Тайна золотого солида
Византийская монета середины IX века. Слиток золота. Сердоликовая вставка в перстень с арабской надписью. Обломок украшения с портретом усатого мужчины… Нынешний полевой сезон для археологов, работающих в Гнёздове, оказался чрезвычайно удачным. Интересные находки ждали учёных и в курганах, и на поселении. Об этом рассказали сотрудники Государственного исторического музея Вероника МУРАШОВА и Сергей КАИНОВ.
Говорящие кости
Поселение – мир живых. Здесь археологи традиционно исследовали сразу несколько участков: где жили люди, где были сосредоточены производства и берег озера Бездонка, которое служило внутренней гаванью древнего Гнёздова.
– Самый тяжёлый раскоп был на берегу, – говорит заведующая сектором археологии развитого средневековья Вероника Мурашова. – Но это уникальное место, где сохранились органические останки. На других участках всё давно исчезло, и мы имеем дело просто с тенями. А здесь можно увидеть настоящие деревянные конструкции и прекрасно сохранившиеся кости.
За годы раскопок учёные собрали потрясающую коллекцию костного материала. Дальнейшие её исследования дадут возможность представить некоторые грани быта наших далёких предков.
– В этом году мы нашли прекрасной сохранности череп коня, – продолжает Вероника Владиславовна. – На костях остались следы зарубок, по которым можно судить, что животному отрубали голову и почему-то пытались отрубить нос. Пока трудно сказать, был ли этот конь съеден или его мясо пошло на какие-то иные цели.
Монета для переплавки
Находки учёных непосредственно на поселении – это, как правило, то, что когда-то было потеряно: фрагменты, обломки. Целые предметы встречаются крайне редко. Однако и по таким «пазлам» можно судить буквально обо всех сторонах жизни древних смолян.
– Мы знаем, что они были отличными ювелирами, – рассказывает Вероника Мурашова. – И в этом году мы нашли прекрасный сосуд для выплавки драгоценных металлов. Более того, недалеко от него был обнаружен арабский дирхем. А мы знаем, что в эпоху образования древнерусского государства именно такие серебряные монеты служили сырьём для ювелирного производства. И мы впервые увидели, как делается заготовка для переплавки: монету скрутили и отбили со всех сторон, чтобы в таком виде отправить её в тигель.
Ещё одна замечательная находка нынешнего сезона – писало, или стилос. Металлический стержень, с одной стороны заострённый, с другой – в виде лопаточки. Им писали на восковых табличках, которые назывались церами.
– Дело в том, что для других древнерусских городов подобные находки не редкость, – поясняет Вероника Мурашова. – Но Гнёздово – город раннего средневековья, и до недавнего времени такие инструменты здесь не встречались. Первые два были найдены буквально пару лет назад, этот третий. Это очень важно, поскольку говорит о грамотности здешних жителей, наличии письменности и распространении христианства. Несмотря на то что Гнёздово – памятник языческий, здесь, вероятно, была какая-то христианская община, которая и принесла грамотность. Я считаю, что это самая замечательная находка нынешнего сезона.
Коллективная усыпальница
Немало интересного удалось найти и учёным, исследовавшим некрополь – мир мёртвых.
– Честно говоря, после тех замечательных находок, которые мы сделали в прошлом году, в этом мы не ожидали ничего особенного, – признаётся старший научный сотрудник отдела археологии Сергей Каинов. – Но наши ожидания, к счастью, не оправдались.
После предварительных исследований в сотрудничестве с геофизиками были выбраны для раскопок два кургана. Один – совсем маленький, четыре метра в диаметре. Второй – чуть больше, расположенный в зоне концентрации наиболее ранних захоронений Гнёздовского археологического комплекса.
В маленьком кургане нашли шесть керамических сосудов, три из которых оказались погребальными урнами с помещёнными внутрь сожжёнными костями.
– Само сожжение происходило где-то в другом месте, – рассказывает Сергей Каинов. – А останки были собраны в керамические сосуды, которые поместили в специально вырытую яму. То есть мы нашли коллективную усыпальницу, где были похоронены три человека. И, в общем-то, курган с таким количеством сожжённых был обнаружен нами впервые.
«Золотой» курган
Однако самые сенсационные находки обнаружились во втором курган. Насыпь скрывала парное сожжение мужчины и женщины, захороненных с богатым инвентарём. По оценке специалистов, этот курган входит в пятёрку самых богатых в Гнёздовской группе.
– Мужчине положили меч, – говорит Сергей Каинов. – Меч находился и на погребальном костре, но потом был извлечён и воткнут в специально вырытую яму. Под ним находилось копьё. Эти вещи я сейчас показать не могу, мы их уже отправили в Москву, потому что сохранить их – это сейчас дело первейшей важности.
Впрочем, меч и копьё – предметы не уникальные. Мечей в Гнёздове было найдено уже 30, и три из них – только за последние два года. А вот некоторые другие находки оказались весьма неожиданными. Например, небольшой слиток золота. Он был специально отлит – можно даже увидеть прокованные края – и так и положен в захоронение.
– Это была не единственная золотая вещь в том кургане, – замечает Сергей Каинов. – Рядом мы нашли солид – золотую византийскую монету весом 4,5 грамма. На ней изображён император Феофил, который правил в середине IX века. Это уже четвёртый солид, найденный за всё время раскопок в Гнёздове.
Кроме того, в кургане были обнаружены три сердоликовых вставки в перстень. На них – арабские надписи благожелательного характера. Изначально сердолик был красным, но под воздействием погребального огня камень приобрёл белый костяной цвет. И это поистине уникальная находка, постольку до сего момента такие предметы в Гнёздове не попадались.
Важность формы
– Помимо мужчины и женщины на погребальном костре, по всей видимости, был сожжён и боевой конь с уздой, – продолжает Сергей Каинов. – И эти два предмета относятся к украшению конской узды. Прежде всего бляшка с характерным скандинавским орнаментом. А кроме того – металлическая пластина с портретом усатого мужчины. Аналогии ей, правда, мы пока не нашли.
В этом захоронении кости сожжённых были помещены в большие керамические урны. Ещё три сосуда были разбиты, и их обломки лежали на кострище.
– Кроме глиняных черепков мы нашли фрагменты стеклянного сосуда, – сообщает Сергей Каинов. – Их достаточно много, так что, по всей видимости, нам удастся реконструировать форму этого сосуда. И это тоже уникально для Гнёздова, где обломки находятся довольно часто, но в таком количестве, чтобы воссоздать облик сосуда, – впервые.
Всего в этом кургане было обнаружено около тысячи находок. Такое обилие, по словам учёного, связано ещё и с тем, что была усовершенствована методика раскопок курганов. Весь костричный слой – следы сожжения людей – промывали на ситах, что позволило увеличить количество находок процентов на двадцать…
Фото: Елена БЕЛЫХ
Ольга Суркова