Статьи

С пламенем в сердце

29 октября 2013 года в 14:18

26 октября на Массовом поле в центральном парке культуры и отдыха «Лопатинский сад» состоялся Огненный смоленский фестиваль. Несмотря на проливной дождь, полюбоваться укрощённой стихией пришли сотни смолян.

Огоньку не найдётся?


– Файер-шоу – это искусство. Как таковое оно появилось в Смоленске больше семи лет назад, – рассказывает организатор Огненного фестиваля и руководитель Смоленской областной организации Клуб файер-культуры «Башня Феникса» Алексей МИРОШКИН. – Основная идея фестиваля – привлечь внимание и показать, что у нас не просто есть увлечённые люди. Сейчас файер-шоу переросло в масштабное движение.
Во многих крупных городах России, Беларуси и Украины такие фестивали уже стали традицией. Это прекрасная возможность показать командам свои возможности на большой площадке. Огненный фестиваль в Смоленске – проект пробный, но организаторы надеются, что он станет традиционным и будет проходить ежегодно.
– Мы хотим, чтобы наш город стал одним из центров, где файерщики собираются и обмениваются опытом, – признаётся Алексей.
На Массовом поле собралось около полусотни файерщиков. Помимо смоленских укротителей огня прибыли гости из столицы и Брянска (шоу-группа «Фантазия»).
На протяжении двух часов файерщики выясняли, кто лучше владеет реквизитом и наиболее зрелищен. Соревнования прошли по каждому из видов «инвентаря»: пои, стаффы, даблстаффы, вееры, чаши. Естественно, не обошлось без бризеров (их ещё называют файербольщиками) – выдувающие огонь.

Основной частью огненного шоу стали показательные выступления мастеров.
Кроме огня файерщики используют огромное количество пиротехники.
– Пиротехнические шоу-программы очень эффектные, но, увы, короткие, – поясняет Алексей, сосредоточенно приматывая что-то бумажным скотчем к металлическому каркасу. – Мы нашли выход: на вееры приделываем большие бенгальские свечи. С помощью такого реквизита можно сделать полноценный номер минуты на три.

Искусство зажигать


Предметов, которые можно крутить, вертеть и подбрасывать, – море. Один из самых распространённых – это пои. Проще говоря, горящие шарики на цепочке или верёвке. В руках мастера эти незамысловатые штуки выписывают самые невероятные силуэты. Часто используют шесты (стаффы), двойные шесты (даблстаффы), вееры, шашлыки (уж больно на них похоже построение фитилей), чаши, снеки (огненные верёвки). Но больше всего впечатлений у зрителей вызывают так называемые кометы – огромные огненные шары на длинной цепи. При движении они оставляют за собой длинный шлейф огня. Именно поэтому реквизит и получил своё название. Огненными монстрами выглядят огненные куб и икосаэдр. В этих фигурах поджигают все грани, кроме одной – той, за которую их держат файерщики.

– Мне больше всего нравится работать с шестами, – говорит Константин (Delacrua). – Они могут быть одиночными или двойными. С ними можно делать множество элементов. Но самое сложное, на мой взгляд, это жонглирование шестами.



Константин родом из Смоленска, не так давно отправился покорять вершины файер-искусства в Санкт-Петербург, а затем в столицу. Сейчас 26-летний укротитель огня занимается файер-шоу профессионально. Успел поработать на самых масштабных площадках. И даже выступал для высокопоставленных заказчиков: на Новый год ездил устраивать шоу для главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова.
Кстати, Константин – инженер по образованию, раньше работал в сервисе, занимался ремонтом сотовых телефонов.
– Знания в области техники пришлись кстати, – рассказывает файерщик. – Я сам изготавливаю световое снаряжение для постановок.

Ещё одна столичная гостья – Анастасия сейчас доучивается на пиарщика и хореографа, кроме того, девушка является гримёром-хужожником и стилистом-парикмахером. Файерщиком она стала случайно: увидела на уличном концерте любимой группы, как девушка крутит пои.
– Приехала домой, сделала так называемые треники (тренировочные пои) из красивой тесьмы и шариков из фольги, – рассказывает Анастасия. – За день я научилась нескольким элементам. И уже через неделю вышла на улицу с горящими поями. Это невероятное ощущение – страх и восторг одновременно!

Сейчас девушка крутит пои, вееры и прочий огненный реквизит профессионально. И учит этому искусству несколько групп детей.
Что касается безопасности, файерщики убеждены: при чётком соблюдении правил безопасности, усиленных тренировках и включении здравого смысла опасаться серьёзных травм не стоит.
Кстати, по словам укротителей огня, это искусство помогает стать более ловким, разработать гибкость кистей рук.

Поднимите меня выше


Молодой человек по имени Алексей сидит на крыше припаркованного рядом автомобиля и приматывает к ботинкам скотчем ходули.
– Сначала они крепятся застёжками, а потом на скотч, чтобы нога плотно сидела, – поясняет Алексей.
Несмотря на то что ходулист ужасно боится высоты, желание стать выше аж на целый метр пересиливает страх.
– Я долго тренировался, поначалу было жутковато, ноги тряслись, – вспоминает Алексей. – Как ребёнок, заново учишься ходить. Но это того стоит!



Кстати, как и все элементы файершоу, ходули – штука небезопасная. Точнее, спотыкаться в них опасно. И если уж падать, то правильно – вперёд и набок, чтобы не получить травму позвоночника и не повредить голову. Для подстраховки существует специальное приспособление – трость ходулиста.

Горячая штучка


На первый взгляд может показаться, что файершоу – дело не женское. Но не тут-то было! 23-летняя смолянка Алина Никитина укрощает огонь уже почти семь лет. Девушка не только крутит пои, вееры и огромный куб, но ещё и огнём плюётся.
Тех, кто делает «файерболы», называют бризерами или файербольщиками.



– Набираешь в рот горючую жидкость, – делится Алина. – А дальше – сложная технология: жидкость во рту должна правильно циркулировать. Это целая наука.

Горючую смесь выплёвывают, разбрызгивая, чтобы капельки были как можно мельче. Дело это опять-таки небезопасное: нередко файербольщик остаётся без ресниц и бровей. Главное – соблюдать технику безопасности, учитывать направление и силу ветра, а также собственные движения.
Прежде чем притвориться драконом и выдать файербол, нужно натренироваться на воде или масле – оно больше всего подходит по консистенции.
– Люди, которые увлекаются файер-культурой, рождены с огнём в сердце, – убеждена Алина. – Говорят, можно бесконечно смотреть на пламя. У нас своя особенность: мы можем бесконечно крутить что-нибудь горящее. Но самое потрясающее чувство испытываешь, когда видишь, как блестят глаза зрителей и когда ощущаешь, что они в восторге от того, что ты делаешь.





Фото: Дмитрия ПРУДНИКОВА и Юлии ВЕСЕЛОВОЙ
Видео: Юлии ВЕСЕЛОВОЙ
Старое украшение на новый лад по-смоленски
Деревья могут стать памятниками