Пятилетка губернатора Островского
25 апреля 2012 года Президент России внёс в Смоленскую областную Думу кандидатуру Алексея Островского для утверждения его на посту губернатора Смоленской области. А 26 апреля 2012-го Смоленская областная Дума единогласно тайным голосованием утвердила его в должности губернатора. Получается, что ровно пять лет Алексей Владимирович возглавляет наш регион.
Эти пять лет Островский не просто отработал. Он эту пятилетку, что называется, отпахал. И при этом не скрывает, что в его планах – отработать на губернаторском посту как минимум ещё восемь лет: «Я реально планирую в 2020 году идти на выборы. Намерен отработать ещё лет восемь: три года – в рамках нынешнего периода полномочий и ещё один период полномочий у меня есть по действующему законодательству, по Конституции. Если Господь сподвигнет и мне удастся реализовать эти планы, то для Смоленщины и смолян многое удастся сделать».
Оппоненты могут заметить, что слишком самонадеянное заявление в наше нестабильное время. Но оно базируется на серьёзном политическом достижении Островского, коего не смог достичь ни один губернатор нашего региона в постсоветскую эпоху: только Островский через три года после назначения на губернаторский пост, в сентябре 2015-го, рискнул пойти на досрочные выборы и уверенно выиграл их, получив доверие 65,18% избирателей. Так что на сегодняшний день он имеет мандат доверия и от Президента России, и от смолян.
Успехов много, но...
Но это всё – политика. А народ оценивает высшее должностное лицо региона совсем по иным критериям. Образно говоря – стал ли кошелёк увесистей да щи наваристей. И вот здесь всё непросто и неоднозначно. Островский это прекрасно понимает и оценивает результаты более чем самокритично:
«Уверен, что люди, когда я возглавил регион, надеялись: вот пришёл новый губернатор, молодой амбициозный парень, сейчас у нас всё начнет меняться. И у нас действительно много изменений и успехов очень много. Но в глобальном плане картинка для людей не меняется, и я крайне неудовлетворён этим, потому что смоляне живут ещё очень и очень плохо.
Кардинально картинка может поменяться только в том случае, если в целом Федерация будет менять подходы к региональной политике. Но у Федерации, к сожалению, в настоящее время таких финансовых возможностей нет. И когда они появятся, неизвестно. А в нынешних реалиях ни один губернатор, не только я, кардинально изменить ситуацию не в состоянии. Объекты социальной инфраструктуры, ЖКХ, построенные ещё при советской власти, настолько изношенны, что без колоссальных финансовых вложений со стороны государства, федеральных вложений, ничего не поменять. Ни в одном регионе Российской Федерации».
И это – та горькая правда, которая в тысячу раз лучше, чем сладкая ложь.
Стал кризис-менеджером...
Чтобы объективно оценить итоги пятилетки Островского на Смоленщине, принципиально важно понимать, что весной 2012 года, когда Островский получил бразды правления регионом, в стране были совершенно иные, чем нынче, экономические реалии.
«Были совершенно другие ожидания, надежды, планы, да и бюджетная политика Федерации строилась несколько иначе, – говорит губернатор. – И я, выступая перед депутатами регионального парламента 26 апреля 2012 года, искренне говорил о том, что одной из основных целей перед собой и своей Администрацией ставлю сокращение внешнего долга субъекта. Но впоследствии, и я об этом тоже неоднократно заявлял публично, 7 мая наш Президент подписал важные и столь нужные стране майские Указы. На их выполнение региону сразу же потребовался колоссальный объём средств.
При этом, как Вы понимаете, доходная часть регионального бюджета не изменилась, федеральный центр под реализацию этих Указов средства не выделил. Поэтому был только один вариант – занимать деньги у Федерации и у коммерческих банков. Нам, в отличие от многих субъектов, повезло: благодаря эффективной работе Администрации, как я считаю, и тех, кто поддерживал и поддерживает нашу Администрацию в Москве по финансовым вопросам (ранее это в большей степени был Владимир Вольфович Жириновский, в последние годы – Сергей Иванович Неверов), мы получаем бюджетные займы.
