Лекарственная проблема
О том, как она решается, читателям «Смоленской газеты» рассказала вице-губернатор Ольга ОКУНЕВА.– Ольга Владимировна, один из самых волнующих многих смолян вопросов связан с лекарственным обеспечением. Какова здесь ситуация?
– Право на льготное лекарственное обеспечение имеют почти 80 тысяч смолян, в основном из социально незащищённой категории населения. То есть это достаточно острая тема, крайне чувствительная для людей. Понимая это, и губернатор, и администрация области держат вопрос под постоянным контролем, мониторинг ситуации идёт ежедневно. Ситуация на сегодняшний день стабильная.
Но многие граждане беспокоятся, что будет с лекарственным обеспечением из-за изменения курса валют, не возрастут ли резко цены на лекарства, поскольку бюджет субъекта не сможет их обеспечить?
Хочется успокоить смолян: закупки на первое полугодие произведены заранее, все лекарственные средства находятся на складе и без сбоев поступают в аптечную сеть.
– А что будет во втором полугодии? Формируются ли какие-то заделы на будущее с учётом нынешних финансовых потрясений?
– Губернатор Алексей Владимирович Островский поставил перед нами чёткую задачу: сбоев в обеспечении льготной категории населения медикаментами быть не должно.
Департамент здравоохранения, который отвечает за это направление работы, ежемесячно собирает заявки от лечебных учреждений. И уже сейчас формируется перечень необходимых лекарственных средств на второе полугодие, по которому будут производиться закупки.
Мы подходим к этому крайне внимательно, потому что тема закупок – острая тема, всегда вызывает какие-то вопросы и дискуссии. Поэтому, с одной стороны, мы делаем всё, чтобы перечень необходимых лекарств был сформирован в полном объёме, а с другой – чтобы в нём не было тех лекарственных средств, которые затем не понадобятся или окажутся с короткими сроками годности. То есть контролируем, чтобы при закупках не было неэффективных трат бюджета.
Сегодня практически каждый льготный рецепт находится в ежедневном мониторинге. Да, есть какое-то количество рецептов, которые находятся в так называемом режиме ожидания. В основном это рецепты для новых пациентов с новыми назначениями на лекарства, которых не было в заявках лечебных учреждений. Но и для этой категории льготников мы стараемся оперативно приобретать необходимые им лекарства, чтобы никто ни в чём не нуждался. Если же возникают какие-то вопросы, мы готовы их оперативно рассматривать.
– Было время, когда люди жаловались, что список аптек, работающих с льготниками, очень мал.
– Этой проблемы уже нет. Сеть аптек, отпускающих лекарства по льготным рецептам, сформирована достаточно обширная: отпуск препаратов федеральным и региональным льготникам осуществляется в 50 аптечных организациях, из них 17 расположены в Смоленске.
Но, разумеется, мы думаем, как её улучшить. Мы понимаем, что город разрастается, а потому работаем над тем, чтобы жителям новых микрорайонов было в этом плане максимально комфортно. Соответственно будем увеличивать количество таких аптек.
Есть особые категории граждан, получающих обезболивающие препараты при онкологических заболеваниях, а также те, кому врачами выписываются психотропные лекарственные средства. Для них в Смоленске работают три аптечных учреждения. А для больных этих категорий, кто живёт в отдалённых районах области, налажена своевременная адресная доставка жизненно необходимых им медикаментов через муниципальные лечебные учреждения.
– И всё-таки бывают сложные или конфликтные ситуации, жалобы?
– Хотелось бы отметить, что в этом году и на личных приёмах граждан, и в их письменных обращениях таких жалоб не поступало. Да, есть вопросы, которые мы рассматриваем отдельно, комиссионно на заседании совета по лекарственному обеспечению при департаменте области по здравоохранению. Но это вопросы, связанные с препаратами, которые не входят в перечень льготных лекарственных средств. Бывают ситуации, когда препараты, имеющиеся в перечне, не дают должного эффекта при лечении. Разумеется, к каждому такому случаю мы подходим индивидуально и делаем всё, чтобы оказать обратившемуся к нам человеку максимально возможную помощь.
Есть ещё одна категория больных – с редкими заболеваниями, требующими для лечения очень дорогих лекарств (так называемые высокозатратные нозологии). Их у нас 557 человек. Мы обеспечиваем их лекарствами за счёт федерального бюджета и выдаём их своевременно. В Смоленске – через аптеку № 5 «Смоленскфармации», а пациентам, проживающим на территории области, организована адресная доставка лекарств сотрудниками ООО «Смоленскфармация» в рамках совместной работы с департаментом здравоохранения.
Подводя итог темы льготного лекарственного обеспечения, приведу цифры: в общей сложности лекарственную помощь в текущем году по состоянию на середину марта уже получили почти 28 тысяч человек по более чем 102 тысячам рецептам на общую сумму более 126 миллионов рублей.
Цена рубля в аптеке
– Помимо льготников немало смолян опасаются, что из-за изменения курса рубля цены в аптеках значительно вырастут. Может ли областная власть как-то повлиять на ситуацию?
