К 125-летию со дня рождения Глеба Алехновича. Испытатель «Ильи Муромца»
Имя этого человека было хорошо известно в России начала ХХ века. И сейчас, спустя столетие, мы, смоляне, не вправе забывать о нашем земляке – одном из пионеров российской авиации Глебе Алехновиче. Он летал на первых отечественных самолётах Я.М. Гаккеля, работал лётчиком-испытателем авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода, летал на первых гидросамолётах, проводил испытания первого в мире многомоторного тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец» конструкции И.И. Сикорского, впоследствии воевал на нём в качестве командира воздушного корабля.Глеб Васильевич Алехнович родился 11 ноября (здесь и далее – все даты по новому стилю) 1886 года в Смоленске, в семье поручика 4-го пехотного Капорского полка. По окончании Полоцкого кадетского корпуса он поступил в Константиновское артиллерийское училище в Петербурге. Аттестованный по окончании училища по первому разряду Г.В. Алехнович назначается в Смоленск, в 3-ю резервную артиллерийскую бригаду. Чтобы содержать семью (скромного офицерского жалования не хватало), ему пришлось устроиться по совместительству преподавателем гимнастики в Смоленское реальное училище.
Увлёкшись идеями воздухоплавания, он неоднократно вместе с ребятнёй запускал воздушных змеев, задумывался о постройке планера собственной конструкции. В 1910 году будущий авиатор предпринял первые попытки подняться в небо на своей самоделке. Первый раз он поднялся метра на два от земли, а во второй раз производил полёты за Молоховскими воротами (теперь площадь Победы) и поднимался на высоту нескольких метров.
В конце 1910 года он прошёл первоначальное обучение в Севастопольском аэроклубе у инструктора лейтенанта Станислава Дорожинского, получив соответствующее свидетельство – «грамоту».
Не теряя надежды стать лётчиком, Глеб Васильевич в начале 1911 года едет в Петербург, в Гатчинскую авиационную школу. Однако здесь в приёме ему было отказано по причине сильной близорукости. Но командование Гатчинской школы оставило его в составе наземной службы. Он всё-таки поднимался в воздух в качестве лётчика-наблюдателя. Будучи пассажиром, Алехнович прочно уяснил себе принципы управления летательным аппаратом. На земле же он тщательно изучал инструкции по эксплуатации аэропланов.
Но однажды произошло событие, которое круто изменило его судьбу. На Гатчинском аэродроме проводил испытания своего самолёта российский конструктор Яков Модестович Гаккель. Тогда и подошёл к нему Алехнович и, расхваливая самолёт, попросил дать ему возможность научиться летать на нём. Гаккель разрешил. И хотя Глеб Васильевич учился летать «вприглядку», он сразу же выполнил чистый полёт по кругу. Это произошло 12 июля 1911 года. Алехнович быстро освоил «Гаккель-VI». Через несколько дней он блестяще выполнил программу полётов на получение пилотского диплома и 29 июля 1911 года получил от Всероссийского аэроклуба диплом пилота-авиатора №30.
А через месяц Г.В. Алехнович участвовал в авиационных состязаниях в Царском Селе, где вышел победителем и удостоился приза Всероссийского аэроклуба.
Затем были полёты на других самолётах конструкции Я.М. Гаккеля: «Гаккель-VII», «Гаккель-VIII». На «восьмёрке» летом 1912 года Алехнович выполнил показательные полёты у себя на родине, в Смоленске, и в Вязьме. Несмотря на плохую погоду, полёты на Смоленщине прошли блестяще.
В конце 1912 года Глеб Васильевич подаёт в отставку из армии и приходит работать в качестве лётчика-испытателя в авиационный отдел Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), возглавляемого талантливым авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским. Работая лётчиком-испытателем на этом заводе, Г.В. Алехнович поступает в Петербургский политехнический институт без прохождения конкурсных экзаменов ввиду его отличной теоретической подготовки. За два-три месяца он сдаёт зачёты по десяти основным дисциплинам, в том числе по высшей математике, теоретической механике. Будучи лётчиком-испытателем завода, Г.В. Алехнович одним из первых авиаторов мира овладел искусством пилотирования многомоторных тяжёлых самолётов.
С началом Первой мировой войны Г.В. Алехнович призывается из запаса и назначается командиром самолёта «Илья Муромец» №5. С февраля 1915 года начались боевые вылеты на разведку и бомбардировку войск противника. В экипаже Алехновича летал наш земляк, будущий известный писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Летал он в качестве моториста, участвовал во многих боевых вылетах. В результате у Соколова-Микитова появился целый цикл рассказов и очерков о военной авиации и лётчиках того времени.
В 1917 году Г.В. Алехнович установил очередной рекорд, на этот раз – рекорд грузоподъёмности. На своём воздушном корабле «Илья Муромец» он поднял груз в 180 пудов (2948,4 кг).
После Октябрьской революции Г.В. Алехнович перешёл на сторону советской власти и сразу же был избран председателем солдатского комитета. В ходе Гражданской войны опытный авиатор принимал непосредственное участие в боевых действиях против белой армии и интервентов.
Осенью 1918 года в районе Липецка базировались несколько самолётов «Илья Муромец» авиации Красной Армии. В связи с изменившейся на фронте обстановкой создалась угроза захвата самолётов противником. Все машины были вовремя эвакуированы в Воронеж. Когда наступила очередь перебазировать последний бомбардировщик, которым командовал Алехнович (это было 30 ноября 1918 года), резко ухудшилась погода. Пошёл дождь, сменившийся мокрым снегом. Почти пропала видимость, а тяжёлая машина после взлёта попала в снежный заряд, земля исчезла из поля зрения лётчиков. По словам очевидца, в какой-то момент моторы самолёта взревели, вслед за этим раздался страшный удар и треск (самолёт на малой высоте врезался в землю). Из-под обломков разрушенной кабины извлекли бездыханное тело пилота. Глеб Васильевич Алехнович погиб. Похоронили его в Петрограде, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от могил первых русских лётчиков Л.М. Мациевича, С.И. Уточкина и В.М. Абрамовича.