Оппоненты говорят, что Островский загоняет область в долг. Да, загоняю. У меня есть вариант не выполнять Указы Президента, под которые в форме просто прямой безвозмездной помощи никто деньги не даёт, только в форме кредитов дают? И то нам с Неверовым приходится буквально, что называется, выбивать эти кредиты. Это – первое. Второе. Каждый год на субъект переходит всё больше федеральных полномочий, а финансы на их исполнение также никто не выделяет. В результате мы и под это тоже вынуждены брать деньги в долг.
Не стоит забывать и про льготы для смолян, сократить которые мы не имеем никакого морального права. И неважно, кто их давал – Антуфьев или Островский. Давала власть. Поэтому льготы мы сохраняем и будем сохранять до последнего. Хотя, конечно, некоторые из мер региональной поддержки были раздуты безмерно. Судите сами: в самом бедном субъекте Федерации – самый большой региональный материнский капитал! Поэтому приходил я с одними планами, а в итоге стал кризис-менеджером...
Хотя, ещё раз повторю, эффективная политика Администрации с точки зрения замещения коммерческих кредитов бюджетными даёт положительные результаты. Только по прошлому году нам удалось дополнительно сэкономить почти полмиллиарда рублей».
Кстати, о долгах
Информация для размышлений о росте госдолга региона: за минувшие годы число полномочий, которые Федерация переложила на свои субъекты, т. е. на регионы, увеличилось более чем в 10 раз: было 11, стало 117. По предметам совместного ведения таких полномочий стало вместо 46 – 105. При этом обратите внимание: бюджетное законодательство говорит, что передача полномочий из федерального центра в регионы должна сопровождаться и передачей доходов. Но при этом количественного мерила для того, чтобы сказать, что региону передано достаточно в виде дотаций или субсидий из федерального бюджета либо в виде пересмотра нормативов разграничения доходов между бюджетами, нет. Поэтому получается всё как в пьесе у драматурга Островского – однофамильца нашего губернатора: «И пять копеек дашь – не обидишь, и пять рублей дашь – спасибо скажу». Более того, статистика показывает, что за счёт собственных доходов может быть покрыто не более 77% расходов субъектов Федерации, включая эти переданные полномочия. При этом глава субъекта обязан действовать строго в рамках регионального законодательства и своих полномочий, которые определены Конституцией Российской Федерации. То есть обеспечивать ежедневное исполнение всего этого груза социальных обязательств власти перед жителями вверенного ему региона. И это не мои выдумки, а анализ специалистов Финансового университета при Правительстве России.
Задачи от руководства государства
Пять лет назад руководство страны, отправляя Островского в Смоленскую область, поставило перед ним несколько предельно конкретных задач.
Первая задача – спасти юбилей Смоленска.
«В Правительстве было понимание, что огромные деньги «освоены», выведены непонятно куда, а юбилейные объекты находятся в стадии нулевой или полунулевой готовности, – рассказывает Алексей Островский. – Мы выполнили эту задачу. Да, мы построили не всё, что планировалось, а что-то построили не с тем уровнем качества, как хотелось бы. А то, что не построили, – произошло по вине недобросовестных подрядчиков, поскольку времени нанимать добросовестных уже не было.
А потом тема юбилея закрылась, как и федеральное финансирование, и сейчас за средства регионального бюджета мы эти объекты просто не достроим – у нас нет таких денег. Да, набережную построили не идеально, но мы её построили. И люди там любят гулять. Если бы план юбилея принимался при мне как губернаторе, я бы включил в него вместо строительства набережной и других объектов более насущные вещи: ремонт дорог, поликлиник, школ, детских садов, всей социальной инфраструктуры, с которой люди каждый день сталкиваются и которая зачастую находится в ужасающем состоянии. Но, к сожалению, на тот момент ничего уже было нельзя поменять, и не достроить тоже уже было нельзя».
