В Смоленске уникальные экспонаты вышли на улицу
Смоляне могут прямо под открытым небом увидеть уникальные музейные экспонаты. Скульптуры, которые долгое время «пылились» в музейных фондах, установили во внутреннем дворе Художественной галереи.В «уличную экспозицию» вошли семь работ скульпторов ХХ века, их авторы – признанные мастера советского искусства, по большей части, московские художники, поэтому это место получило название «Московский дворик в Смоленске».
Ода труду
Так, например, во дворике теперь красуется «Металлист» – скульптура 1922 года авторства Георгия Алексеева. Этот скульптор знаком многим по портретам Владимира Ленина. В 1918 году он сделал около двух десятков рисунков карандашом с натуры, изготовил скульптурный портрет вождя революции, копии которого были установлены в 29 городах страны.
– Эта скульптура как нельзя лучше отражает одну из основных тем не только в творчестве Алексеева, но и в целом в искусстве 1920-х годов. Это тема тяжелого физического труда – своеобразное прославление людей сложных профессий, – отметил директор Смоленского государственного музея-заповедника Николай СОЛОВЬЁВ.
В лучших традициях классического советского искусства 1950-60-х годов выполнена и скульптура Юрия Александрова «Геолог Николай Дойников». Это один из образов, входивших в серию «Искатели алмазов. Якутия». Произведения Александрова можно увидеть во многих городах: Москве, Ростове-на-Дону, Вологде, Суздале. Его образ геолога тоже очень точно отражает дух времени – не только в выборе модели, но в строгой пластике, монументальности образа и лаконичности форм.
Те же тенденции стиля эпохи нашли отражение в образах трактористов Олега Кирюхина и рыбака Артема Мартиросяна. Выбор таких, на первый взгляд, обычных профессий не случаен. Многие скульптуры 1960-70-х годов – это настоящая ода героическому труду, жизни и быту простых советских людей.
Мечты и яблоня
Центральным в экспозиции под открытым небом стал портрет Леонида Когана. Его создатель скульптор Виктор Думанян и сам мечтал стать знаменитым музыкантом – окончил музыкальную школу по классу виолончели. Однако ему не было суждено связать свою жизнь с музыкой, зато автор создал целую серию портретов гениальных композиторов и выдающихся музыкантов. Стоит отметить, что его памятники Мусоргскому и Бетховену установлены в Берлине и Кабуле. А в Москве можно увидеть памятник композитору Прокофьеву работы Думаняна.
Ещё один уникальный экспонат – скульптура «Мать яблоня» авторства Расы Калныни-Гринберги. Это самая настоящая модель памятника, установленного в Латвии, в Анчупанском мемориале памяти жертв нацистского террора во время Второй мировой войны.
Девушка из Смоленска
Конечно же, самой настоящей звездой музейного дворика стала скульптура с названием «Девушка из Смоленска». Автор этой работы, наверное, самый известный смоленский скульптор Альберт Сергеев. Его необычный памятник Александру Твардовскому и Василию Тёркину известен всем смолянам и гостям города. Теперь в скульптурном дворике можно увидеть трогательный образ из его юности – очаровательную смолянку. Скульптура появилась на свет в 1963 году.
– Она побывала на областной выставке, посвящённой 1100-летию Смоленска, на зональной выставке и республиканской. «Девушка из Смоленска» в своё время успела съездить и в Польшу. Затем скульптура была куплена музеем и, к сожалению, с тех пор находилась в запасниках, – рассказала корреспонденту «СГ» дочь автора, смоленский скульптор, художник и преподаватель Ольга БАРАНОВСКАЯ.
Дело в том, что работа очень тяжёлая – из цельного куска гранита. Брать на передвижные выставки такую скульптуру дело сложное и неблагодарное.
Девушка из гранита, кстати, реальный человек – Таисия Мелькова. Она училась на художественно-графическом факультете и работала лаборантом, а затем всю свою жизнь проработала в художественной школе.
Искусство для прохожих
Как рассказал Николай Соловьёв, «уличная» экспозиция из семи скульптур – это лишь начало проекта. Есть еще места рядом с художественной галереей, которые требуют примерно такого же, художественного, решения. Вообще в музеях сейчас активно используют практику размещения открытых показов фондов, и, по сути, музейный дворик стал одним из разделов галереи. Напомним, раньше (во время длительных ремонтных работ) двор художественной галереи больше напоминал свалку – здесь лежали горы мусора. Теперь же это место не просто облагородили и обустроили – оно стало новой городской культурной достопримечательностью.
– Мы планируем установить здесь открытую калитку и поставить скамейки, чтобы люди могли подойти поближе к скульптурам, отдохнуть здесь и полюбоваться предметами искусства, – отметил Николай Васильевич.
Больше снимков можно найти в нашем фоторепортаже.
Фото: Юлия ОРЛОВА