История

Евгений Оленин – quot;неизвестныйquot; герой Отечественной войны 1812 года

6 июня 2011 года в 14:22
Июнь в истории России отмечен особыми событиями. В этот тёплый, солнечный месяц в 1812 году границы нашего государства перешла многотысячная армия Наполеона. В июне 1941 года началась Великая Отечественная война.
Два века отделяют нас от Отечественной войны 1812 года, когда на Россию обрушилась наполеоновская армия, сформированная не только из войск Франции, но и многих государств Европы, покорённых властолюбивым завоевателем. Против 678-тысячной армады Наполеона с 1372 орудиями Россия имела у западных границ всего около 212 тысяч человек, не считая 20-тысячного отдельного корпуса П.Х. Витгенштейна, прикрывавшего дорогу на Петербург.
Бонапарт не ожидал, что встретит упорное сопротивление не только регулярной армии, но и всего народа. Россия, учитывая надвигающуюся опасность, готовилась к войне. В 1811 году на военные расходы было выделено 137 миллионов рублей, почти половина бюджета. Уступая по численности, русская армия превосходила французскую по организации.
12 июня 1812 года (по старому стилю) армия Наполеона вторглась в пределы России. Смоленские генералы в отставке Лесли и Оленин внесли на губернском дворянском собрании предложение обратиться к императору Александру I с просьбой разрешить формирование народного (земского) ополчения за счёт самого дворянства. К просьбе прилагался проект манифеста с конкретными предложениями. Инициатива смолян послужила первопричиной подписания в июле 1812 года манифеста об ополчении для губерний в европейской части России. Манифест предписывал создать ополчение в Смоленской губернии численностью 12414 человек в течение восьми суток. Возглавил ополчение генерал Евгений Иванович Оленин. Он также сдал в фонд ополчения 300 рублей (по нынешнему курсу – 6 миллионов рублей), 60 конников за свой счёт. Его брат Владимир возглавил 600 пеших ополченцов.
Уже 7 июля в Смоленске после смотра, устроенного императором Александром I сводный передовой отряд народного ополчения и запасных батальонов выступил к Красному. Общая группировка русских под Красным составляла 6,5 тысячи человек. Конники-ополченцы под командованием Оленина вели разведку противника западнее Красного, в районе старой границы России. Разведчики, обнаружив на рассвете огромные массы французской кавалерии, донесли в 9 часов 2 августа генералу Д.П. Неверовскому: quot;Француз валом валитquot;.
Защиту Красного Неверовский поручил генералу Оленину. Заслон состоял из двух пушек и двух батальонов егерей-стрелков 49-го и 50-го полков, фланги слева прикрывали 200 конников-ополченцев Оленина, а справа 41-й егерский полк 12-й дивизии.
Основные силы дивизии Неверовский расположил восточнее Красного, на холмах, за заболоченной речкой Мерейкой. Французы в 14 часов приблизились к западной окраине города. Выстрелы двух русских пушек и стрельба егерей приостановили движение колонны кирасиров. Одновременно во фланг неприятеля генералом Олениным была организована контратака. Жестокая сеча с превосходящими силами противника позволила задержать последнего на некоторое время. Генерал Оленин получил сабельное ранение в голову, но остался в строю. Французская кавалерия стала огибать город слева и справа, а подошедшая следом седьмая пехотная дивизия Ледрю начала вытеснять егерей по фронту. Они были вынуждены отойти к главным силам.
В городе сгорело 250 домов. Таков первый урон, который нанесли поработители.
Адъютант Неверовского нагнал корпус Раевского на ночной стоянке у Катынского озера. Оценив обстановку, Раевский самостоятельно послал корпус ночью при факелах в Смоленск, а восемь батальонов во главе с Паскевичем выслал навстречу отходящим войскам Неверовского и Оленина. Встреча произошла возле деревни Ясенной. Паскевич выставил заслон на краю глубокого оврага, оценив по количеству бивуачных огней число неприятеля. На ночном военном совете он высказал предложение проводить защиту Смоленска, используя его крепостную стену. Силы защитников вместе с ополчением составляли около 15 тысяч человек, французы имели 185 тысяч, из них 15 тысяч кавалерии. Из-за большой угрозы перехвата путей отхода 1-й и 2-й армий в сторону Москвы особое внимание уделялось защите трёх мостов через Днепр в черте города. Командование поручило это генералу Оленину с егерской бригадой в составе 49-го и 50-го полков 27-й дивизии, пехотного Симбирского полка, 41-го егерского полка с четырьмя орудиями, а также 700 конников-ополченцев.
Утром 4 августа начались ожесточённые атаки поляков со стороны Рачевского предместья. Наполеон говорил им: quot;Это ваш город. Берите егоquot;. В 13 часов Наполеон приказывает перенести огонь батарей на сам город и зажечь его.
В ночь с 4 на 5 августа корпус Раевского был заменён корпусом Дохтурова и дивизией Коновницына, но смоленские ополченцы оставались на месте. Дохтуров в своих записках отмечает: quot;Я совершенно не мог сомкнуть глаз ночью, бывши всё время на ногах, забота о сохранении днепровских мостов и осознание чувства огромной ответственности за всё владели постоянно мноюquot;. С восходом солнца поляки, немцы и французы начали яростные атаки на крепость со всех сторон, словно желая принести Смоленск в виде подарка ко дню рождения Наполеона. Русские воины не только защищались, но и переходили в контратаки.
Другой наш земляк Ф.И. Глинка в своих воспоминаниях так описывает события 5 августа 1812 года: quot;Я и старший брат с нетерпением ожидали, пока выйдет наш брат Григорий из огня. Он был 12 часов в стрелках и дрался так храбро, как только может драться смолянин за свой отечественный город. В этом нас уверяли все офицеры его полка. Бригадой командовал генерал-майор Оленин и водил её в самый жаркий огоньquot;. В этом длительном бою Оленин был ранен в левую ногу.
Вечером 5 августа, в 20 часов пополудни, русские сделали отчаянную вылазку на позиции врага и сбили его. А ночью все русские войска были скрытно выведены из крепости через днепровские мосты, которые сразу же были уничтожены. С 13 августа Кутузов назначает командиром Смоленского ополчения генерал-лейтенанта Лебедева. В Петербургском предместье (нынешнее Заднепровье) ещё сутки находился арьергард 2-й армии, не позволивший приступить к наводке мостов. В районе Валутиной горы французы пытались отрезать отход обозов с ранеными и штаба 2-й армии. Русские ввели в бой свежие резервы и одержали победу.