Вторая задача, поставленная перед Островским федеральным центром, была не менее сложной и даже реально опасной – исключить влияние на политическую жизнь региона так называемой Финансово-промышленной группы (ФПГ), напрямую вмешивающейся в принятие многих политических и экономических решений городского и областного уровня. И с этой задачей вместе с правоохранительными структурами Алексей Островский справился.
Третья из стоящих перед Алексеем Островским задач была – вернуть авторитет власти у людей.
«Опросы общественного мнения, результаты губернаторских выборов, выборов депутатов областной и Государственной Думы показывают, что эта задача тоже выполнена.
Я работаю максимально честно и открыто, люди это видят и приветствуют», – убеждён губернатор.
За цифрами – жизнь
Четвёртая, ключевая задача, которая ставилась руководством страны перед Островским в 2012 году перед назначением его на губернаторский пост, – это улучшение социально-экономического положения области и, соответственно, её жителей.
«Эту задачу мы решаем в ежедневном режиме, – подчёркивает Алексей Островский. – Но, как я уже не раз говорил, мы не отдельно взятое государство. В условиях той финансовой политики, которая ведётся, в том числе – из-за отсутствия бОльших финансовых возможностей у государства, мы не волшебники.
В то же время, например, объём инвестиций в основной капитал, направленный на развитие экономики и социальной сферы области в 2016 году, возрос на 4,9 млрд рублей и составил почти 60 млрд рублей. За 5 лет только в сфере сельского хозяйства реализовано 20 инвестиционных проектов. Благодаря проводимой нами инвестполитике появились тысячи новых рабочих мест. Именно тысячи! Только два объекта, которые при содействии нашей Администрации построены, – торговый центр «Макси» в Смоленске и торгово-распределительный центр «Магнит» – каждый из них дал по полторы тысячи новых рабочих мест.
Приведу цифры, которые не могут не радовать. За период с 2012-го по 2016 год, за пять лет моей работы, у нас в Смоленской области введено в эксплуатацию 2,3 млн кв. метров жилья. Объём ввода жилья в 2016 году в сравнении с 2012 годом увеличился в 2,4 раза. По данным Госкомстата, мы в прошлом году стали первой областью в ЦФО и четвёртой в Российской Федерации по росту темпов жилищного строительства. Радость это? Конечно, радость! Когда Смоленщина вообще могла о таком мечтать?! Но мы все вместе этого достигли.
Мы за 2012–2016 годы газифицировали 150 населённых пунктов. А за два последних года у нас по темпам газификации – наивысший показатель в Российской Федерации.
В сравнении с 2012 годом в 2016 году количество отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг у нас в области выросло на 35 %. Вы только вдумайтесь: за 5 лет – на 35 %!
Объём инвестиций в основной капитал за этот период вырос на 5 млрд рублей. В Российской Федерации его рост составил 99, %, а у нас – 100,1%. И за 2016 год мы поднялись на 4-е место в ЦФО.
Сейчас мы активно развиваем в регионе механизм государственно-частного партнёрства – это одна из основных точек роста работы Администрации под моим руководством. Делаем это в первую очередь в социальной сфере. Потому что только при государственно-частном партнёрстве, при условии привлечения инвесторов можно в приемлемые сроки реконструировать или открыть новые поликлиники, больницы, объекты жилищно-коммунального хозяйства. И мы колоссально продвинулись в этом направлении за 2016 год: Смоленская область сегодня занимаем 32-е место в России по темпам внедрения ГЧП, поднявшись за год на 22 пункта.
