Божия воля неподвластна времени
Смоленск – один из немногих городов нашей страны, где можно побывать сразу в трёх храмах домонгольского периода, то есть построенных в XII веке. Для города с такой богатой военной историей, как у Смоленска, это можно назвать чудом. А ещё в Смоленске есть место, откуда эти три храма можно увидеть одновременно, – это мост через Днепр на улице Дзержинского.
Храмы в честь святых апостолов Петра и Павла и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова стоят друг напротив друга – на разных берегах Днепра. Храм Архангела Михаила расположен вдалеке, ниже по течению реки, но с моста хорошо виден его силуэт на высоком холме.
Эти храмы кроме времени постройки объединяет и то, что все они крестово-купольные. В плане такие храмы напоминают крест, увенчанный куполом, причём этот архитектурный стиль несёт в себе глубокое значение. Купол символизирует бесконечное движение Господа, а куб, который образуется колоннами и стенами, – землю. Таким образом, крестово-купольный храм напоминает нам о связи Неба и земли. Эта форма строительства стала основной в Православии уже к IX веку нашей эры.
В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
Особое значение Смоленска
Знакомство с домонгольскими храмами Смоленска команда нашего проекта начала с самого древнего из них – церкви в честь святых Петра и Павла. Вот как описывает его внешний вид директор воскресной школы при приходе храма в честь святых апостолов Петра и Павла Татьяна Макаренкова:
«Храм однокупольный и напоминает крепкого богатыря – это особенность первых каменных храмов на Руси, потому что традиции храмостроения идут как раз из Византии. То есть если мы посмотрим на храм Петра и Павла, то он будет напоминать и о первых каменных храмах Византии».
Храм построен по заказу князя Ростислава Мстиславича – родоначальника смоленской княжеской династии, внука Владимира Мономаха. За время своего правления он превратил Смоленское княжество в одно из самых могущественных в Древней Руси. Причём авторитет нашего города в то время рос не только с расширением территории княжества, но и с повышением авторитета Церкви. Именно при князе Ростиславе в Смоленске была основана епископия – первым епископом стал учёный грек Мануил. Этот шаг наполнил нашу землю особым духовным смыслом.
Князь Ростислав, считают историки, также мог вкладывать особый смысл и в строительство нового храма. Святые апостолы Пётр и Павел – наиболее почитаемые ученики Христа, столпы христианской веры. Они несли учение Христа людям и стали создателями Церкви в её земном воплощении. Апостолы Пётр и Павел – покровители вечного города Рима, и, выбрав их имена, князь Ростислав, вероятно, хотел подчеркнуть особое значение Смоленска – города, который стремился к духовному величию Рима.
Храм Петра и Павла строился на княжеском дворе, и в церкви молился сам Ростислав Мстиславич. Его молельня сохранилась до наших дней – она находится на втором этаже, рядом с хорами. Это совсем небольшое помещение с двумя узкими окнами и отдельной дверью, через которую князь мог прийти в храм прямо из своих покоев.
«В свою маленькую молельню князь Ростислав попадал по высоким полатям – сразу на второй этаж нашего храма, не пересекаясь со своим воинством, – рассказывает Татьяна Макаренкова. – Здесь он мог в любое время в уединении молиться и пребывать в разговоре с Богом».
У храма святых апостолов Петра и Павла, как и у всего Смоленска, нелёгкая судьба. Достаточно быстро он из княжеского стал приходским, вокруг него было построено несколько притворов. Но самые большие изменения начали происходить в храме с XVII века, когда он был превращен в костёл. С западной его стороны вырос двухэтажный дворцовый корпус – в нём была резиденция униатского архиепископа.
После возвращения Смоленска в состав Российского государства храм снова стал православным. В дворцовом корпусе построили третий этаж, где разместилась церковь святой великомученицы Варвары. Возле западного торца дворцового корпуса была построена красивая шатровая колокольня.
На протяжении нескольких веков оба здания были соединены друг с другом, и древний храм надолго утратил свой истинный облик. Смолянам, и не только им, но и всем людям, в 1963 году его вернул наш земляк – реставратор Пётр Дмитриевич Барановский.
