Статьи

Транспорт беспокоит? Спросите доктора!

19 мая 2015 года в 13:58
…спросите доктора технических наук, профессора Пермского национального исследовательского политехнического университета, одного из главных специалистов по вопросам автомобильных транспортных систем России. Михаил ЯКИМОВ на прошлой неделе приезжал в Смоленск по приглашению активистов профильной группы в социальных сетях. Профессор внимательно изучил наши проблемы и сделал свое профессиональное заключение, которым поделился с властями города, а также со студентами Смоленского госуниверситета и прессой.

Взгляды профессора Якимова на развитие транспортной системы Смоленска серьёзно, если не сказать кардинально, отличаются от тех, что исповедует нынешняя муниципальная власть: «Нельзя исходить из бытовых представлений. Машин стало много – так расширим проезжую часть. Логично? О да! Только это логика с обыденной точки зрения… Есть такая наука – география. Она говорит, что Земля имеет форму шара. Но посмотрите вокруг: земля-то плоская! Так давайте думать, что она плоская… Нет, увы! Земля имеет форму шара. Так и с городским хозяйством. Многие российские муниципалитеты решают проблемы исходя из того, что «Земля – плоская». Это тупиковая практика».

– Как оптимизировать транспортную систему современного города?
– Есть базовые вещи. Телепортацию не придумали, мы имеем дело с двигателем внутреннего сгорания. Автомобиль габаритен. Человек имеет суточный цикл активности. Наша задача не создать идеальную транспортную систему, а сделать её оптимальной в современных условиях. Если работать над этим, вопрос оказывается вполне решаем. Главный критерий здесь – время, которое человек тратит на перемещение. Есть три уровня. Первый – уровень управленческих решений. Второй уровень – законодательный. И только третий – организационно-технический: где что-то подправить со светофором, какой знак повесить, разметку начертить и т. д. Танцуем всегда от системы управления. В Смоленске разделены заказчик в сфере формирования и содержания автомобильных дорог и заказчик в сфере функционирования общественного транспорта. А в других городах это единая структура. То есть что надо поправить: формирование исполнительной структуры не по технологическому принципу, а по принципу единой цели. А то одни специалисты знают всё-всё-всё про щебень и асфальт, но совершенно не знают, для чего всё это надо.

– Трамвай, троллейбус, муниципальный автобус, маршрутка – где их место в городе?
– В Смоленске маршрутки – в центре города. А в Перми – наоборот. Маршрутки – на окраинах, они подвозят пассажиров к муниципальным автобусам большой вместимости, а те в свою очередь – вспомогательная система для рельсового транспорта. Трамвай во главе угла. Сочленённый трамвай – его вместимость как у двух автобусов. Но по технике движения дистанция между двумя автобусами 60 метров, то есть в этот промежуток поместились ещё бы два автобуса… Трамвай идёт в сцепке и берёт столько же пассажиров, как два автобуса. Он не рульнёт никуда с рельсов, человеческий фактор в безопасности дорожного движения минимизирован. В общем, трамвай – это очень эффективно. В Смоленске нет трамвая в центре. Новые красивые вагоны только украсили бы вид исторических мест. Как в Праге, Амстердаме, других городах.

– Ликвидация «лишних» пешеходных переходов – это хорошо?
– Решать надо всегда в пользу людей. «Мы вот убрали пешеходный переход, потому что автомобилистам мешают эти… ну, эти… а, смоляне!» Понятно, да?

– Подземные пешеходные переходы – это выход?
– Ну почему? Мы – европейцы, мы не хотим ни спускаться под землю, ни забираться на надземные переходы, к чему привычны, например, жители Азии. Подземные, надземные переходы надо строить не в центре города, а на вылетных магистралях. Условно говоря, для одного человека, которого скоростной транспортный поток никогда не пропустит.

– Надо строить новые дороги?
– Надо смотреть на бюджетные расходы. Если город всё больше и больше вкладывается в строительство новых дорог, при этом всё меньше и меньше тратит на содержание уже имеющихся, то возникает вопрос: а что произойдет с этими новыми дорогами через какое-то время? Имеет смысл ремонтировать то, что есть, прежде чем наращивать новую инфраструктуру.

Транспорт беспокоит? Спросите доктора!


– В центре города не хватает парковочных мест. Как решить проблему и за чей счет?
– Тем не менее все паркуются – ещё ни один автомобиль не завис в воздухе. Часто властям задают вопрос: как вы разрешаете строить многоэтажный дом без парковочных мест рядом? По одному на каждую квартиру. А в Перми запрещают строить дом в центре, если рядом будет больше одного парковочного места на 100 квартир. Понимаете разницу? Если человек купил автомобиль, то он же не требует от муниципалитета, чтобы власть заливала ему в бак бензин, делала ремонт. Так чего же все хотят бесплатные парковки? Пять долларов в час, как в Нидерландах, – и смоленские предприниматели снесут многоэтажки, чтобы сделать стоянки, лишь бы люди платили. Исчезнет проблема сразу!

