Перед памятником произведётся парад
С весны 2021 года в городе Велиже идёт реконструкция центральной площади города. Обычно в таких случаях перед строителями работают археологи, которые исследуют культурные слои, спрятанные под верхним слоем земли и асфальта древних городов. В Велиже археологов не было. Может быть, поэтому информация об обнаруженных исторических артефактах, которая появилась в августе на профессиональных сайтах коллекционеров, не стала неожиданностью.
Он вернулся!
Неожиданностью стали сами находки «чёрных копателей», одной из которых оказался памятник-бюст императору Александру I, утраченный практически сразу после установления Советской власти в городе – примерно в 1918 году. Благодаря быстрой реакции руководителей города, слаженной работе сотрудников велижской полиции бюст удалось вернуть городу и стране из небытия, откуда, вообще-то, он не должен был возвращаться. Ничего не способствовало этому возвращению. Не было шансов. Никаких. Совсем. А вот он вернулся!
Бюст сейчас разбит на несколько частей. Возможно, это сделали ещё большевики в 1918 году, когда скинули его с постамента. Но затем, получается, больше 100 лет он находился в земле, рядом с тем местом, где стоял, на центральной площади города, которая, если вспомнить, в 30–40-х годах прошлого века подверглась как реконструкции, так и страшным разрушениям в период Великой Отечественной войны. После освобождения города от немецких оккупантов площадь была исследована советскими сапёрами в целях поиска мин и неразорвавшихся снарядов, и в связи с этим была вероятность, что бюст мог быть поднят из земли и, естественно, утрачен; также бюст мог быть подвергнут дальнейшему разрушению в период прокладки, например, теплотрасс, труб водоснабжения, проведения различных ремонтов и реконструкций, строек, озеленения и прочего. Наконец, он мог быть продан «копателями» в чью-то частную коллекцию, что также равносильно его утрате. Но всё сложилось иначе. И все мы должны возрадоваться находке, которая может являться символом начала возрождения Велижа.
Памятники императору Александру I сегодня установлены в Москве (в 2014 году) и Таганроге (восстановлен по чертежам в 1998-м); бюсты-памятники – в Омске (в 2018 году), селе Паниковец Задонского района Липецкой области (в 2014 году), а также в подмосковном Николо-Берлюковском мужском монастыре (в 2012-м). 1 сентября 2013 года в городе Теплице (Устецкий край Чешской Республики) рядом с главным зданием санатория «Лазне Теплице Чехии» был торжественно открыт бюст императора Александра I в честь исторического сражения русско-прусско-австрийских войск против армии Наполеона, более известного как битва при Хлумце. В 2015 году, в рамках торжественных мероприятий, посвящённых открытию Года литературы в России, прижизненный памятник-бюст императора Александра I, выкупленный государством из частной коллекции, установили в вестибюле Царскосельского музея-лицея.
И да, как мне кажется, мы должны поблагодарить, как это ни странно, того самого «чёрного копателя», который нашёл памятник-бюст. Ведь если бы не он… Части бюста были бы в отвале грунта где-нибудь на свалке или так и остались бы в земле под новым слоем асфальта.
Из казны и на пожертвования
Теперь немного истории. Закладка памятника императору Александру I произошла в Велиже 22 сентября 1912 года. 11 октября памятник-бюст был открыт и освящён. Об этих событиях свидетельствуют документы, которые дошли до наших дней благодаря стараниям наших предков.
Решение об установке в Велиже памятника-бюста императору Александру I Благословенному в целях увековечения памяти Отечественной войны 1812 года было принято городской думой на заседании, состоявшемся 13 декабря 1911 года. Ровно через три месяца – 13 марта 1912 года – городская дума поручила городской управе Велижа приобрести и разместить бюст на площади напротив собора.
Памятник-бюст городской управой был заказан у контрагентства книгоиздательства Всероссийского национального клуба (Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 10). Изготовил памятник-бюст художественный металлолитейный завод Эдмунда Эдуардовича Новицкого в Санкт-Петербурге (здесь впервые в России применили решение, которое существенно удешевило производство памятников – их изготавливали из цинка и затем покрывали бронзой. – Прим. авт.). Памятник обошёлся Велижу в 418 рублей 50 копеек, включая затраты по его покупке и доставке из Санкт-Петербурга.
На возведение памятника по постановлению городской думы было выделено городской управой 100 рублей, от Велижской уездной земской управы поступило 300 рублей. Образовавшуюся разницу было решено покрыть из поступлений в городской бюджет.