«Подняв планы и чертежи храмов, Пётр Дмитриевич увидел, что здания относятся к разным векам постройки и они не могут быть объединены в одно целое. Поэтому и было принято решение разделить два храма – Петра и Павла, относящегося к архитектуре двенадцатого века, и великомученицы Варвары, который построен в восемнадцатом веке, – говорит директор воскресной школы. – Храм – это дом Божий, и, наверное, так было угодно, чтобы двенадцатый и восемнадцатый века пересеклись и чтобы в двадцать первом веке храмы стояли рядом. Это говорит о том, что Божия воля неподвластна времени: независимо от того, в каком веке построен храм, он создан для спасения души человека, и Господь всегда пребывает в нём».
Своё влияние на храм Петра и Павла оказали и времена богоборчества, но у этой церкви в тридцатые годы прошлого века была особая роль. Здесь служил священномученик Серафим (Остроумов) – последний архиепископ Смоленский. В 1936 году он был арестован, а в декабре 1937-го расстрелян в Катынском лесу.
Очень важен дух сплочения
И, наверное, есть особый символизм в том, что храм в честь святых апостолов Петра и Павла был в числе первых, куда в 90-е годы прошлого века вернулось Православие. Многие люди трудились над восстановлением храма, и, вероятно, как раз в это время в нём появились иконы старинного письма. Сами образа потемнели от времени, а на окладах видны давно ушедшие из нашего алфавита буквы.
Есть мнение, что эти иконы в своё время были спасены верующими людьми, семьи которых, несмотря на все сложности, сумели сохранить их, а затем передали в открывающийся храм. Это, например, образ Святителя Николая, храмовая икона апостолов Петра и Павла и так называемая «семейная» икона. На ней изображены святые покровители всех членов одной семьи – всего одиннадцать святых из разных эпох и стран, в которых они прославились.
Стоит сказать несколько слов об иконостасе храма. Он современный – уже в наши дни его вырезали из крымского известняка и украсили орнаментом в виде виноградной лозы. И это тоже символ, потому что виноградная лоза – евангельский образ Христа как единого источника жизни для человека.
Особо в храме Петра и Павла почитается образ Иверской Божией Матери – об этом свидетельствует особый внешний вид иконы, написанной на Афоне в 90-е годы XX века. На ней висят образки и крестики – как благодарность от прихожан и свидетельство того, что молитва перед иконой помогла человеку избавиться от болезней.
Современная жизнь прихода не ограничивается богослужениями. При храме действует воскресная школа, которая раньше, по словам её директора, была более многолюдной.
«Сейчас происходит возрождение воскресной школы. Мы потихонечку становимся на ноги: к нам приходят новые преподаватели, у нас возрождается художественная школа, есть классы по Закону Божиему, мы набрали группу, где обучаются церковному пению», – отмечает Татьяна Макаренкова.
Директор воскресной школы подчёркивает, что число учеников в школе уменьшилось в том числе и после пандемии коронавирусной инфекции, когда многие занятия были переведены на удалённый режим. Но во время своего первого расцвета школа при приходе храма святых апостолов Петра и Павла сыграла одну важную роль: часть её наставников, уже бывших, и воспитанников, став священниками или их жёнами, сейчас несут веру и просвещение в разных уголках нашей страны.
Но первые шаги к возрождению общения и единения людей в храме сделаны, и Татьяна Макаренкова считает, что они крайне значимы:
«Очень важен дух сближения, сплочения на приходе, когда каждый чувствует, что ты здесь не лишний, когда каждый понимает, что здесь твои друзья, и когда каждому хочется идти сюда – пусть даже прополоть грядки или просто помочь накрыть чай».
В воскресные и праздничные дни храм заполнен верующими. Впрочем, люди часто приходят в него, поскольку храм святых апостолов Петра и Павла находится рядом с тремя вокзалами города. Все, кто бывает здесь, одинаково описывают свои чувства, делится наша собеседница:
«Те, кто приходит к нам, говорит, что от наших стен издалека веет стариной, и хочется прийти и потрогать их, убедиться в том, что они настоящие. Наш храм древний, намоленный, и как верстовой стол, который обозначает путь, так и наш храм притягивает к себе тем, что он выправляет путь того путника, который заходит сюда. Наверное, это важно».
Храм в честь святых апостолов Петра и Павла находится по адресу г. Смоленск, ул. Кашена, д. 20. Тел. 8 (4812) 21-88-33, сайт – https://smol-stt-app.cerkov.ru
В ЧЕСТЬ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА
Претворяя в жизнь идеи любви
Напротив Петропавловской церкви, на южном берегу Днепра, стоит ещё один храм домонгольского периода – храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Он второй по возрасту среди древнейших церквей Смоленска. В 1173 году его построил князь Роман – старший сын Ростислава Мстиславича.
