Берег нашей надежды
Символом подготовки к празднованию юбилея Смоленска стала набережная Днепра. Пожалуй, именно с ней связано наибольшее количество разговоров, ожиданий, скандалов. Этот объект не станет последним, сданным в юбилейном ряду (в Реадовке, например, до сих пор строят спортивный комплекс), но остался самым дорогим.15 июля, как и обещал губернатор Алексей Островский, объект был сдан в эксплуатацию. Обошлись без торжественных церемоний и громких фраз. Прямо на набережной небольшой брифинг, посвящённый происходящему, провёл первый заместитель губернатора Михаил ПИТКЕВИЧ.
На строительство объекта общей площадью 13 тысяч квадратных метров израсходована ровно та сумма, что была указана в контракте, отметил чиновник. Это 648 млн рублей. Вполне возможно, что через суд удастся получить какую-то компенсацию с нерадивого прежнего подрядчика – ООО «Аэротехстрой», провалившего работу (ему предъявлен иск на 66 млн рублей). Город в черте набережной обрастает новой инфраструктурой: у моста по улице Дзержинского началось строительство ресторана с парковкой для автотранспорта… Скоро набережная обретёт своего хозяина – им должна стать городская администрация.
В истории, начавшейся почти пять лет назад, поставлена жирная точка с запятой. Мяч перебрасывается на другую половину поля. Отвечать за многострадальный юбилейный объект теперь будут другие структуры. Но вопросы ещё остаются – это чувствуется по тому, о чём говорят горожане.
Мы не претендуем на всеохватность темы, но хотели бы расставить некоторые акценты, обратить внимание на детали, вспомнить, как и с чего всё начиналось…
История вопроса
Строить набережную в Смоленске меж двух мостов начали на излёте Советской власти, в конце 80-х. Тогдашние отцы города занимались не только новостройками, но и потихоньку приводили в порядок историческую часть – например, крепостную стену.
Достроить ту набережную не успели. Настали смутные 90-е, прежнее государство под всеобщее ликование развалилось, народные деньги кончились, во власть пришли совсем другие люди.
Даже недостроенный объект был востребован смолянами – здесь собиралась в основном молодёжь, гуляли парочки, мамы с колясками, отдыхали большие компании. Заложенный запас прочности со временем оказался исчерпан, берега и сам комплекс заросли кустарником, конструкции стали интенсивно подмываться ливневыми потоками и разрушаться. Лестницы и панели становились небезопасными и грозили обрушением.
Краткий всплеск властного интереса к набережной отмечен при мэре Иване Аверченкове. Градоначальник обратил внимание на северный участок крепостной стены, где исторически находились главные городские ворота. Именно при Аверченкове здесь был заложен пешеходный мост, призванный разгрузить мост по Большой Советской, и история недостроенной набережной отметилась празднованием 400-летия Смоленской крепостной стены: именно там состоялось массовое представление – лазерное пиротехническое шоу 28 сентября 2002 года.
В дальнейшем, уже без Аверченкова, городские власти не обращали на проблемы недостроенной набережной никакого внимания. И хотя многие СМИ, и наша газета в том числе, писали и били в набат, говоря о стремительном разрушении объекта, – находились дела поважнее. Именно так всё шло по 2009 год включительно…
Так было... Фото Сергея Амелина.
За и против
Однако и сейчас среди смолян не утихают споры насчёт того, насколько вообще нужна городу эта набережная. В социальных сетях хорошим тоном стало отзываться о набережной с презрением, огульно перечёркивая труд проектировщиков, строителей, равно как и ожидания самих смолян. Какова же цена вопроса?
Откроем исходный документ подготовки юбилея – с длинным названием «План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1150-летия основания г. Смоленска». Там есть чрезвычайно важный пункт 71: «Реконструкция набережной р. Днепр с укреплением берегового откоса под фундаментом архитектурного ансамбля «Крепостная стена» с возведением пешеходно-коммуникационного моста». Как вы понимаете, это и есть наша нынешняя набережная. Смотрим цифры.
