История

Кинопремьера: 53 минуты славы

25 февраля 2011 года в 16:54
В кинозале «Россия премьер» состоялся показ документального фильма «Солдаты Победы». Его герои – смоленские ветераны, которые в годы Великой Отечественной сражались с фашистскими захватчиками: пехотинцы, артиллеристы, лётчики, партизаны…
Фильм о священной войне, которая давно стала легендой, сам едва не стал легендарным. По крайней мере, в масштабах одного отдельно взятого города. Его премьерный показ, состоявшийся две недели назад в областной библиотеке, всколыхнул всеобщее любопытство: киноновинками, сюжет которых выстроен вокруг смолян, местные зрители не избалованы. К тому же если за дело взялся патриарх советской кинодокументалистики Алла Соловьёва, учителями которой были фронтовые кинохроникёры, мы вправе были ожидать сенсацию. И мы её получили.
В течение 53 минут, стоимость которых составила 3 млн. рублей, режиссёр скрупулёзно запечатлевал на камеру (интервьюировала собеседников сама Алла Соловьёва) свидетельства из первых уст. Затем, перемежая их лирическими пейзажными картинками, репортажами с митингов, парадов на площади Ленина в Смоленске и поздравительными речами в адрес ветеранов, режиссёр щедро и старательно распределяла их по внушительному хронометражу. Ничего, кроме почтительного уважения, не может вызвать трудолюбие мастера и её съёмочной группы, которой в поисках материала пришлось помотаться по городам и весям Смоленщины. Съёмки велись в Смоленске, Угре, Ельне, Духовщине, Гагарине… Отправной точкой для режиссёра, как правило, служили мемориальные комплексы и скульптуры, от которых Алла Соловьёва перекидывала мостик к человеку, так или иначе связанному с местом событий.
Мозаичная композиция несколько раз создавала эффект ложного финала, усиливавшийся трогательно-поэтическими картинами цветущих тюльпанов, распускающихся берёзовых почек или гвоздик, словно проросших сквозь простреленные солдатские каски. Но особенности композиции в сравнение не идут со сценарным решением: Николай Соловьёв сумел создать сценарий, не написав ни одной закадровой реплики.
В общей массе разрозненных свидетельств обратили на себя внимание рассказы о быте партизан. Поначалу они складировали патроны в воде. Когда обнаружилось, что боеприпасы отсырели, бабушка одной из партизанок сушила их на тлеющих углях. Бог миловал: чудом ни один патрон не взорвался и никто не пострадал.
По мнению Губернатора Сергея Антуфьева, самый трогательный момент в фильме – рассказ Александры Николаевны Гальяновой о том, как она стала донором для находившегося при смерти молодого майора. К сожалению, фрагментарная отрывочность фильма помешала узнать, спасла ли самоотверженная медсестра жизнь раненому офицеру. Хочется верить, что её беззаветный порыв сломил натиск неминуемой смерти.
Как призналась Алла Соловьёва, для неё самый дорогой момент в фильме – «новелла», выстроенная вокруг памятника «Опалённый цветок» и рассказывающая о самый чудовищной странице той войны – нацистских «фабриках смерти».
Завершается фильм масштабными панорамными съёмками современного Смоленска, частично оправдывающими баснословный для 53-минутного телерепортажа бюджет.
Нечего и говорить о том, что фильм вызвал у публики, состоявшей из ветеранов, чиновников, «молодогвардейцев», членов молодёжной администрации и поисковиков, восторженные отклики.
- Фильм «Солдаты Победы» во многом уникален, особенно для смолян, – сказал заместитель начальника Департамента по культуре Сергей Жуков. – Он соединяет две эпохи – окаянное военное безвременье и день сегодняшний, каким он предстаёт для ветеранов. Вместе с тем фильм имеет также иное значение, которое с годами будет только возрастать: он как весточка в будущее, послание, из которого спустя короткое время мы только и сможем узнать о последних оставшихся в живых ветеранах, переживших страшное лихолетье и большинство своих сверстников.
Ветеран Зоя Дмитриевна Шведова отметила, что фильм интересен не только как воспоминание, но и как предостережение о том, что ничего подобного человечество допустить не смеет.
- Фильм снят о смолянах и для смолянам, – заявил Сергей Антуфьев на обсуждении фильма. – И в первую очередь для молодого поколения, которое не должно забывать о подвиге, который совершили их предки-земляки. Когда обсуждался проект фильм, было решено, что в его основу лягут свидетельства ветеранов о Великой Отечественной.
Обращаясь к ветеранам, режиссёр Алла Соловьёва сказала, что каждую историю, рассказанную в фильме, она пропустила через свою душу.
- Вы, дорогие ветераны, у меня в сердце. Когда я работала над «Солдатами Победы», мысленно с вами спорила, не соглашалась, восхищалась и преклонялась перед вашим жизненным подвигом.

- Как родилась идея фильма?
- При встрече с депутатом Смоленской областной Думы Николаем Соловьёвым – известным краеведом у нас зашла речь о вопиющей несправедливости: Смоленск защитил Москву, а документального фильма о смолянах – участниках событий военных лет до сих пор нет, - сказала Алла Соловьёва.
- С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над фильмом?
- Больше всего хлопот создал нам 94-й закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по которому конкурс на госзаказ может выиграть любой человек, даже не имеющий профессионального кинематографического образования. Пришлось преодолевать эти формальные трудности.
- Одна из задач фильма состояла в том, чтобы создать собирательный образ советского солдата, – признался сценарист Николай Соловьёв. – Сейчас о войне высказывается множество мнений, которые если не очерняют, то принижают роль подвига советского народа во Второй мировой войне. Мы хотели, опираясь на свидетельства очевидцев и участников событий 70-летней давности, создать неискажённую картину тех героических лет.
При интервьюировании ветеранов мы старались добиться, чтобы каждый из них рассуждал не с позиции сегодняшнего дня, а как бы окунувшись в атмосферу их молодости. Погружение в стихию воспоминаний сближало с современной молодёжью.
- В титрах была фраза о том, что фильм снят «по заказу Губернатора Смоленской области Сергея Антуфьева». Что это означает?
- Деньги на создание фильма были выделены из резервного фонда Губернатора. Сергей Владимирович охотно откликнулся на наше предложение, по-видимому, потому, что он прекрасно осознаёт: лет через десять людей, которые с оружием в руках защищали СССР, не останется. Именно поэтому этот фильм уникальный, рубежный.
Гагаринская «Волга» вернулась домой
В смоленском музее Громовой башни открыта новая экспозиция

Другие новости по теме