Смоленская область улучшила рейтинг кредитоспособности
Консорциум «Эксперт РА – AKM» присвоил Смоленской области рейтинг кредитоспособности по национальной шкале: «А» со стабильными перспективами». Ранее действовал рейтинг «В++».Рейтинг «А» со стабильными перспективами» означает, что Смоленская область относится к категории заёмщиков, имеющих высокий уровень надёжности. Риск несвоевременного выполнения обязательств низкий. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне.
ВВП области: динамика устойчива
В последние годы большинство экономических показателей Смоленской области устойчиво улучшается, причём темпы роста находятся на довольно высоком уровне. Исключением является 2009 год, когда вследствие влияния мирового финансового кризиса в экономике наблюдался спад, однако динамика большинства показателей Смоленской области даже в кризисные годы была лучше среднероссийской. Это свидетельствует об устойчивости экономики и способности противостоять кризисным явлениям.
За последние пять лет валовой региональный продукт (ВРП) Смоленской области увеличивался в среднем на 3,96% ежегодно, что соответствует среднему росту ВВП России за этот период. В 2010 году позитивная динамика продолжилась. По итогам первого квартала 2010 года большинство макроэкономических показателей Смоленской области улучшилось, причём темпы роста были выше, чем в ЦФО и по России в целом. По темпам роста инвестиций в основной капитал в первом квартале 2010 года область является одним из лидеров среди субъектов РФ (занимает 11-е место среди всех субъектов РФ и 4-е в ЦФО).
Логистика в приоритете
Важным фактором поддержки высокой рейтинговой оценки являются выгодное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура, что повышает потенциал экономического развития региона. Более 80% грузов поступает из Западной Европы в Россию через Смоленскую область.
Использование преимуществ географического положения региона является одним из ключевых направлений развития экономики Смоленской области. Планируется создание мультимодального индустриально-логистического кластера и таможенно-логистического терминала. В Смоленске и области будет сформирован центр по переработке грузов, который позволит разгрузить Москву и уменьшить транспортную нагрузку на центр России. В транспортно-распределительном центре будет задействовано порядка четырёх тысяч человек, обрабатывающих порядка восьми тысяч вагонов в месяц и двух тысяч автомобилей в сутки.
Показатели Минфина выполняются
Снижению кредитных рисков способствуют сбалансированность бюджета Смоленской области и позитивная динамика бюджетных показателей. Все показатели, контролируемые Минфином, лучше установленных Бюджетным кодексом РФ граничных значений, а следовательно, устойчивость бюджетной системы Смоленской области сохранится даже в случае негативных изменений некоторых бюджетных показателей.
Необходимо также отметить наблюдаемое в последнее время улучшение бюджетных показателей (рост собственных доходов, снижение дефицита бюджета). Стабильный рост доходов свидетельствует об устойчивости доходной базы и является важным позитивным фактором при оценке кредитоспособности, так как создаёт прогнозируемый денежный поток для выполнения обязательств. В этой связи важным позитивным аспектом является рост собственных доходов бюджета, причём их объём увеличивался даже в кризисные годы.
Долговая нагрузка на бюджет Смоленской области находится на приемлемом уровне. По итогам 2009 года отношение государственного долга Смоленской области к объёму доходов без учёта безвозмездных поступлений от других бюджетов составляло 36,43%. При этом необходимо отметить, что в 2010 году объём государственного долга существенно снизился, в то время как доходы бюджета увеличились, а следовательно, улучшились показатели, характеризующие уровень долговой нагрузки. По данным на 1 июня 2010 года, государственный долг Смоленской области составляет 2,7 миллиарда рублей, что на 65,1% меньше, чем на начало года.
В качестве существенного позитивного фактора необходимо отметить относительно невысокие платежи по долговым обязательствам. Анализ динамики доходов областного бюджета показывает, что такие выплаты не приведут к ухудшению структуры бюджета. Кроме того, в структуре долга преобладают бюджетные кредиты, стоимость которых невысока, что снижает расходы на обслуживание долга. В 2009 году сумма процентов по долговым обязательствам Смоленской области составила 150,3 миллиона рублей, или меньше 1% доходов областного бюджета. При этом следует отметить, что существенное снижение объёмов госдолга в первой половине 2010 года ведёт к сокращению расходов на его обслуживание.
Среднедушевые параметры еще низкие
Среди факторов, поддерживающих высокую рейтинговую оценку, агентство выделяет позитивную динамику экономического развития, выгодное географическое положение и развитую транспортную инфраструктуру, сбалансированность бюджета, приемлемый уровень долговой нагрузки. К факторам риска относятся: невысокий уровень диверсификации экономики и налоговой базы, зависимость от федерального бюджета, невысокие значения макроэкономических показателей в пересчёте на душу населения.
Ограничивает рейтинговую оценку невысокий уровень диверсификации экономики, что снижает уровень диверсификации налоговых доходов. Основной объём производства в таких отраслях, как электроэнергетика, ювелирная промышленность и химическая промышленность, обеспечивается одним предприятием (Смоленская АЭС в электроэнергетике, ПО «Кристалл» в ювелирной промышленности, ОАО «Дорогобуж» в химической и нефтехимической промышленности). Суммарно эти предприятия обеспечивают значительную часть промышленного производства Смоленской области. При этом необходимо отметить, что влияние данного фактора снижается вследствие довольно высокого уровня отраслевой диверсификации. Кроме того, реализация проектов по созданию на территории области логистического центра позволит повысить уровень диверсификации экономики.
К негативным факторам также относится сохраняющаяся зависимость от федерального бюджета. Доля безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней в структуре доходов областного бюджета Смоленской области по итогам 2009 года составляет 38,2% (по России в целом 30,2%, а в ЦФО 17,5%). Таким образом, доходная часть бюджета в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета. Однако такая ситуация характерна для многих регионов РФ. Кроме того, в 2010 году ситуация улучшилась. По итогам января-апреля 2010 года доля доходов без учёта безвозмездных поступлений от других бюджетов системы РФ в структуре доходов областного бюджета Смоленской области составила 65,7% (62,8% по итогам аналогичного периода 2009 года).
Значения большинства макроэкономических показателей в пересчёте на душу населения Смоленской области ниже общероссийского уровня. В частности, отставание наблюдается по таким показателям, как ВРП на душу населения, инвестиции в основной капитал на душу населения, платные услуги на душу населения. Вместе с тем необходимо учитывать, что такая ситуация отчасти обусловлена высокой плотностью населения. Кроме того, общероссийские показатели во многом формируются за счёт сырьевых отраслей, доля которых в экономике Смоленской области очень незначительна.