Страницы биографии генерала Оленина
Евгений Иванович Оленин происходит из древнего дворянского рода, основателем которого являлся воевода Рязанской земли по прозвищу Олень, живший в середине XV века. Смоленского уезда помещик Парфений Олени упоминается в Смоленской переписи за 1664 год. Правнуком последнего был Иван Михайлович Оленин, отставной майор, дослужившийся на гражданской службе до чина начальника департамента смоленского наместничества. Его сын Евгений был старшим из пяти детей. В 1773 году, девяти лет от роду, Евгений лишился матери (в девичестве Повало-Швейковской). Отец больше не женился.
С 12 лет Евгений Оленин состоял воспитанником, а затем вахмистром лейб-гвардии драгунского полка. В неполных 19 лет он выпускается в армию в качестве ротмистра (капитана) Харьковского легкоконного драгунского полка. Его эскадрон под командованием А.В. Суворова участвует в подавлении восстания польских конфедератов Тадеуша Костюшко.
Евгений Иванович отличался храбростью в сражениях при Кабылке и Праге (предместье Варшавы). Награждён крестом и золотой шпагой quot;За храбростьquot; и получил чин секунд-майора. Он переводится служить в Смоленский мушкетёрский полк, в составе которого с апреля по ноябрь 1799 года участвует в Итальянском и Швейцарском походах русской армии А.В. Суворова против французских войск под командованием Моро. Оленин отличился при штурме городов-крепостей Нови, Турина и Пиццегетоне, награждён орденом Сент-Готтардского перевала в Альпах, был сильно ранен в левую ногу. За отличие получил звание подполковника и награждён орденом Иоанна Иерасулимского. 18 декабря 1800 года Оленин получает чин полковника с переводом этим же чином в лейб-гвардии конный полк. В 1805 году в сражении при Аустерлице на глазах у великого князя Константина Павловича, брата царя Александра I, Оленин отбил у французов знамя 4-го пехотного полка, получив при этом три ранения: в грудь, правую руку и правую ногу, награждён орденом святого Георгия 4-го класса.
13 ноября 1808 года после смерти отца уволен quot;за болезньюquot; в отставку. К тому времени 34-летний генерал-майор имел 12 ранений. Евгений Иванович становится помещиком села Иловка Смоленского уезда и села Надва Духовщинского уезда (ныне Кардымовского района). Восстановив здоровье, Оленин женится на дворянке Варваре Петровне Хитрово, у них рождается дочь Екатерина.
Оленин участвовал в Бородинском сражении в битве при Малоярославце. При освобождении Смоленска от французов в составе войск Платова Оленин был ранен пулей в левую ногу. После излечения принимал участие в заграничном походе русской армии в 1813 году. 14 февраля 1813 года отличился в сражении при Калише в Польше, награждён орденом святого Владимира III степени. При Лютцене в Германии с вверенной ему бригадой врубился в неприятельскую колонну, отбил два орудия и снова был ранен (орден Чёрного орла). 22 февраля 1816 года 42-летний генерал-майор Оленин уволен по болезни с мундиром и полным пансионом. С 1816 по 1820 годы служил тульским гражданским губернатором, а в дальнейшем в Смоленске совестливым судьёй в дворянском суде.
В близком родстве с Олениным были декабристы Пётр Петрович Пассек, Пётр Григорьевич Каховский, казнённый в 1826 году в числе пятерых руководителей тайного общества, и Повало-Швейковский. После событий 14 декабря 1825 года на Сенатской площади императором Николаем I было наложено табу не только на декабристов, но и их родственников.
Умер Евгений Иванович Оленин в октябре 1827 года на 54-м году жизни. Его похоронили на родовом семейном кладбище в селе Иловке с отданием воинских почестей, положенных герою Отечественной войны.
Портрет Оленина работы Джорджа Доу помещён в военной галерее славы в Эрмитаже.
К 30-летию со дня смерти героя, воспользовавшись царской амнистией для родственников декабристов, внучатый племянник Михаил Ефимович Криштафович с помощью крестьян возвёл в честь Евгения Ивановича Оленина каменную православную церковь рядом с его могилой.
Фамилия Евгения Ивановича Оленина, как одного из руководителей Смоленского народного ополчения в 1812 году, выбита золотом на внутренней стене собора Христа Спасителя в Москве, построенного в честь победы над Наполеоном.

