История

Почему погиб Юрий Гагарин?

26 марта 2010 года в 09:53
27 марта 1968 года, ровно 42 года назад, погиб первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин. А 30 марта Москва и весь Советский Союз прощались с Юрием Гагариным и Владимиром Серёгиным.

Урны с прахом героев в этот день были замурованы в Кремлёвской стене. Вся страна глубоко переживала их гибель. Известие об этом быстро разлетелось по всему миру. Многие люди планеты восприняли гибель первого космонавта как своё личное горе. Волна траурных митингов прошла по нашей стране. Советские люди, в том числе и на Смоленщине, недоумевали: как мог погибнуть всеобщий любимец, первопроходец космоса, Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин?
Вот уже 42 года эта утрата не даёт покоя землякам Юрия Гагарина, его друзьям-космонавтам, людям, близким к авиации и космонавтике. Первые 20 лет тема катастрофы самолёта, пилотируемого Гагариным и Серёгиным, вообще фактически была под запретом, породив множество версий, слухов и домыслов.
Так почему же произошла трагедия?

Катастрофа
Многие, в том числе вполне официальные лица, заявляли, что, мол, Гагарин не должен был летать – глядишь, и сохранили бы всенародного любимца. Так-то оно так, да попробуй запретить летать лётчику до мозга костей! Юрий Алексеевич в то время был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.
"Считаю морально неоправданным находиться на должности заместителя начальника по лётно-космической подготовке, не имея возможности летать самому, и контролировать лётную подготовку подчинённого состава" (из рапорта полковника Ю.А. Гагарина начальнику ЦПК генерал-майору Н.Ф. Кузнецову). Гагарин настоял на своём и после защиты диплома в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского (17 февраля 1968 года) приступил к лётной практике – тренировочным полётам на самолёте УТИ МиГ-15 (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением).
27 марта 1968 года в 10.18 Юрий Гагарин и Владимир Серёгин (инструктор, по должности – командир полка, по специальности – лётчик-испытатель, полковник, Герой Советского Союза) взлетели с подмосковного аэродрома "Чкаловский". Им предстояло выполнить контрольный полёт, после которого Гагарин должен был лететь самостоятельно на боевом самолёте Миг-17, который уже ждал его на стоянке аэродрома. Полёт осложнялся многослойной облачностью с нижним краем облаков 900 метров. Фактически же нижняя кромка облачности была около 500 метров. Вообще, согласно требованиям документов, регламентирующих лётную подготовку, первый самостоятельный вылет на боевой машине после длительного перерыва (так было у Гагарина) требуется выполнять в простых метеоусловиях, т.е. при отсутствии облачности (об этом ни в каких источниках, касающихся катастрофы, почему-то не упоминается). Полётное задание включало выполнение фигур простого пилотажа. Видимо, учитывая сложную метеообстановку, Серёгин, как командир и инструктор, сократил полётное задание, которое вместо 20 минут продолжалось всего четыре. После доклада Гагарина об окончании задания связь с лётчиками прервалась. Когда стало ясно, что у самолёта должно было закончиться топливо, начались поиски, которые продолжались более трёх часов. Около15.00 один из поисковых вертолётов обнаружил обломки самолёта УТИ МиГ-15 в районе деревни Новосёлово Киржач¬ского района Владимир¬ской области (в 65 километрах от аэродрома вылета). Позже останки лётчиков были опознаны сослуживцами и родными.

За семью печатями
Для расследования катастрофы была создана государственная комиссия. Скажем сразу: даже после длительной и кропотливой работы многих специалистов комиссия не пришла к однозначным выводам о причинах трагедии. Мало какой аварийной комиссии удавалось вскрыть истинные причины лётного происшествия при отсутствии живых непосредственных свидетелей катастрофы. Как правило, в акте комиссии значится: "Предположительной причиной происшествия могло быть (к примеру) незакрытие горловины топливного бака". Ну и ещё какие-нибудь версии. "А вместе с тем в авиационной части обнаружены следующие недостатки…". И пошла писать губерния. Надо же что-то изобразить. Комиссия не зря же хлеб ест. Особенно здорово стало, когда ввели в оборот "человеческий фактор" и тычут им и туда, и сюда.
А в случае с Гагариным и Серёгиным вообще поступили как в "старые добрые времена": засекретили все первичные документы, детали и факты. Получилось 29 томов с грифом "Секретно". Некоторые из деталей расследования доходят до широкой общественности из статей и интервью отдельных участников расследования. Официальные выводы комиссии были такими: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточняются) совершил резкий маневр и сорвался в штопор (неуправляемое самовращение крыла самолёта). Попытки вывода из штопора не удались. Самолёт столкнулся с землёй. Лётчики погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Официальное расследование так и не дало ответа на главный вопрос: в чём же причина катастрофы? Документы расследования опубликованы не были. А тут начались события в Чехословакии. В итоге всё так и осталось за семью печатями.