За четыре года, с 2010-го по 2013-й, на указанные цели планируется выделить 728,8 млн рублей, в том числе из федерального бюджета – 636,34 млн рублей (или 87,3% от заложенной суммы), из областного – 92,46 млн (12,7%). Внебюджетное финансирование данных работ не предполагалось.
Обратите внимание: львиная доля заложенных средств – федеральные деньги. По сути Смоленску предлагалось решить имеющиеся проблемы, получив на каждый потраченный собственный рубль почти семь рублей федеральной поддержки.
Оцените деньги, которые планировалось взять из областного бюджета: 92,5 млн. Много это или мало? Наверное, много. Но если говорить о том, что вместо «никому не нужной» набережной можно было "понастроить" детских садов, хочется спросить: «А много ли детских садов можно построить на 90 млн рублей? И кто поручится, что нам тогда выделили бы ещё семь раз по столько на детские сады?»
Для справки. Строительство прогимназии для одарённых детей оценивалось тем же «Планом основных мероприятий…» ровно в 300 млн рублей, из них федеральных – 240 млн (см. пункт 65). Стоимость детского сада «Звёздный» на 150 мест, построенного на деньги областного бюджета в 2010–2011 годах, составила 47 млн рублей.
Представьте себя на месте руководителей области. Что нужно было выбрать для юбилея города – «представительский» объект или два детских сада? (Причём, выбрав детские сады, вы никуда не денетесь от решения проблемы разваливающейся набережной…) Остановимся на этой дилемме подробнее.
В зоне гостеприимства
Такое понятие появилось в обиходе несколько лет назад. Мол, гости юбилейного Смоленска и официальные делегации будут посещать далеко не все городские объекты, а только часть, именно поэтому там нужно навести порядок в первую очередь. Идея здравая, не поспоришь.
Представьте себя людьми, составляющими план подготовки города к юбилею. Что же нужно поправить в первую очередь?
У вас есть недостроенная набережная в историческом месте, у всех на виду – она просматривается с двух главных мостов, ведущих в центр города-юбиляра. Набережная находится в аварийном состоянии, и не сегодня-завтра туда придётся перекрывать доступ граждан. Набережная эта является единственной попыткой увязать в Смоленске городскую среду с водной стихией, с великой русской рекой Днепр, которая берёт начало на Смоленщине и является её достопримечательностью, о чём многие гости города и не догадываются.
Напомним, что многие специалисты по градостроению, консультируя смоленских журналистов, прежде изумлялись тому, что город, изначально возникший на реке, протянувшийся вдоль неё и не одно столетие использовавший её как главную транспортную артерию, затем оказался «стоящим к Днепру спиной»…
Набережная нужна жителям ближайших кварталов – как место отдыха и прогулок. Набережная нужна гостям города, поскольку в городе дефицит зон для пешеходных прогулок. Она очень удачно расположена вблизи основных достопримечательностей города (ну, не на Киселёвке же она!..) У вас есть неплохая возможность решить перечисленные проблемы во многом за государственный счёт – вы бы от неё отказались? По-моему, вопрос риторический.
Следующий вопрос. А экономились ли средства в ходе строительства набережной? Ещё как!..
Одигитрия под открытым небом
Надо сказать, юбилейному Смоленску не повезло на обещанные монументы. Предложений-то высказывалось много, дело доходило до конкурсов, и даже назывались победители, а вот дальше – дело стопорилось. (А может, и повезло, что не построили, – как знать. Потому что, например, возвели такой фонтан-таз на Блонье, что многим стыдно за Смоленск…)
Вспомним всего один пример – статую Одигитрии.
В упомянутом плане подготовки к празднованию юбилея Смоленска содержится пункт 52 «Проектирование и строительство памятника, посвящённого 1150-летию основания г. Смоленска». О значимости этого памятника говорит тот факт, что этим пунктом открывается самый затратный раздел документа – «Строительство, реконструкция и модернизация».
Будущий памятник стал настоящей головной болью для смолян. Он последовательно принимал самые разные формы и грозил появиться то тут, то там. Он мог стать и триумфальной аркой на площади Ленина, и огромным обелиском, устремлённым в небо на площади Победы… В конце концов было принято решение вынести «юбилейный» памятник на «юбилейную» набережную, что, в общем-то, логично.
