История

Умирать – дурная примета

9 мая 2014 года в 06:30
Ровно тысяча слов о рядовом смоленском дедушке Валентине Ефимовиче Лобанове.

С детства терпеть не могу первый снег. Мне кажется, что своими холодными руками он захватывают в плен тепло мира и сердца людей…

Мой дедушка никогда не рассказывал мне о войне. Как ни странно, но о том, что происходило в Великую Отечественную, я больше узнала на школьных уроках, лекциях в университете, из старых фильмов и книг. Хотя я всегда знала, что дед был на фронте.
Помню, совсем маленькой я чуть ли не каждый день приходила в гости к старикам. Дедушка помогал мне делать уроки, играл со мной или безотказно шёл на прогулку. Он вообще был безотказным. Знаю, он во мне души не чаял. И я в нём. Мама всё время твердила, что он меня балует, и рано или поздно я сяду ему на шею. Если вдруг меня кто-то обижал, например, старшие мальчишки из соседнего дома, а родителей не было дома, я пулей летела к нему (благо, жили бабушка с дедушкой неподалёку), становилась под балконом и что есть сил орала «Деда Валя!». И деда Валя шёл меня спасать. Всегда.

Я помню, как хвасталась перед соседскими ребятами, когда мы лазали по яблоням рядом с нашим домом, что это мой дед посадил их. Деревья, кстати, и сейчас растут. Прямо под окном моей детской комнаты.

Помню ещё момент – на следующее утро после похорон дедушки пошёл снег. В сентябре. Бабуля сказала, что это хорошая примета – значит, душа была светлая, чистая. Я была маленькой. И мне почему-то подумалось: это вообще-то дурная примета – умирать…

Коробка Пандоры


Мне нечего рассказать о войне. Но я хочу рассказать о герое моего детства – моём дедушке. Разбирая старый хлам, мы с мамой как-то наткнулись на несколько снимков. Они давно выцвели и приобрели желтовато-серый оттенок. Я вытащила один из них и принялась разглядывать. На фоне кирпичной стены 18 солдат, кто-то из них стоит, кто-то сидит на обшарпанных табуретах, а трое в неудобных позах лежат на траве. И ни у одного из них на лице нет ни тени улыбки.
- Мам, а это кто? – выдала я, не узнав никого на карточке.
- Это дедушка, вот он – в верхнем ряду посередине, - тут же пояснила моя мама. – Это он на войне. Молодой здесь ещё.
Я вертела фотографию и увидела, что на обороте есть надпись: «На долгую вечную память папи и мами от сына Вали. Со своими друзьями по фронту. Папа и мама сбирежите эту фотокарточку пока я приеду с Армии. В. Лобанов».
Я почувствовала, как по телу бегут мурашки. Вдруг стало очень холодно, а сердце забарабанило так, что заложило уши. И первая мысль, которая пришла в голову – «Сберегли».

На Берлин


Когда грянула война, моему дедушке Валентину Лобанову не было восемнадцати. Он работал в колхозе в родной деревне Горяны Починковского района. Чтобы попасть на фронт, ему пришлось солгать о своём возрасте и приписать себе лишний год. Он попал в танковую дивизию.
- Говорю, пап, ну расскажи, как там было на войне? Страшно? – вспоминает мама. – Он говорил, что не боялся. Чего страшиться? Лучше тебя фашисты убьют, чем свои же пристрелят. Сзади идёт штрафрота – специальный батальон с автоматами, чтобы бойцы не убежали с поля боя. Вот так дед говорил. Прошёл всю войну. Рассказывал, что были и победы, и отступления. До Германии дед дошёл. У него и медали есть – за Отвагу, за взятие Берлина, Кёнингсберга и Орден Славы III степени.

Дедовы медали и значки хранились в потёртой сумке с замком-защёлкой. От времени он стал покрываться ржавчиной и туго открывался. Сколько помню, сумка всегда лежала в серванте на нижней полке – между стопкой выглаженных наволочек и каких-то тканей, которые получила бабушка по большому блату. А доставали награды лишь накануне 9 мая, когда почтальон приносил конверты с приглашениями на парад и прочие юбилейные мероприятия.

Накануне Дня Победы работа привела меня в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Мы разговорились с сотрудниками о ветеранах, и я решила показать старую дедушкину фотографию (почему-то я никак не могу выложить её из рабочего блокнота и всюду таскаю с собой). Заведующая повела меня в кабинет, достала книгу «Солдаты Победы» Смоленской области и сказала: «Посмотри здесь, может, есть информация о твоём дедушке». Заметка действительно оказалась. Внизу, на одной из страниц второго тома. Всего несколько строк. Но сердце снова заколотилось.

Будничный герой


Дедушке чертовски повезло. За всю войну он получил лишь одно незначительное ранение. Шальная пуля прошла у горла, лишь немного зацепив, и оставив еле заметный шрам. Дед никогда не отличался набожностью, но всегда говорил: «Все мы под Богом ходим». И искренне считал, что его всё это время спасали добрые побуждения – то, что он не струсил и не остался в стороне от защиты Родины.
Дед никогда не считал себя героем. Любил трудиться. После 1945-го года ему предлагали остаться военным. Но он отказался. После войны дед отправился работать на стройку – город восстанавливать. А когда вышел на пенсию, от скуки, которую ему навевало безделье, пошёл обычным сторожем.
Он был добрым, прямолинейным и отзывчивым, желал добра окружающим и мало оставлял для себя. Любил детей, воспитал дочь и сына. Мама рассказывала, что каждый год ему предлагали путёвки в санаторий. За свою жизнь он так ни разу там и не побывал – говорил, что ему дома лучше. Предлагали машину. Но надо было каждый год проходить медкомиссию. Он жутко не любил больницы и врачей. Да и машина, как он говорил, ему незачем.

Ещё 152 слова


Быть может, кто-то может осудить меня за столь непатриотичные слова. Но я горжусь своим дедушкой отнюдь не только потому, что он прошёл всю войну и выжил. И даже не оттого, что он в числе других солдат Союза спас страну. Я люблю его за то, что он всегда был честен, бескорыстен, любил людей. Он всегда был рядом, и каждый день совершал свои будничные подвиги. Дед и без войны всегда был моим героем. Ведь он каждый день спасал меня от дурных поступков и глупостей своей любовью к жизни.
Мы с мамой решили, что подарим дедовы медали и карточки музею. Там они будут в сохранности и смогут принести пользу. А дедушка больше всего в жизни любил делать что-то полезное. Говорят, вещи хранят энергетику, дух человека, которому они принадлежали. И если есть хоть один шанс, что они смогут научить кого-нибудь так любить людей, свой край и жизнь, как любил их мой дед, так тому и быть.
9 мая в Смоленске пройдет акция «Связь поколений»
В историческом музее Смоленска откроют новую экспозицию

Другие новости по теме