Орёл расправляет крылья
Пронеслись над Иловкой ветры двух столетий, прокатилась вторая война – Великая Отечественная, принесла огромные разрушения. Пострадали семейный мемориал Олениных, церковь.
Исчезли бронзовые орлы на памятниках Евгению Ивановичу и его брату Владимиру. Вандалы разбросали могильные плиты. Краевед, земляк иловцев Александр Борисович Щекатуров заинтересовался историей родных мест и поднял вопрос о восстановлении доброго имени героя войны 1812 года. Включились в это важное дело Смоленский областной совет ветеранов, администрация посёлка Стабны, местные жители. Захоронение приведено в порядок. На средства местной жительницы Татьяны Калачёвой изготовлен и установлен портрет Евгения Ивановича, студенты Саратовского филиала государственной академии права Иван Невесёлый, Кирилл Симонов, Вячеслав Талашов помогли вернуть на место памятные плиты. Установлена ограда. Смоленские скульпторы Татьяна Ивановна Невесёлая и Вячеслав Иванович Фомичёв изготовили и установили орла. Он сегодня словно готов взлететь над Иловкой, над окрестными полями и лесами, напоминая об одной из страниц истории российской. На митинге, посвящённом этому событию, собрались жители Иловки, выступала глава Стабенской администрации Надежда Григорьевна Гириш, начальник отдела культуры Смоленского района Любовь Ивановна Северинова и другие. Смоленский областной совет ветеранов обратился в комиссию по топонимике и увековечению памяти выдающихся событий и личностей с предложением изготовить и установить бюст Евгения Ивановича Оленина в Смоленске, в сквере Памяти героев. В посёлке Жуково именем Оленина названа новая улица.

Международный праздник в Андрусове Смоленской области
Смоленскому сражению – 70 лет. Как это было

Другие новости по теме