Жители города и уезда также собрали определённую сумму на возведение памятника. От Чепельской церкви, где настоятелем служил Симеон Ширкевич, и её прихожан поступило 5 рублей 51 копейка. Из Усвят от священника Карзова поступило около 2 рублей собранных средств. Велижским уездным исправником К.И. Сочивко собрано 16 рублей 13 копеек. От Крестовской церкви (настоятель – отец Владимир Альбицкий) и её прихожан пожертвования не поступили.
Вопрос оставили открытым
Оставался открытым вопрос с местом будущего размещения памятника. Отцами города рассматривалась как площадь напротив собора, так и сад «Треугольник».
18 сентября 1912 года городской думой было рассмотрено «решение комиссии, которой было признано более желательным местом для размещения бюста-памятника императору Александру 1-му Благословенному – Александровский городской сад – «Треугольник», расположенный в 1-й части города Велижа по Духовской улице». При этом комиссией была зафиксирована особая позиция капитана Виноградова, который «высказался за первое решение думы – напротив собора».
Комиссия была создана по итогам обращения жителей Велижа к городской управе. В результате в управу для обсуждения вопроса установки памятника были приглашены князь К.Н. Гагарин, протоиерей отец В. Никифоровский, благочинный 1-го округа отец Н. Савицкий, священник отец А. Щербаков, священник отец Д. Квятковский, Н.А. Семевский, Н.А. Эберг, капитан И.М. Виноградов, К.И. Сочивко, В.К. Блюм, О.М. Киселёв, Н.Е. Маевский, И.Е. Антонов и А.Ф. Каврайский.
Не все из приглашённых приняли участие в обсуждении. В комиссию, собравшуюся 12 сентября 1912 года в шесть часов вечера в городской управе для обсуждения вопроса по установке памятника, вошли члены городской управы, князь К.Н. Гагарин, протоиерей о. В. Никифоровский, Н.А. Семевский, капитан И.М. Виноградов, К.И. Сочивко, А.Ф. Каврайский, О.М. Киселёв и Н.Е. Маевский.
По итогам заседания 18 сентября городская дума так и не приняла окончательного решения о месте размещения памятника – «вопрос оставили открытым».
Несколько позже думой было решено установить памятник всё же на площади напротив собора и приурочить его открытие к 11 октября 1912 года, и «в этот день причт из всех церквей города с хоругвями должен прибыть на место для освящения бюста-памятника и торжественного богослужения».
Прими посильную дань от нас
За день до торжественной церемонии, 10 октября, за подписью капитана Виноградова вышел приказ № 285 по управлению Велижского уездного воинского начальника следующего содержания:
«Завтра после божественной в соборе литургии состоится освящение и открытие на Соборной площади памятника-бюста императору Александру Благословенному, избавителю народов, в увековечение памяти Отечественной войны и её бессмертных героев, положивших свою жизнь за Веру, Царя и Родину сто лет тому назад.
Ко времени торжественного богослужения к собору прибудет всё городское духовенство, представители городских и административных учреждений, учащиеся г. Велижа, как то: мужской и женской гимназий, городского училища, приходских и церковно-приходских школ во главе со своим учащимся персоналом, вольно-пожарная дружина с хором музыки, отряд стражников. Всем свободным от нарядов нижним чинам вверенных мне команд прибыть к Св. Духовскому собору к началу богослужения и занять в храме указанное место на богослужении, оставив оружие под наблюдением дневального. По окончании богослужения в церкви на площади, по окроплении памятника св. водой и ухода крестного хода и духовенства со святынями в собор, и после обхода мною участвующих в параде нижних чинов команд управления, стражников, учеников городского училища и вольно-пожарной дружины, и после тоста за здравие Государя Императора и его Августейшей Семьи от чинов вверенного мне Управления будет возложен на памятник венок с надписью на лентах: «Императору Александру 1-му Благословенному, Незабвенному победителю двадесяти языков. 1812 11/Х 1912 г. От чинов Управления Велижского уездного воинского начальника». В депутацию для возложения венка войдут: я, делопроизводитель управления, коллежский регистратор Сивцов, и.д. фельдфебеля, старший унтер-офицер Девочко и старший писарь Медведев.
Перед возложением мною будет произнесено следующее обращение к памятнику:
«Россия, Царь Благословенный.
Прими посильную дань от нас.
Мы помним годы войны священной,
Когда не только Русь ты спас от двадесяти языков рабства,
Не только родине дал мир ты, современников кумир,
Но спас Европы целой царства.
Не в меру гордый Бонапарт занёс было уже меч над нею.
Покорность видя стран и царств, владеть мнил Русскою землею.
Не знав доселе поражений,
Внося с собой лишь кровь да стон,
Мечтал он в несколько сражений забрать и нашу Русь в полон.