Версии
Мы не будем подробно анализировать все версии причин катастрофы. Версий, слухов, домыслов много. От научно обоснованных (версия Леонова – Белоцерковского) до квазифантастических (про инопланетян). Как говорится, чем меньше правды, тем больше вымысла. В условиях отсутствия официальной информации включается "сарафанное радио". Скажем только о некоторых вариантах.
Версия авиаинженера Э. Шершера: катастрофа произошла вследствие потери лётчиками пространственной ориентировки в облаках. Как говорится, может быть, но маловероятно. Пусть у Гагарина сложился длительный перерыв в полётах, но Серёгин – опытнейший лётчик, имевших более четырёх тысяч часов налёта. Ещё курсантами будущих лётчиков в авиаучилищах учат восстанавливать пространственную ориентировку по основным и дублирующим пилотажным приборам.
Версия И. Кузнецова (тоже авиаинженер): разгерметизация кабины, потеря сознания экипажем. Позвольте, УТИ МиГ-15 был в зоне пилотажа на высоте чуть больше четырёх тысяч метров. Лётчики находились в кислородных масках.
Версии космонавта Виталия Севастьянова и других: столкновение с метеорологическим шаром-зондом, птицами, столкновение с другим самолётом. Всё это может быть, но только на уровне версий, т.е. в настоящее время не доказано.
Были версии, связанные с самочувствием экипажа. Якобы кто-либо из лётчиков потерял сознание в результате болезни. Кто-то из них был пьян. Абсолютная чушь! Перед полётом лётчики проходят тщательный медосмотр. Кроме того, по утверждению профессора Белоцерковского (член госкомиссии), результаты трижды проведенных химико-биологических анализов останков лётчиков подтверждают: алкоголя в крови и останках лётчиков обнаружено не было.
Другие многочисленные не выдерживающие критики домыслы и предположения даже и упоминать не стоит.

Резюме Леонова – Белоцерковского
На прошедших в начале марта Гагаринских чтениях выступал лётчик-космонавт Алексей Леонов. Он очень подробно остановился на трагедии 27 марта 1968 года. В своё время Алексей Архипович был в составе одной из комиссий. В эту комиссию также входили лётчик-испытатель Степан Микоян, лётчик-космонавт Герман Титов, профессор ВВИА им. Н.Е. Жуковского С.М. Белоцерковский и его коллеги-учёные. По версии Леонова – Белоцерков¬ского, самолёт Гагарина и Серёгина попал в штопор от спутной струи (вихревой воздушный след) другого самолёта. Трагедия сопровождалась факторами: плохие погодные условия, наличие подвесных топливных баков под крыльями самолёта, ухудшавших аэродинамику, неудовлетворительная организация полётов (Алексей Архипович на Гагаринских чтениях так прямо и сказал: "Бардак!"). Все эти факторы способствовали тому, что произошло самое страшное. Начальник Центра подготовки космонавтов генерал Н.Ф. Кузнецов в этих условиях должен был отменить полёт Гагарина. Вместо этого он накануне сделал выволочку Серёгину как командиру полка за плохую лётную подготовку космонавтов, тем самым ещё больше внеся нервозность в процесс организации и проведения полётов.
На кафедре аэродинамики академии Жуковского под руководством профессора Белоцерковского провели компьютерное моделирование полёта УТИ МиГ-15. Оно показало: наиболее вероятно, что самолёт вошёл в штопор и сделал три-пять витков. Эти витки УТИ МиГ-15 делает за 50-70 секунд. (Вывод из штопора в облаках при отсутствии естественного горизонта практически невозможен.) Когда самолёт вышел из облаков, до земли оставалось меньше 500 метров. Практически лётчики вывели самолёт из штопора под облаками. А вот из пикирования (коим завершается вывод из штопора) не смогли – не хватило 250-300 метров высоты (2-3 секунды полёта).

Самый главный вопрос
А вот почему самолёт попал в штопор? Космонавт Леонов убеждён: очень близко от самолёта Гагарина пролетел сверхзвуковой самолёт Су-15. И тут начинаются загадки. Как попал в одну пилотажную зону с Гагариным самолёт с другого аэродрома? Почему не было надлежащего радиолокационного контроля за полётами? Почему Гагарина не предупредили с земли о близко летящем самолёте? Почему не проверили порядок проведения полётов на рядом расположенных аэродромах, не выяснили фамилии лётчиков, бывших в это время в воздухе? Алексей Архипович говорил о самолёте Су-15. В некоторых источниках указывается самолёт Су-11 и даже его бортовой номер - 36. На эти вопросы даже члены госкомиссии не смогли ответить. Видимо, прав дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Алексей Леонов: "Бесконтрольность и бардак!"
Боюсь, что истинной причины той катастрофы мы не узнаем никогда. Тем более что кому-то выгодно держать засекреченными первичные документы расследования гибели двух Героев – первого космонавта Юрия Гагарина и лётчика-испытателя Владимира Серёгина.
27 марта каждый год космонавты и друзья Гагарина встречаются в Новосёлово, чтобы почтить память двух Героев, двух сынов земли российской.
Всего семь лет было отпущено Юрию Алексеевичу всемирной славы. Всего 108 минут продолжался космический полёт нашего земляка. Но не количество минут определяет его вклад в историю освоения космоса. Он был первым и останется им навсегда.
член Союза журналистов России

От редакции: видеорассказ Алексея Леонова о том, как погибли Юрий Гагарин и Владимир Серёгин, смотрите на сайте "СГ".
Автограф для правнуков
Небесный ас

Другие новости по теме