– Постоянный контроль за уровнем цен на медикаменты осуществляют федеральные органы власти, это не является полномочием субъекта. Но регулирование торговых надбавок на препараты, которые являются жизненно необходимыми, это в том числе и функция органов исполнительной власти региона. Есть соответствующее постановление администрации, ограничивающее предельный уровень торговой наценки на жизненно важные лекарства. Контроль за этим осуществляет департамент экономического развития, а не департамент здравоохранения. Но и у департамента здравоохранения тоже есть серьёзные полномочия в контроле за аптечной сетью – в частности, через лицензирование аптек. Мы постоянно следим за тем, чтобы в каждом аптечном учреждении был необходимый перечень жизненно важных медикаментов и по приемлемым для смолян ценам.
– То есть можно успокоить смолян: резкого скачка цен не будет и дешёвые лекарства не исчезнут из аптек?
– Мы не можем влиять на курс рубля и на ценовую политику производителей лекарств, это вне наших полномочий. Но в рамках тех полномочий, что у нас есть, мы будем делать всё возможное, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, не ударила по кошелькам смолян.
– Достаточно ли средств заложено в бюджете текущего года на лекарственное обеспечение или всё-таки придётся выделять дополнительное финансирование?
– Сегодня мы не рассматриваем дополнительное выделение средств, потому что считаем, что они были предусмотрены в полном объёме. На закупку в этом году выделено 442 млн рублей, это достаточно большая сумма. Из них 222 млн – это средства федерального бюджета и 220 млн – из регионального бюджета. Мы стараемся приобретать все необходимые препараты, но – по более низкой цене. Губернатор поставил задачу жёстко контролировать цены на медикаменты и не допустить роста цены льготного рецепта. И мы стараемся её решать.
Недопустимое кощунство
– К сожалению, есть случаи, когда тему закупок медикаментов или медицинского оборудования кое-кто пытается использовать в корыстных политических или коммерческих целях…
– Да, к сожалению, такие инциденты есть. Я бы охарактеризовала их как кощунство, недопустимую игру на бедах и страданиях людей.
Сфера госзакупок для здравоохранения очень специфична. Ни одно решение в ней не принимается, извините, с кондачка, по желанию какого-то чиновника или главврача. Это планомерная системная и кропотливейшая работа.
Когда департамент здравоохранения производит закупки, то его специалисты в обязательном порядке формируют заявки совместно с внештатными главными специалистами департамента по тем или иным медицинским специальностям.
Внештатными главными специалистами департамента являются опытнейшие сотрудники наших ведущих клиник, их лучшие доктора. Потому что только опытный специалист, профессионал в своём деле может судить, какое оборудование необходимо. Мы обязательно учитываем их мнение.
Согласитесь, трудно тому чиновнику, кто составляет заявку на закупки, ориентироваться, какое, например, количество срезов должно быть у томографа, закупаемого для той или иной клиники. Или какие должны быть показатели у какого-то другого оборудования. Всё это тщательно и коллегиально рассматривается департаментом совместно со специалистами практической медицины.
Да, мы хотим закупать высокоточное оборудование, чтобы правильно ставить диагнозы. Да, мы хотим закупать оборудование, имеющее большие гарантийные сроки. Однако…
Извините за такую аналогию, но в повседневной жизни, когда нам нужно купить какой-то продукт питания, мы, сообразуясь с возможностями своего кошелька, выбираем, в какой магазин отправиться – в «Магнит», «Пятёрочку», «Фортуну» или в «Универсам». Товар везде практически один и тот же и даже одного производителя, но торговая надбавка – очень разная. Точно такая же ситуация и на рынке медицинского оборудования. Только порядок цифр в прейскурантах гораздо больший.
А потому, изучая предложения разных фирм-поставщиков, органы власти сопоставляют цены на рынке, затем выбирают наиболее качественное, соответствующее требованиям лечебного учреждения оборудование, и только после этого составляется заявка. Мы не имеем права выбирать производителя, мы только можем написать в заявке, какими характеристиками должно обладать то или иное оборудование.
То есть при проведении закупок для учреждений здравоохранения области учитывается множество факторов, а уж потом проходят соответствующие процедуры.
Позвольте напомнить, что Алексей Владимирович Островский, участвуя как губернатор в коллегиях правоохранительных органов, постоянно к ним обращается: если в сфере закупок есть какие-то нарушения, то об этом власть региона должна знать. Поэтому мы осуществляем постоянное взаимодействие с правоохранительными органами, тщательно рассматриваем те документы, которые от них поступают.
По инциденту, о котором вы упомянули, прошли серьёзные проверки и правоохранительных органов, и Федеральной антимонопольной службы, и Счётной палаты Смоленской области. В их заключениях чётко сказано, что никаких нарушений с нашей стороны нет.
Все материалы по итогам проверок нами внимательно рассмотрены. У нас есть и свой внутриведомственный контроль. Власть заинтересована, чтобы деньги бюджета, выделяемые на закупки медицинского оборудования, расходовались эффективно, с максимальной пользой для пациентов, чтобы на этом никто не наживался. Более того, мы вместе с органами муниципального самоуправления делаем всё, чтобы закупленное новое оборудование не лежало мёртвым грузом, а с максимальной отдачей работало на пациентов. Для этого в области на базе медицинской академии и ведущих клиник создана специальная система подготовки и переподготовки кадров.