– В Смоленске исчезает «левый поворот» на магистральных улицах. Это правильно?
– В Смоленске слишком много круглых синих знаков со стрелочкой, которые запрещают левый поворот. Остаётся только посоветовать автопроизводителям вообще заблокировать эту функцию руля. Только направо. И по кругу. Абсурд! В любом городе, где начинают закрывать левые повороты или вводить одностороннее движение, увеличивается время на коммуникацию. А это плохо.

– Четвёртый мост через Днепр, который заявлен местными властями, решит транспортную проблему Смоленска?
– Не до конца использованы ресурсы имеющихся мостов. Ведь на них нет пробок, движение не стоит. В миллионной Перми один мост через Каму, четыре полосы – по две в каждую сторону. Сейчас он на грани своего ресурса, но ведь не за гранью! Может, лучше оптимизировать движение на имеющихся мостах?


КОММЕНТАРИЙ
Сделай Смоленск лучше
Алексей АНТОНОВ, кандидат технических наук:
– Михаила Ростиславовича Якимова пригласила в Смоленск общественная организация «Сделай Смоленск лучше», активистом которой я являюсь. Мы связались с учёным несколько месяцев назад, и он согласился бесплатно провести анализ транспортной инфраструктуры нашего города. На билет и проживание профессора собрали через интернет 15 тысяч рублей. Таким образом, смоляне рублём проголосовали за то, чтобы узнать, как необходимо изменить транспортную систему областного центра.

Одним из самых важных моментов визита стала встреча с профильными городскими чиновниками. Запланированный на 20 минут разговор вылился в полуторачасовую дискуссию. Михаил Ростиславович быстро нашёл общий язык с представителями власти и активно расспрашивал их о структуре управления транспортной системой Смоленска, финансировании, целевых показателях работы администрации. Чиновники в свою очередь интересовались опытом Перми и других городов.

Из дискуссии стало понятно, что в Смоленске достаточно средств (технических, финансовых) для организации хорошей транспортной инфраструктуры в городе, но эти средства нужно правильно использовать.
Вторым важным мероприятием стал анализ наших дорог. Мы показали профессору основные улицы, мосты, путепроводы, прокатились на смоленском трамвае, постояли в пробке на улице Лавочкина. Михаил Ростиславович активно рассказывал нам, как лучше сделать тот или иной перекрёсток. За эти два дня профессор дал нам очень много ценных рекомендаций по развитию города.
Пермскому гостю очень понравилась организация движения по улице Кирова с островками безопасности, светофорами. Эту часть Смоленска он назвал «совершенно европейской».

Транспорт беспокоит? Спросите доктора!


ВАЖНО
Делать по уму!
В завершение визита в Смоленск профессор Михаил Якимов пришёл в штаб Смоленского регионального отделения ЛДПР на Дзержинского, 2, где пообщался с лидером партийной фракции в областной думе Сергеем Леоновым и активом партии.
На встрече в штабе ЛДПР профессор Якимов обсудил вопросы качества подготовки нынешних управленцев и посетовал на отсутствие у них научного понимания основ транспортных проблем, малый кругозор в видении путей их решения, недостаточное изучение опыта других городов. Но главное, что тревожит ученого, – нежелание или же недостаточное желание современных смоленских чиновников что-либо менять как в городе, так и в своей работе, неспособность их переориентировать свою деятельность с процесса на результат.

– Для меня приезд профессора Якимова имеет большое значение. Он известный в своей отрасли человек. В региональное отделение ЛДПР, ко мне как к депутату поступает большое количество жалоб на состояние улично-дорожной сети в областном центре. Людей не устраивают ямы на проезжих частях, высокие бордюры на перекрёстках. Пробки по утрам и в конце рабочего дня уже замучили всех горожан. Власти города стараются ситуацию исправить, но получается не всегда и не везде. Мы понимаем, есть кадровые проблемы и проблемы финансовые, но исходя из анализа профессора проблема больше в подходе. По мнению Якимова, город может совсем быть без пробок! Чтобы сделать так, не потребуется слишком больших средств. Актив регионального отделения ЛДПР подробно ознакомился с мнением учёного. Скоро выборы в горсовет, и мы обязательно включим предложенные им решения в нашу партийную программу, – заявил Сергей ЛЕОНОВ.

Фото: Павел ФИЛИППОВ
Смолянин вернулся с Парада Победы в Донецке
Жить так интересно!

Другие новости по теме