История Смоленска в открытках
Представьте себе: вы смотрите на желтоватую открытку начала прошлого века. Перед вами дореволюционный Смоленск: вот по Блонье движется миниатюрный трамвай, а это нарядный Лопатинский сад летним днём, а там видно, как пешеходы куда-то спешат по булыжной мостовой… Нелегко поверить, что таким наш город был какие сто лет назад – ничтожный отрезок времени в масштабах истории.Между тем именно почтовые открытки и фотографии помогают нам понять, что представлял собой Смоленск и другие губернские города в прошлом. Такую задачу поставили перед собой авторы уникального издания дореволюционных открыток и фотографий с видами Смоленска и области. Коллекционер Игорь ТРАПЕЗНИКОВ и председатель областного краеведческого общества иеромонах Рафаил (ИВОЧКИН) презентовали свой проект на прошлой неделе в областной библиотеке имени Твардовского. Издание состоит из двух томов: «Привет из Смоленска» и «Привет из Смоленской губернии». Среди прочих в альбоме представлены редчайшие образцы почтовых открыток, некоторые из них существуют в одном экземпляре, другие запечатлели памятники архитектуры, которые не дошли до нашего времени и остались лишь на фотографиях начала XX века.
– Идея создания подобного альбома не нова, такие издания вышли уже во многих городах страны, – рассказывает Игорь Трапезников. – К работе над книгами меня подтолкнули именно питерские коллеги. На помощь мне пришёл отец Рафаил. В начале работы оказалось, что открыток, которые у нас есть, не хватает для создания полноценного сборника. Тогда я обратился к коллекционеру из Москвы Михаилу Ермолаеву. У него нашлись редчайшие открытки с видами города, которые он безвозмездно представил в нашей книге. Он также очень помог в работе над изданием.
В итоге сборник вышел тиражом 2 400 экземпляров. Его название пришло из сувенирных открыток, представленных в альбоме. На страницах книг разместились 406 открыток, большинство из которых, как уже было сказано, относятся к дореволюционному периоду. За исключением нескольких интересных экземпляров, которые, по признанию авторов, они просто не смогли не включить в книгу.
– Открытка, как и фотография, является ценным историческим документом, – рассуждает отец Рафаил. – Это документ, с которым не поспоришь. Иногда из словесного описания мы не можем понять, где находился тот или иной объект, а открытка нам это наглядно показывает. Особенно важно это в отношении объектов, которые до наших дней не дошли. Каждый, кто заглянет в книгу, поймёт, что при работе над альбомами мы придерживались своеобразного принципа путешествия по городу Смоленску. Читатель может «пройти» по крепостной стене, вдоль берегов Днепра, увидеть панорамы тех участков стены, которые не сохранились до нашего времени, прогуляться по паркам и улицам, полюбоваться на городские храмы – не только православные, но и католические, лютеранские, еврейские.
В подтверждение к открыткам в конце альбома авторы поместили карту Смоленска с наименованием всех улиц. Таким образом, читая альбом, человек может сразу же свериться с картой и посмотреть, где находился тот или иной дом, памятник.
Названный принцип касается и альбома, посвящённого Смоленской губернии. Примечательно, что в него вошли открытки с видами города Велижа, который, как известно, до революции не входил в состав нашего региона. Отдавая дань исторической традиции, авторы также включили в альбом открытки городов Белого и Юхнова, которые сейчас не входят в состав области.
– Это наш первый опыт работы над книгой. Надеемся, что работа над проектом будет продолжаться. Хочется показать ещё и Смоленск после революции, в годы Великой Отечественной войны и так далее. Мы приглашаем к участию всех, у кого есть редкие фотографии и почтовые открытки, – отметил отец Рафаил.
Создатели альбома подчёркивают, что их проект не был коммерческим. Прежде всего они стремились сделать достоянием всех смолян частицу нашего общего исторического наследия.
КСТАТИ
Как рассказал отец Рафаил, некоторые открытки представлены на страницах сборника вместе с фотографиями, с которых они были отпечатаны. Таким образом, если открытка не показывает достаточно из-за возможностей полиграфии начала прошлого века, не упустить детали пейзажа поможет фото. К примеру, на одной из карточек, где запечатлена Малая Дворянская улица, видны люди на крыше дома. Долгое время считалось, что это трубочисты, но в процессе работы к Игорю Трапезникову попала фотография, с которой была отпечатана открытка. А на ней видно, что на самом деле это монтажники, которые укрепляют на здании надпись из электрических лампочек «Боже, царя храни».
Кроме того, в альбомах можно найти пробники открыток, то есть разные варианты одной и той же фотографии. Например, на одной из них видны мосты, а по ним идут люди. На втором варианте того же кадра заметны только силуэты людей, на третьем – их уже нет. То же самое с изображением надвратной Одигитриевской церкви. Здесь замазана надпись «Гробы и венки», потому что в конце XIX века вышло постановление Смоленской городской думы о том, чтобы убрать подобные вывески, дабы они не раздражали благородных жителей. Следовательно, фотография была сделана в конце XIX века, а открытка была изготовлена и заретуширована в начале XX века.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь ШКУРЛОВ, начальник отдела музеев и информационных технологий областного департамента по культуре и туризму:
– Хочу поздравить всех нас, смолян, потому что теперь мы имеем возможность увидеть эти уникальные открытки не в единичном экземпляре где-то на выставке, а в одном полноценном издании. Приятно удивил объём собранного материала. Насколько я знаю, здесь есть совершенно уникальные фотографии. На них запечатлены памятники архитектуры, которые сегодня уже утрачены. Часть из них мы потеряли во время войн, другие же были необдуманно снесены: Одигитриевская церковь, Молоховская башня с надвратной церковью, красивейшая церковь Александра Невского… Это лишний раз напоминает, что необходимо оберегать и сохранять те памятники старины, которые у нас есть сегодня.
Фото: Юлии ШОРОХОВОЙ