Время строительства храма – эпоха расцвета Смоленского княжества. Князь Роман стал достойным продолжателем дела своего отца, возвышая и род смоленских князей, и их стольный город. Роман Ростиславич, отметим, уделял особое внимание духовной крепости и просвещению Смоленской земли. В летописях говорится, что князь «был весьма учён во многих науках и к учению многих людей понуждал», причём тратил на это «понуждение» свою же казну.
Освящение храма во имя Иоанна Богослова также не было случайным, говорят историки. Он ближайший ученик Христа, и именно ему Спаситель поручил заботиться о Своей Матери. Христос есть любовь, и суть христианства состоит в любви к Господу и друг к другу, утверждал апостол Иоанн Богослов. Кстати, по этой причине его называют апостолом любви. Князь Роман, в свою очередь, был миролюбивым правителем, претворял в жизнь идеи человеколюбия и, вероятно, поэтому выбрал для новой церкви имя святого апостола Иоанна Богослова.
Исследователи отмечают, что храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова по своему архитектурному облику очень близок к храму святых апостолов Петра и Павла. Есть предположение, что их строили одни и те же мастера. Однако неспециалист это сходство вряд ли увидит, и дело здесь всё в той же богатой ратной истории Смоленска. Особенно сильно храм пострадал от обстрела крепости польской артиллерией, после чего одно время был источником стройматериалов для местных жителей.
Храм вернулся к жизни только в XVIII веке, но уже после масштабной перестройки. В нём была заложена часть древних окон, переложены своды, а стены сохранились в виде отдельных частей, вмонтированных в новую кладку. Тогда же к храму пристроили трапезную и колокольню – они были утрачены уже в годы Великой Отечественной войны. И тем не менее храм живёт, говорит его настоятель иерей Николай Давыдов:
«В 1991 году его открыли и начали активно восстанавливать, что, собственно говоря, продолжалось очень долго, но усилиями отца Иоанна, который долгое время являлся здесь настоятелем, храм приобрёл те очертания, которые имеет сейчас».
Продолжая миссию просвещения
Отец Николай говорит о протоиерее Иоанне Ильницком, который более девяти лет был настоятелем храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. То, как храм выглядит сейчас, во многом результат именно его трудов. О нём, например, напоминает иконостас – он ярко-жёлтый, подготовленный к золочению, но этот труд отец Иоанн завершить не успел. Нынешний настоятель храма надеется, что в будущем благоукрашение святого для смолян места продолжится.
Приход здесь не очень многочисленный, но сюда часто приходят жители дальних районов Смоленска, бывают и паломники. Они приезжают поклониться Донской иконе Божией Матери, по преданию, попавшей в храм из разорённого Донского монастыря в Москве.
«Этот образ Пресвятой Богородицы очень почитаем среди прихожан, и люди, которые приезжают из других городов, паломники или те, кто бывает в нашем городе и храме на экскурсии, конечно же, ищут эту икону, чтобы поклониться ей и излить свои душевные чаяния», – рассказывает отец Николай.
Говоря о современной жизни храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, стоит сказать, что он и в наши дни несёт миссию просвещения, которую 800 лет назад возложил на него князь Роман.
«У нас есть воскресная школа, взрослые люди приезжают помолиться, причаститься, принять участие в Таинствах, – говорит настоятель храма. – Мы стремимся к тому, чтобы храм жил полной жизнью, стараемся обогреть людей любовью, чтобы не только апостол Иоанн Богослов, покровитель нашего храма, являлся апостолом любви, но и чтобы мы тоже несли любовь в этот мир, чтобы люди были добрее, чтобы больше было любви и мира в храме, в Церкви и во всём мире».
Храм в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится по адресу г. Смоленск, ул. Б. Краснофлотская, д. 15. Тел. 8 (4812) 38-89-80, сайт – https://smol-bogoslov.cerkov.ru
В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА
Превосходя все храмы по красоте
Ниже по течению Днепра, на вершине высокого холма, стоит храм в честь Архангела Михаила, который также называют Свирской церковью. С моста через реку виден только силуэт самого молодого из трёх древних храмов Смоленска, и это только подчёркивает его масштаб.