Я бесконечно радуюсь в эти дни и тому, что удалось выполнить задачу по возрождению льноводства на Смоленщине, которую я поставил с самого начала перед собой, перед моей Администрацией и главами муниципальных образований. Зная, насколько у смолян, особенно у представителей старшего поколения, сильна ностальгия по советскому времени, когда Смоленская область была первой в стране по выращиванию льна и производству льноволокна, я могу сообщить Вам радостную новость. Мы значительно, в разы, увеличили посевы льна за пять лет. Наш регион, единственный в стране, получил поддержку Министерства промышленности и торговли по созданию льняного кластера. И вот благодаря этому в 2016 году мы стали первыми в Центральном федеральном округе из шести льносеющих регионов. И уже вторыми (!) в стране. Впечатляет? Из 18 льносеющих регионов РФ Смоленская область уже стала второй! Нам ещё чуть-чуть подтянуться, рвануть – и мы вернём Смоленщине первое место в стране по развитию льноводства. И я надеюсь, что в ближайшие год-два мы этой первой позиции достигнем.
Если сравнивать с 2012 годом, то у нас за 16-й год посевные площади льна увеличились в 1,3 раза. Валовое производство льноволокна – в 2,4 раза, валовое производство льносемян – в 1,8 раза, урожайность льна с гектара увеличилась практически в два раза: в 2012 году мы собирали 6,1 центнера с гектара, а в 2016 году – уже 10,3 центнера с гектара. Урожайность льносемян с гектара увеличилась почти в два раза – с 1,5 центнера до 2,8.
Так что, безусловно, в конкретных направлениях и отраслях, по многим показателям я могу бесконечно радоваться тому, что удалось за эти годы сделать для улучшения социально-экономического положения области. За пять лет мы достигли таких результатов, о которых Смоленщина при прежних властях, начиная с 1991 года, вообще мечтать не могла. И я этому, конечно, искренне рад».
Власть с человеческим лицом
Но, несмотря на все это, Островский признаёт: «К сожалению, смоляне по-прежнему живут очень и очень плохо. И это – главная моя боль и сопереживание как руководителя региона».
Это говорит о многом. Прежде всего – об отсутствии самоуспокоенности, искренней тревоге, о восприятии бед и проблем смолян не с высоты чиновного положения, не отстранённо, а через сердце. И в этом, мне кажется, добрый знак на реальные возможности изменения жизни смолян к лучшему.
Пятилетка губернатора Островского, несмотря ни на что, всё же стала для Смоленщины и смолян по-настоящему прорывной.
Главное, как мне представляется, в том, что наша область престала быть регионом-изгоем. Она вырвалась наконец-таки из то ли красного, то ли криминального пояса, из-за которого, как из-за чумы, с нами не желали иметь дел ни федеральные структуры, ни серьёзный отечественный бизнес, ни иностранные инвесторы.
Не менее важно и то, что за эту пятилетку власть в регионе реально повернулась лицом к людям, стала по-настоящему открытой, прозрачной и честной в диалоге с нами. Региональная власть за эти пять лет в прямом смысле слова стала узнаваемой людьми в лицо: губернатор Островский, в отличие от некоторых своих предшественников, годами не вылезавших из своего кабинета, буквально исколесил всю область, знает проблемы самых отдалённых её уголков не по бумажным отчётам чиновников, а из встреч с людьми глаза в глаза.
Смоленщина избавилась и от сжиравших её коррупции и воровства чиновников. От «конкретных пацанов», ногами открывавших двери в самые высокие кабинеты, чтобы «сугубо конкретно» решать в них свои шкурные вопросы. От политических склок, из-за которых область гремела на всю Россию.
Для того чтобы максимально закрепить намеченный за эту пятилетку положительный вектор развития региона, Островскому как раз и необходим ещё один полноценный губернаторский срок. Да и нерешённых проблем в экономике и социальной сфере Смоленщины остаётся более чем предостаточно. Губернатор Островский это прекрасно понимает. И потому, когда он говорит, что собирается вновь идти на выборы, не надо искать в этом только амбиции. Это – вполне прагматичное понимание того, сколько ещё потребуется времени, чтобы окончательно закрепить наметившиеся благодаря его труду положительные тенденции.
Игорь Красновский