Не смог его победный гений предвидеть, взвесить одного:
Что русских войск ни страх сражений,
Ни жадность замыслов его не в силах были запугать.
Могучий дух отцов и дедов непобедим[ый] создал рать
И даровал Руси победу.
Твою мы ныне память чтим в день славной сотой годовщины.
И предкам доблестным своим кладём поклон земной отчизны».
При возложении венка люди держат на караул, а музыка играет «Боже Царя храни». После этого перед памятником произведётся парад, которым буду командовать я. При прохождении церемониальным маршем равнение держать налево, повернув лицо к лицевой стороне памятника, отдавая ему честь и, кому положено, салютуя. Затем, обогнув памятник вокруг, построиться вновь в том же порядке для вторичного прохождения во взводных колоннах церемониальным маршем, и прохождением в третий раз мимо памятника общей колонной сомкнутой закончится парад. Вечером самый памятник, красиво сенью окружённый зеленью и деревьями, убранными флагами национального цвета, и самая сень будут иллюминированы разноцветными фонарями и плошками.
Арестованных нижних чинов Чашинского и Асанидзе из-под ареста освобождаю по случаю такого радостного для гарнизона события, как освящение и открытие памятника-бюста императору Александру Благословенному».
На устройство народного гулянья
Примерно так, можно предположить, и прошли праздничные мероприятия, связанные с открытием и освящением памятника-бюста 11 октября 1912 года.
Массивный металлический венок был возложен к памятнику от чинов Велижского уездного воинского начальника. Капитан Виноградов в своём письменном обращении к городской управе просил хранить этот венок «в числе исторических документов города в подобающем ему месте в здании городского управления». При этом в соответствии с решениями Велижской городской думы были проведены и другие мероприятия, связанные с празднованием 100-летнего юбилея Отечественной войны. Так, Смоленскую улицу переименовали в улицу Александра Благословенного, в Велижском городском училище была учреждена одна стипендия в 18 рублей имени императора Александра I, в городе также устроили иллюминацию «за счёт отпускаемых на освещение сумм».
Помимо прочего, по решению Велижского земства «на устройство народного гулянья с фейерверком и демонстрацией световых картин эпизодов Отечественной войны было ассигновано 100 рублей и, кроме того, решено приобрести для народных училищ 15 волшебных фонарей с картинами войны 1812 года и популярные художественные брошюры для раздачи народу».
Как могла выглядеть лицевая часть открытого памятника в Велиже, мы можем судить по фотографии аналогичного памятника-бюста, установленного в Императорском Александровском лицее Санкт-Петербурга.
В то же время фотография, сделанная в Велиже в августе 1914 года во время богослужения перед отправкой мобилизованных на войну велижан, захватывает и памятник-бюст Александру I, стоящий уже на другой стороне площади, по другую сторону бывшего здания городской ратуши. Памятник лицевой стороной обращён в сторону реки и Николаевской церкви. Когда и почему было принято решение о переносе памятника, пока установить не удалось.
Восстановить?..
Теперь вернёмся к обнаруженным частям памятника-бюста. По фотографиям можно хорошо видеть их сохранность. С бюста за годы нахождения в земле сошло бронзовое напыление, местами он покрылся ржавчиной. Но, как видно, восстановить памятник можно – все основные его части сохранились.
Как же бюст попал в землю, почему он оказался практически в том же месте, где и стоял? Возможно, об этом мы так никогда и не узнаем, хотя признать такое сложно, поэтому исследования будут продолжены. Сейчас можно только предположить, что части бюста, которые были найдены в земле, в непосредственной близости к бывшему дому Зенкевич (по состоянию на 1914 год в нём размещался универсальный магазин С.С. Баренбаум, а ныне примерно на этом же месте стоит городская пожарная часть), были закопаны где-то рядом монархически настроенными гражданами города. Нельзя также исключать, что к этому имела отношение и наследница Андрея Михайловича Зенкевича – Александра Андреевна Зенкевич как собственница ближайшего к памятнику дома.
***
Сохранившиеся документы, свидетельствующие о событиях тех дней, обязывают и нас сегодня с документальной точностью фиксировать всё, связанное с «воскрешением» памятника-бюста. Стоит, например, провести культурологическую экспертизу бюста, организовать общественные слушания, предметом которых будет его дальнейшая судьба, в том числе, возможно, и восстановление бюста Александра I Благословенного.
Отдельно на плашке:
Обращение жителей Велижа к городской управе
В Велижскую городскую управу. Вх. № 5305. 28 августа 1912 г.
Заявление нижеподписавшихся.