Храм был построен в 90-х годах XII века князем Давидом Ростиславичем – ещё одним сыном основателя Смоленской княжеской династии. Он правил нашей землёй почти двадцать лет, и это время было достаточно непростым, поскольку влияние Смоленска на русские земли начинало ослабевать. В самом городе росло влияние веча, с мнением которого всё чаще приходилось считаться князьям: они стремились укрепить роль княжества в Древней Руси, а горожане больше заботились о благосостоянии его столицы.
Историки считают, что один из конфликтов с городским вечем мог стать поводом для строительства княжеского двора за городом – на Смядыни. Это место было очень значимым для Смоленска, причём по разным причинам. Во-первых, здесь погиб первый русский святой – князь Глеб. На месте его гибели был устроен Борисоглебский монастырь, не сохранившийся до наших дней. Во-вторых, в устье речки Смядыни находилась пристань, куда по Днепру прибывали русские и иностранные купцы. Важнейшая дорога на Киев делала Смядынь центром экономической жизни древнего Смоленска. Появление здесь княжеского двора сделало это место и политическим центром.
Но важно отметить то, что для князя Давида Смядынь была и духовным оплотом – он носил христианское имя первого русского мученика, погибшего здесь: Давидом при Крещении был назван благоверный князь Глеб. Устроив здесь резиденцию, князь решил построить и свою церковь, причём выбор её небесного покровителя тоже был неслучайным. По замыслу князя Давида, справедливый судья, воитель и заступник, Архистратиг Божий Михаил должен был защищать и Смоленск, и его княжеский род от злых сил. И, конечно, неслучайным был выбор места, где построен храм, рассказал его настоятель протоиерей Павел Петровский:
«Это высокое место, и князь захотел построить на нём храм, который превзошел бы по красоте все храмы, которые уже существовали в Смоленске. А их тогда было более тридцати».
Считается, что образец для нового храма князь Давид нашёл в Полоцке, поэтому уже в XII веке он внешне отличался от других церквей Смоленска. Устремлённый ввысь, он сверху донизу был покрыт фресками, росписи были и снаружи. Одна из них находилась над главным входом в храм и изображала семью князя Давида.
«Воистину строителю нашего храма удалось сделать то, что он задумал. Многие люди приезжали, чтобы увидеть благолепие храма, его внешние и внутренние украшения. Конечно, здесь много потрудились строители, которые вложили в храм свою любовь и творчество».
Храм в честь Архангела Михаила действительно был богато украшен, как и подобало княжескому храму. Увидеть его приходили иностранные купцы – об этом говорит летописная запись, которую приводил один из первых русских историков Василий Никитич Татищев. Кстати, здесь, как и в храме в честь святых апостолов Петра и Павла, тоже был устроен отдельный вход в княжескую молельню – Давид мог молиться, оставаясь незамеченным прихожанами.
Что касается украшений, сейчас от богатых настенных росписей остались лишь небольшие, выцветшие со временем фрагменты. Но они, безусловно, заслуживают внимания каждого, кто приходит в храм.
На одном из них изображено Чудо Архангела Михаила в Хонех, в честь которого и был впервые освящён построенный храм. По преданию, Архистратиг Божий защитил от разрушения язычниками находившийся во Фригии храм в честь своего имени.
«Некоторые сюжеты росписи пусть и с трудом, но ещё можно различить, и на них изображено именно это событие. Вот стоит старец, у его ног речушка, а здесь стоит Архистратиг Михаил, и вода падает в расщелину, которая образовалась у его ног. Здесь хорошо видно движение его крыльев», – рассказывает отец Павел, показывая на едва различимый рисунок.
Остатки фресок видны не только возле входа в храм, но и на клиросе – здесь они особенно яркие, и на них можно различить фигуры святых. В нескольких местах возле окон сохранились орнаменты, которыми была украшена церковь. Росписи не подновлялись, говорит настоятель, и они, вероятнее всего, сохранились с XII века.
И внутреннее убранство храма, и сам он пострадали не только от времени: многое в нём было разрушено во время войн, которые прокатились через Смоленск. Поляки устроили здесь костёл, а французские солдаты срезали и отправили в костры почти все деревянные балки, которые соединяли собой стены и колонны храма. Сейчас на их местах видны лишь квадратные отверстия. Со временем, рассказывает отец Павел, ухудшилась и акустика храма.
