История

Трассы над Смоленском

5 февраля 2010 года в 13:34
9 февраля 1923 года Советом труда и обороны РСФСР было принято решение об образовании Совета по гражданской авиации. И именно в этот день на самолёте АНТ-1 конструкции Туполева был совершён первый в стране регулярный авиарейс с пассажирами из Москвы в Нижний Новгород. Этот день стал официальной датой основания советской гражданской авиации.

Первые рейсы
Мало кто знает, что более чем за полгода до этого, 1 мая 1922-го, официально открылась первая регулярная международная авиалиния Москва – Смоленск – Ковно (Каунас) – Кенигсберг. Первый рейс из Москвы вылетел 3 мая. Почему же тот день не стал днём рождения отечественной гражданской авиации? Скорее всего, потому, что на первой международной линии летали немецкие одномоторные пассажирские самолёты "Фоккер F-III". В Смоленске самолёты садились на аэродроме Смоленск-Северный для дозаправки самолёта и отдыха пассажиров. Кстати, одним из первых пассажиров на этой линии был поэт Сергей Есенин. Вместе с женой Айседорой Дункан они вылетели из Москвы 10 мая 1922 года и в тот же день прилетели в Кенигсберг. Так начиналась их совместная поездка в Америку. Дважды (в 1923 и 1925 годах) этим маршрутом летал поэт Владимир Маяков¬ский. Авиалиния просуществовала до начала Великой Отечественной войны.
В феврале 1932 года было образовано Главное управление гражданского воздушного флота при Совете народных комиссаров (тогдашнее правительство) СССР. Это управление тогда же получило официальное сокращённое наименование Аэрофлот.
В довоенные годы в нашей стране шло бурное развитие авиации вообще и гражданской в частности. Создавались новые самолёты, устанавливались мировые авиационные рекорды, удивлявшие весь мир. Гражданская авиация проникала в повседневную жизнь нашей Родины, вплоть до самых дальних уголков.
Развитие отечественной авиации, конечно же, не обошло стороной и наш древний город. Вот что писал "Рабочий путь" в 1935 году: "Выполняется регулярное пассажирско-почтовое воздушное сообщение Москва – Смоленск – Минск. Пассажирский самолёт "К-5" прибывает на смоленский аэродром в 10.30. Из Минска он приходит в 16.00, через два часа самолёт уже прилетает в Москву. Самолёт берёт на борт 6 пассажиров". И ещё: "9 июля самолёт "К-5" доставил в Смоленск 1000 экземпляров центральных газет", - далее газета сообщает, что почтовое ведомство ведёт переговоры с авиаторами о доставке в областной центр уже 5000 экземпляров.
В Смоленске также был сформирован отряд ГВФ, соединивший областной центр со многими населёнными пунктами региона. Авиация активно выполняла тогда задачи межрайонного сообщения, особенно в северном и южном направлениях. Автобусов тогда просто не было. Самолёты перевозили пассажиров, почту, выполняли санитарные рейсы.
Масштабы и роль Аэрофлота в предвоенные годы трудно переоценить. Например, только в 1940 году, перед самой войной, на воздушных линиях протяжённостью 144 тысячи километров Аэрофлот за год перевёз 410 тысяч человек. По воздуху было доставлено более 60 тысяч тонн грузов и почты. По масштабам перевозок советская гражданская авиация заметно опередила развитые капиталистические страны.

Воздушные рабочие войны
Во время Великой Отечественной войны лётчики ГВФ внесли весомый вклад в победу над врагом. Тысячи гражданских лётчиков были призваны в армию. Из гражданских лётчиков главком дальней авиации А.Е. Голованов формировал части и соединения дальних бомбардировщиков. (Напомним, что первый полк дальней авиации был сформирован в Смоленске в 1941 году.) На пассажирских самолётах Ли-2, оборудованных бомбодержателями, выполнял боевые задачи по бомбардировке врага и перевозке военных грузов 103-й военно-транспортный авиаполк. Полк был сформирован в 1942 году знаменитой лётчицей В.С. Гризодубовой и после войны длительное время базировался на аэродроме Смоленск-Северный. Специальные подразделения Аэрофлота участвовали в боевых операциях. Авиаторы осуществляли бесперебойную связь тыла страны с фронтом. Вылетали к партизанам, снабжали их оружием, боеприпасами, медикаментами, вывозили раненых. Помните фильм "Воздушный извозчик", где главного героя играл знаменитый Михаил Жаров? Так вот это про них. За годы войны гражданские лётчики совершили более 1,5 миллиона боевых вылетов, из них около 40 тысяч – в тыл врага. Перевезли около 1,6 миллиона человек, более 400 тысяч тонн военных грузов. За проявленное мужество и героизм более 12 тысяч авиаторов ГВФ награждены орденами и медалями, 15 из них удостоены звания Героя Советского Союза. В том числе и наш земляк, уроженец деревни Гришково Холм-Жирковского района Павел Михайлович Михайлов.

Россия – крупная авиационная держава?!
В послевоенные годы Аэрофлот продолжал свою мирную деятельность. Пролагались воздушные трассы, строились новые аэродромы, поднимались в воздух новые самолёты: Ил-14, Ан-2, первый реактивный пассажир¬ский Ту-104. Позднее – более современные Ил-62, Ту-154, Ил-86, Ил-96, Як-40. Появились грузовые самолёты-труженики, поднимающие многие тонны груза: Ан-12, Ил-76, Ан-22 "Антей", Ан-124 "Руслан", Ан-225 "Мрия". Аэрофлот связал нашу Родину практически со всеми крупными странами мира. Например, в 1974 году начала действовать самая протяжённая авиалиния (более 16 тысяч километров), соединившая Москву и столицу Перу Лиму.
Смоленский авиаотряд Аэрофлота связывал воздушным сообщением областной центр со столицей. Пассажиров в Москву везли самолёты Ан-24, позднее – чеш¬ские Л-410. Летали наши Ан-2 в Велиж, Демидов и даже в другие регионы: Брянскую, Белгородскую, Псковскую области... Позже Смоленский авиаотряд из-за нерентабельности был расформирован. И сейчас аэропорт Смоленск-Южный, к сожалению, не работает.
В связи с распадом Советского Союза единый Аэрофлот в начале 90-х развалился на отдельные авиакомпании. Многие авиапредприятия попали в сложное экономическое положение. Авиаторам пришлось учиться выживать в условиях рыночной экономики.
Как бы там ни было, гражданская авиация продолжает жить. Перевозит пассажиров и грузы внутри страны и на международных линиях. Поднимаются в воздух самолёты нового поколения: Ту-204, Ту-214 и их модификации.
В настоящее время в небе нашей Родины проложено 800 тысяч километров воздушных трасс и авиалиний. Функционирует более 600 аэропортов (из них более 60 – федерального значения). Работают около 300 авиакомпаний, которые эксплуатируют более семи тысяч воздушных судов.
Уважаемый читатель, если ты в яркий солнечный день увидишь белую инверсию на фоне голубого неба, знай: это след пассажирского самолёта (военные трассы находятся в стороне от Смоленска). Над нашим городом лежат воздушные дороги, связывающие Москву с Минском, Киевом, городами Европы. Лётчики гражданской авиации везут по ним своих пассажиров.
Пожелай им всем счастливого полёта!
Из лётчиков – в педагоги на 30 лет!
Последний бой

Другие новости по теме