От почтенных горожан и домовладельцев гор. Велижа нам по поводу предстоящего открытия в городе памятника Императору Александру 1-му очень часто приходится выслушивать такие суждения: затеяли поставить и у нас в Велиже памятник в ознаменование Отечественной войны. Дело не только весьма похвальное, достойное потомков бессмертных героев двенадцатого года, но дело, можно сказать, общероссийское, не только Велижское. О постановке в городе памятника – о сём славном увековечении велижанами памяти Императора Александра Благословенного, а с ним и его бесстрашных вождей и воинов – в день же освящения памятника узнают при помощи печати все уголки нашего обширного отечества, от мала до велика узнают и без сомнения возрадуются за нашу любовь к их и нашим предкам, легшим костьми на поле брани в годину бед – годину славы, и многие не только возрадуются, а может, и, присутствуя духом с нами на нашем торжестве предстоящем (поставке памятника), тогда же и у себя, в подражание и в пример к славному деянию других, решат увековечить тем же этот беспримерный в истории народов Европы год.
И вот, говорят нам, затевают в Велиже памятник (не то – бюст) тоже ставить, но отчего же шире об этом не оповестить почтенных горожан и домовладельцев, отчего «отцам города» не созвать не одно, а несколько собраний по сему общему вопросу, не меньше других интересующему всякого любящего родное русское своё отчего не ознакомить детально с проектом устройства, установки нашей будущей великой славы и гордости! Может, кто и своё дельное словечко, а то и целое предложение бы внёс, а может, и более солидным денежным пожертвованием, а не только одним только голым рублём, и помог бы кто в этом похвальном деле, и памятник вышел бы именно на славу. А то заходят, например, с листом, «жертвуй», говорят, на памятник; а как, что и где этот самый памятник будет, толком неизвестно. Не в рубле дело, можно бы дать и больше, да надо знать подробно, на что и куда. Ведь есть же у нас в Велиже и домовладельцы, и домовладельцы очень состоятельные, и на всё доброе всегда отзывчивые. Есть и по окрестностям города богатые землевладельцы и помещики идейные, весьма сочувственно и отзывчиво идущие на призыв ко всему, что служит благу ближнего, а тем более в таком общественном и, можно сказать, вечном деле. Не медвежий же угол у нас и не толстосумы обитают в нём… Устроителям 6 мая сего года лотереи-аллегри в пользу голодающих это доподлинно известно, заключали свои суждения наши почтенные и вполне уважаемые собеседники. Такие же суждения и заявления приходится слышать и по поводу предстоящего устройства каменной часовни в Липках с присвоением этому памятнику наименования: «В память 300-летия царствования дома Романовых», и установлением туда ежегодного шествия крестного хода. Вполне разделяя эти ценные справедливые заявления, и мы, нижеподписавшиеся, присоединяемся к ним и просим управу обсудить подробно и не отлагая их, пока ещё есть возможность и время, на общих собраниях почтенных горожан, домовладельцев, духовенства, чинов, административных учреждений города и др. уважаемых лиц города всё здесь высказываемое обсудить.
27 августа 1912 г. Велиж.
Капитан И.М. Виноградов, Блюм, священник Щербаков, О.М. Киселёв, В. Баточенко, священник Д. Квятковский.
Журнал Велижской городской управы. 1 августа 1912 года.
Вследствие распоряжения МВД от 26 июля сего года за № 1854 о разрешении подписки на сооружение в г. Велиже памятника-бюста Императору Александру Первому Благословенному, избавителю народов в 1812 году, постановила: просить капитана И.М. Виноградова, благочинного 1-го Велижского округа Николая Савицкого, благочинного 2-го округа отца Михаила Пясковского и благочинного 3-го округа отца Владимира Альбицкого и настоятелей церквей: Усвятской – отца Андрея Карзова и Чепельской – отца Симеона Ширкевича принять на себя труд по сбору пожертвований для вышеозначенной цели, которым и послать подписные листы.
Городской голова Маленок. Члены управы Сухоруков, Шарун.
Справка: подписные листы посланы капитану И.М. Виноградову 3 августа 1912 года за № 4198, благочинным: 1-го округа о. Н. Савицкому за № 4199, 2-го округа о. М. Пясковскому за № 4200 и 3-го округа о. В. Альбицкому за № 4201 и настоятелям церквей Усвятской о. А. Карзову за № 4202 и Чепельской о. С. Ширкевичу за № 4203.
Редакция «Смоленской газеты» благодарит коллектив научно-популярного журнала «Край Смоленский» за помощь в подготовке материала
Фото: Велижский историко-краеведческий музей
Вадим БУТКЕВИЧ