В XVIII веке вокруг храма была возведена каменная ограда и колокольня. Строительство велось на средства, пожертвованные старостой храма, купцом Василием Григорьевичем Хлебниковым. На его же средства при церкви было открыто училище для бедных и беспризорных детей – оно стало первым народным училищем в Смоленске.
Под покровительством Небесных Сил
Древний храм в честь Архангела Михаила вернули Русской Православной Церкви в 1990 году, и с того времени началось его восстановление. Причём началось оно с уборки – внутреннее помещение храма было завалено мусором. В храме тогда трудился буквально весь город.
По благословению митрополита Смоленского и Калининградского, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла здесь трудился протоиерей Михаил Каденков. Первый настоятель возрождённого храма ушёл из жизни и был похоронен недалеко от храма – к его могиле и сейчас приходят те, кто общался с ним и участвовал в восстановлении церкви.
Освящение храма состоялось в 1994 году, и с того времени здесь почитаются два праздника, говорит отец Павел:
«Владыка Кирилл освятил храм в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. И теперь мы почитаем два праздника одновременно: и старый праздник, и нынешний, в честь которого назван наш сегодняшний престол. И мы продолжаем трудиться, с тем чтобы привлекать к нам народ, чтобы люди знали, какое священное место здесь есть, потому что Архистратиг Михаил является покровителем нашего града. Смоленск, как и Архангельск, находится под покровительством святых Небесных Сил бесплотных».
Перед иконой Архангела Михаила в храме горит неугасимая лампада – в своё время её зажгли от Благодатного огня. Прикоснуться к этой святыне, зажечь от неё свою лампаду может каждый пришедший в храм.
Сейчас храм в честь Архангела Михаила живёт полной жизнью, и в нём бывают не только прихожане, но и паломники. Они приходят поклониться святыням, которые хранятся здесь. В их числе, например, Иверская икона Божией Матери. Образ чудотворный, о чём говорят дары, оставленные людьми, которые обращались к Пресвятой Богородице с молитвой и получили Её помощь.
В храме есть ещё две иконы, которые играют особую роль в современной жизни прихода храма в честь Архангела Михаила, – это Ахтырская икона Божией Матери и образ «Неупиваемая чаша».
Первая из них, рассказывает отец Павел, попала в храм из Демидова – образ пожертвовала семья мирян:
«Этот образ мы тоже считаем чудотворным, так как им благословляем семьи, благословляем и детей, которые возрастают в неполной семье. И мы надеемся, что Матерь Божия и поныне остаётся вместе с нами своей святой помощью, своим покровом, и особенно в дни, когда нам действительно сложно».
Ещё одна почитаемая в храме икона – образ «Неупиваемая Чаша». Перед ней молятся люди, которые страдают от самых разных зависимостей. Поклониться ей приезжают даже из соседней Белоруссии, а чаще всего к ней приходят женщины, нашедшие кров в «Смоленском доме для мамы». Он находится на территории храма, и здесь принимают тех, кто столкнулся с различными сложностями, семейными в том числе.
«Матерь Божия через свои чудотворные иконы слышит всех нас, – говорит отец Павел. – Поэтому нисколько не смущайтесь, молитесь, и Пресвятая Богородица, как живая вместе с нами, помогает нам и утешает нас. Укрепи, Господи, Её предстательством, покровом всех тех, кто к Ней обращается».
Женщины, которые живут в «Смоленском доме для мамы», и их дети тоже молятся в храме, причём здесь заботятся о самых маленьких прихожанах. Возле нескольких особенно важных икон установлены невысокие подсвечники, чтобы дети сами могли поставить свечу.
По мере сил поддерживая храм, который также нуждается в ремонте, здесь заботятся и обо всех верующих Смоленска. Сейчас, когда в храмах города звонят колокола, колокольня храма в честь Архангела Михаила отвечает звоннице Свято-Успенского кафедрального собора. Но отец Павел надеется, что однажды в этом перезвоне, как и в былые времена, будут участвовать все церкви, построенные нашими далёкими предками.
Храм в честь Архангела Михаила находится по адресу г. Смоленск, ул. Парковая, д. 4а. Тел. 8 (4812) 38-08-65, сайт – https://arh-mihaili.cerkov.ru
Прослушать радиоверсию программы о смоленских храмах домонгольского периода можно, отсканировав приложенный к публикации QR-код или из браузера
В оформлении материала использованы фотографии Веры Усердной, Николая Дементьева, Георгия Кошелева
Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Алексей Матвеев