До финала дошли два проекта, и конкурсная комиссия отдала победу народному художнику России, председателю Союза художников России, лауреату Государственной премии Андрею Ковальчуку. Его предложение – десятиметровая фигура Смоленской Одигитрии.
Решение по конкурсу было принято 17 мая 2011 года. Проект предполагалось защитить в Министерстве культуры (при нём действует специальная комиссия по монументальным сооружениям). Однако вместо дальнейшей работы последовала звенящая тишина, давшая простор для домыслов.
Оказывается, будущий памятник стал жертвой… секвестра! Строительство объекта за 56 млн рублей, в том числе 50 млн – из местного бюджета, сочли слишком расточительным. У скульптора была приобретена модель, но на этом поступление денег прекратилось, и, насколько известно, мастер так и не приступал к отливке памятника.
Правда, многие смоляне даже рады, что столь деликатный религиозный символ, как Богоматерь, не прописался на набережной на радость вандалам и богохульникам.
Что в имени тебе моём?..
Парадоксально, но факт: крупнейший объект, выстроенный к юбилею города, до сих пор не имеет своего названия. Все просто говорят «набережная» – и вроде бы понятно, о чём идёт речь. Между тем если открыть реестр городских улиц, то можно обнаружить, что в Смоленске уже давным-давно есть и другая набережная – набережная имени Горького. Она начинается как раз от моста, что по улице Степана Разина, и идёт на восток. Набережная возникла давно, поскольку энциклопедия даёт прежнее название – Рачевская набережная.
Как же быть? В городе две набережных. Одна – маленькая, старая, в стороне, имеющая официальное имя, и – дорогая новая, эффектная, но безымянная. Простирающаяся от одного безымянного моста до другого. А та, маленькая набережная, начинается за третьим безымянным мостом…
Короче, уважаемые земляки. Не пришла ли пора дать названия сооружениям, которые у всех на виду, – мостам и набережной?
Не скрою, я поддерживаю давнишнее предложение редакции «Смоленской газеты»: назвать набережную Потёмкинской – в честь Григория Потёмкина, выдающегося сына смоленской земли и собирателя российских земель, в том числе по Днепру. Заслуги Потёмкина особенно рельефны на фоне безобразий, творящихся сейчас на Украине.
Поскольку вопрос городских топонимов достаточно щекотлив, обсуждение его нужно сделать массовым (для этого и существуют СМИ), как и волеизъявление. Проголосовать за тот или иной вариант названия набережной и городских мостов смоляне смогли бы на ближайших выборах горсовета. А поскольку они состоятся ещё нескоро, значит, у нас есть время хорошенько проработать этот вопрос.
Этот квартал напротив...
Излюбленным доводом противников нынешней набережной является тот, что вот напротив, на другом берегу, никакой набережной нет и не предвидится. Соответственно, зачем нам половинчатое решение?
Дорогие друзья, довод очень простой! Что называется, от противного. Если бы подобным правилом «одновременной застройки» смоляне руководствовались в 40-е и 50-е, восстанавливая Смоленск из руин, то не видать нам сегодня нашего города вообще. Сил и ресурсов было так немного, что строили не то что улицами или хотя бы кварталами – работали по одному дому, насколько хватало средств. Гораздо более простые объекты, нежели огромная и высоченная набережная, – жилые дома восстанавливали поштучно. Именно поэтому у нас нет нормальной квартальной застройки в центре – оставшиеся «дыры» потом стали затыкать типовыми пятиэтажками… Увы, что поделаешь.
