Смоленск вышел в свет
Кажется, совсем ещё недавно, несколько лет назад, наш город был жёлто-серого или грязно-зелёного цвета. Я имею в виду именно цвет зданий. Яркими пятнами выделялись разве что разукрашенные всеми цветами радуги фасады магазинов. Но и это не радовало, а скорее раздражало глаз, ведь всё это многоцветье скорее можно было назвать аляповатостью, нежели разнообразием. Теперь же цвета улиц постепенно становятся более выразительными, при этом в общей картине прослеживается единая идея.Кто же решает, какого цвета будет дом, улица, район, да и весь город? Каждый сам за себя или есть что-то объединяющее?
– Разработана концепция колористического решения фасадов зданий на территории города, – рассказывает начальник отдела городского дизайна управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска Олег СИМОНЕНКОВ. – Было проработано более четырёхсот фасадов, в основном в центральной части города. Это документ, где есть цветовое решение каждого дома, будь то жилое здание, или административное, или частное, – так называемый паспорт фасада. Муниципальные здания либо уже приведены в соответствующий вид, как, например, на улицах Дзержинского или Большой Советской, либо ещё будут покрашены. Что касается частных зданий, мы предлагаем владельцам вариант цветового исполнения дома, но заставлять никого не можем. Многие идут навстречу. Например, здание сельскохозяйственной академии приняло именно тот облик, который указан в паспорте.
Естественно, кирпичные многоэтажки и панельные дома перекрашивать не будут. Во-первых, кирпичные здания дороже оштукатурить и покрасить, а затем постоянно обновлять, во-вторых, на некоторых, как, например, на улице Шевченко, есть мозаика, которую жалко убирать. Над новостройками чаще всего работают профессиональные архитекторы, которые прорабатывают колористическое решение. Так, новые дома в микрорайоне Королёвка строятся с использованием практически всех радужных оттенков – так получился очень яркий и интересный в цветовом решении район.
– Если раньше старались использовать спокойные, бледные цвета, то сейчас мы не боимся насыщенных оттенков, – говорит Олег Николаевич. – Посмотрите, каким ярким получился дом № 9 на улице Дзержинского. А здание напротив? Не просто жёлтый, а лимонный цвет. Сначала это было непривычно, после того как глаз привык к серому. Но оказалось, горожанам нравится: насыщенные цвета придают бодрости. Теперь уже и владельцы частных зданий хотят покрасить свои объекты в яркие цвета. Здесь ведь главное – заразить идеей.
В логичности единообразия стараются убедить и владельцев первых этажей, где расположены офисы и магазины. Согласитесь, гораздо респектабельнее выглядит фасад, покрашенный в одном стиле, чем нелепые яркие или, наоборот, серые пятна?
В основном концепция затрагивает старинные дома с интересной пластикой или лепниной. Но что делать тем жильцам, которых не устраивают серые стены типичной многоэтажки? Допустим, горожане согласны своими силами и средствами перекрасить дом. В таком случае нужно подготовить проект фасада, с указанием, как именно предлагается перекрасить здание. За консультацией и согласованием нужно обратиться в управление архитектуры и градостроительства администрации города.
– Такие прецеденты у нас уже были, – говорит Олег Симоненков. – Но жильцов, желающих самостоятельно перекрасить дом, всё же немного.
И это понятно, ведь дело затратное, а горожане и без того платят за коммунальные услуги, а теперь ещё отдельную сумму нужно будет отдавать государству на капитальный ремонт дома в надежде, что очередь на обновление здания дойдёт не слишком поздно.
Выход в свет
О концепции единой светоцветовой среды города писали не раз, смоляне уже убедились в том, что подсвеченные по ночам дома – это очень красиво. Но пока мы видим «в свете» лишь отдельные здания, на самом же деле необходимое оборудование уже установлено более чем на шестидесяти домах. Правда, по техническим причинам ещё не все «загораются» в тёмное время суток. Концепция единой светоцветовой среды разработана на весь город, и мы готовы каждому заинтересованному собственнику здания выдать рекомендации и при наличии – графическое решение подсветки здания.
– Реализация светоцветовой концепции осуществляется за бюджетные средства, поэтому оснащаются муниципальные здания, в том числе и жилые дома, – говорит Олег Николаевич. – Однако проект предусматривает освещение и тех строений, которые находятся в частной собственности. Мы не можем навязывать кому-то идею, требовать вложить средства, а тратить бюджетные – незаконно. В некоторых случаях организациям и предпринимателям самим интересно в выгодном свете представить дом, и они идут навстречу, устанавливают оборудование за свой счёт. Например, здания национального банка, художественной галереи, Дома художников. Здание Сбербанка подсвечено именно в точном соответствии с утверждённой концепцией, и там вообще сделана динамическая подсветка, которая может играть цветами, переливаться. Глядя на одних отважившихся, начинают подтягиваться и другие собственники. Ведь хорошая подсветка помогает выделиться, облагородить строение.
Нелегальный двигатель торговли
Город действительно становится краше, и хочется, чтобы задуманное было доведено до конца. Но порой ложкой дёгтя во всей этой истории становится... реклама.
– Работа по очистке фасадов от незаконно установленной рекламы ведётся давно, уже несколько лет, – говорит Олег Николаевич. – Летом этого года мы переключились и на фасады зданий. На данный момент мы занимаемся конкретно улицей Тенишевой, до этого отрабатывали улицу Большая Советская. Демонтировали самовольные вывески, козырьки, кронштейны и другие объекты. Так, поэтапно, будем двигаться дальше и очищать весь город. Естественно, всё делается на законных основаниях. Так, в конце сентября этого года решением городского Совета были утверждены правила установки и эксплуатации рекламных конструкций. Этот документ чётко описывает, какая реклама и на каких основаниях считается законной, а какую необходимо демонтировать.
Проще говоря, на каждую рекламную конструкцию необходимо получить разрешение. Для этого достаточно обратиться в отдел городского дизайна управления архитектуры и градостроительства администрации города. Здесь вас проконсультируют; если установка отвечает всем необходимым требованиям, понадобится заплатить госпошлину и получить разрешение. Даже в том случае, если конструкция уже имеется, но документов на неё нет, есть возможность её узаконить или исправить недостатки. В любом случае ждать предписания о демонтаже не стоит, ведь тогда придётся выплачивать штраф. Если же пойти навстречу и снести нелегальную конструкцию самостоятельно, до вынесения соответствующего постановления, ответственности можно избежать.
– Мы проводим выездные инспекции, составляем акты обследования, проверяем законность, в случае нарушения направляем предписание об устранении. Если спустя время оно не было выполнено, то есть собственник не согласовал или не убрал конструкцию, то проводим демонтаж, – говорит Олег Симоненков. – А это мероприятие затратное. Хочется, чтобы люди сами понимали важность законного основания установки рекламных конструкций.
Бывали случаи, когда граждане противодействовали выполнению предписаний, и тогда для демонтажа незаконной рекламы приходилось прибегать к помощи полиции.
Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций, утверждённые решением 53-й сессии Смоленского городского Совета четвёртого созыва от 30 сентября 2013 года, можно найти в общем доступе в интернете. Здесь чётко и подробно изложены все требования, предъявляемые к рекламным конструкциям, а также порядок выдачи разрешения на их установку. Бесплатную консультацию граждане могут получить в отделе городского дизайна управления архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска.