дешевле. Но тут суть, конечно, не в цене, а в льготниках. Федеральные льготники, не отказавшиеся от социального пакета, имеют право бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.
- А на автобусных маршрутах разве эти льготы не действуют?
- Только на пригородных автобусных маршрутах.
- Что это означает, объясните, пожалуйста.
- Пригородные автобусные маршруты – это до 50 километров от границы населённого пункта начального движения до границы населённого пункта конечного движения. Если расстояние больше – это уже междугородный маршрут, и льготы здесь не действуют. Но изменение маршрутов движения пригородных поездов бьёт ещё и по самим железнодорожникам, они же имеют право бесплатного проезда в пригородных поездах. Они пишут письма в наш департамент, просят восстановить движение пригородных поездов по прежним маршрутам. И создаётся общественное мнение, что Администрация области виновата в том, что урезаны пригородные пассажирские перевозки, потому что Администрация области не хочет платить. Администрация готова платить, но по реальным тарифам, а не по тем, которые представляет ОАО «РЖД».
- Но и у железнодорожников в связи с сокращением пригородного движения не может не возникнуть проблем?
- Они есть. Когда стали оптимизировать маршруты совместно с железнодорожниками, то выявился ряд проблем и у них. Урезание маршрутов – это же сокращение работников. Встаёт вопрос и о подвижном составе: куда его деть? Но процедент-то они создали сами. Сейчас, когда автобусных рейсов по этим направлениям стало больше, железнодорожники понимают, что мы нашли выход. Это их не устраивает. Они готовы возобновить по прежним маршрутам пригородные перевозки, но всё равно требуют ту компенсацию, которую они насчитали.
- На мой взгляд, железнодорожники несут убытки на пригородных перевозках ещё и потому, что многие люди ездят зайцами.
- По анализу самих железнодорожников, 30% пассажиров ездят зайцами, потому что сокращены контролёры. Железная дорога не работает над снижением своих расходов. Кроме того, пускают электричку в восемь вагонов, а пассажиров набирается только на два. Можно сократить составность, но железнодорожники этого не делают. Можно возить людей не на дизелях, которые весьма затратны, а на рельсовых автобусах, но число их железнодорожники не увеличивают.
- За девять месяцев этого года прибыль ОАО «РЖД» составила 40 миллиардов рублей, это, на мой взгляд, говорит о многом.
- И это при том, что, по оценке железнодорожников, регионы России должны ОАО «РЖД» компенсацию в размере 30 миллиардов рублей за пригородные пассажирские перевозки! Пусть бы рассчитали экономически обоснованные тарифы, тогда бы никто не возражал против оплаты компенсации за пригородные перевозки пассажиров.

От редакции. Мы опросили своих знакомых, живущих в райцентрах или бывающих там наездами. Данные достаточно противоречивы. Сокращение числа поездов ощутили не все пассажиры, однако подобная мера вызывает озабоченность многих и многих жителей области.
Скажем, электричка Смоленск-Вязьма и не пользовалась большой популярностью у вязьмичей, отправляющихся в областной центр и обратно: проходящим поездом или автобусом – в разы (!) быстрее. Однако сокращение рейсов приводит к усложнению коммуникаций с населёнными пунктами района. То же самое касается и электропоездов, отправляющихся из Вязьмы на Москву.
Жители Ельни недовольны тем, что, скажем, домой теперь не уехать в четверг вечером – нужно идти на автобус, а ПАЗики – не самый комфортный сервис, к тому же они не всегда способны вместить всех желающих… График перевозок неудобен – таково консолидированное мнение наших знакомых из города воинской славы. Так что проблема есть, и её надо решать.
Не будем стариться!
В Смоленске прошла олимпиада инвалидов

Другие новости по теме