Остаётся вспомнить известное изречение Суворова: «Радуйся малому – тогда и большое придёт!» Будет возможность – ничто не мешает заняться вторым берегом. Сегодня, завтра или к следующему юбилею. Заднепровская сторона, кстати, далеко не так страшна и неприглядна, как об этом принято говорить. Вот сейчас, например, она покрыта великолепной летней зеленью…
Про яхт-клуб
Ещё одна тема для остервенелых споров – это расширение действующего русла Днепра и возобновление туристического речного пароходства. Да, сейчас областной и городской бюджеты не позволяют предоставить необходимое финансирование на эти цели. Однако кто сказал, что такая ситуация будет вечной? И что это за двойной стандарт? Полноводной весной мы кривимся: «Набережную смыло», сухим летом нам опять плохо: «В Днепре нет воды!» Потому-то набережную и сделали трёхъярусной…
Сетовать «нам не нужна обновлённая набережная, потому что в Днепре бывает мало воды» – это всё равно что не ремонтировать дом из-за того, что возле него дорога в ухабах. Оптимальное решение – заниматься и домом, и дорогой. Но начинать-то нужно с дома, в нашем случае – с набережной, мимо которой будет организовано движение…
– Вопрос судоходства на Днепре упирается в необходимость значительного углубления дна. Это очень серьёзные деньги – сотни миллионов рублей, и если бы мы имели возможность пойти на такие расходы, то со временем смогли бы внести этот участок Днепра в реестр водных путей. Но при сегодняшнем дефиците областного бюджета эта работа не представляется возможной. Другой вопрос, что эта ситуация никак не перечёркивает нашу работу с соответствующими министерствами Правительства Российской Федерации. Возможно, будут какие-то программы, которые позволят нам получить федеральное финансирование для данного процесса, – отметил на брифинге Михаил ПИТКЕВИЧ.
Этому снимку ровно два года. День в день.
А какие гарантии?
Очень важный момент: на новостройку распространяется гарантийный срок. В течение пяти лет генподрядчик, ОАО «РЖД-строй», обязуется исправлять выявленные дефекты. И сейчас строители с набережной не уйдут: набережная – сложный объект, требующий постоянного внимания.
– Здесь в дальнейшем будут вестись ремонтно-реставрационные работы, - подчеркнул Михаил ПИТКЕВИЧ. – Что имеется в виду? Например, при последнем сильном ливне у крепостной стены прорвало ливнёвую трубу из-за подвижки грунта. Вода хлынула на набережную, но это никак не связано с конструкцией и исполнением самого объекта. Инцидент произошёл под стеной, но исправлять его последствия пришлось на территории набережной. Есть подобные проблемы с другой ливнёвой трубой, но всё это вопросы решаемые. В целом хочу сказать, что такой огромный объект нуждается в постоянном присмотре. Каждый день здесь должны работать люди – это совершенно нормально!
Помимо строителей есть ещё одна ответственная сторона. Проектировщик несёт ответственность, в том числе и уголовную, за то, чтобы набережная стояла долгие-долгие годы, подчеркнул первый вице-губернатор.
«Построить ресторан на берегу…»
Знаете, уже сейчас можно спрогнозировать новый виток разговоров и судачеств вокруг набережной.
Во-первых, уже началось строительство объекта инфраструктуры – ресторана с примыкающей парковкой автотранспорта (у моста по улице Дзержинского). У этой идеи найдутся как сторонники, так и противники. Один из доводов «против» – развлекательный комплекс будет находиться буквально через дорогу от подворья церкви Иоанна Богослова, одного из старейших памятников Смоленска и при этом действующего храма. Один из доводов «за» – ресторан, безусловно, сделает набережную гораздо более привлекательной для смолян и гостей города…
Во-вторых, зная сложности, с которыми подчас проходит постановка на городской баланс объектов недвижимости, вроде подземного перехода, можно предположить, что передача набережной в муниципальную собственность будет непростым делом. Как-никак, ориентировочная стоимость содержания новостройки – 6 млн рублей в год…
Остаётся уповать на коммерческую привлекательность набережной для частного бизнеса. Вот как ситуацию прокомментировал Михаил ПИТКЕВИЧ:
– Этот вопрос прорабатывался с потенциальными инвесторами, которые могут взять на себя расходы по содержанию набережной, при этом разместив здесь те или иные объекты или получив возможность проводить культурно-массовые мероприятия. Есть вариант, что удастся привлечь частный бизнес, который будет обеспечивать и уборку набережной, и эксплуатацию, и полное её функционирование, а задача города будет – четко проверять объём работы, который ведёт та или иная частная компания.
Ну а нам, жителям Смоленска, хочется надеяться, что будут найдены приемлемые решения, набережная станет одним из излюбленных мест отдыха горожан, и все сомнения в её целесообразности отпадут сами собой.
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