Ради внуков
Пятый год Александра Ивановна Борушко является опекуном своих внуков – Александры и Алексея. После того как её сын и невестка были лишены родительских прав, бабушка заменила внукам родителей. И её не может не волновать их будущее, поэтому уже сегодня она делает всё возможное, чтобы не остались они без крыши над головой, были хоть как-то материально обеспечены, когда вступят в самостоятельную жизнь.Ни минуты не сомневалась
Ради внуков Александра Ивановна пошла на всё. Родилась она в Хиславичском районе; закончив восемь классов, уехала учиться в строительное училище в Пушкин (Пушкинский район Санкт-Петербурга). Закончила его с отличием и поступила в индустриально-педагогический техникум. Четыре года проработала старшим инструктором отдела кадров в военно-морском институте в Пушкине, потом стала военнослужащей. У неё звание старшего мичмана, 30-летний стаж службы, ветеран Вооружённых сил России. В своё время вышла замуж, родила дочь и сына. Но брак не был удачным, после развода поднимала детей одна. Второй раз вышла замуж за капитана II ранга, когда дети уже выросли. В двухкомнатной квартире в Пушкине они жили с мужем, дочерью и внуком, а сын с женой и двумя детьми – в Хиславичах.
Мама Александры Ивановны проживала в деревне, которая вымирала, там уже почти не оставалось жителей. И тогда дочь купила для неё двухкомнатную квартиру в Хиславичах, чтобы хоть на старости лет та пожила со всеми коммунальными удобствами. В этой же квартире поселился и сын со своей семьёй. В трудные времена, когда не было работы, он уехал на заработки в Москву. С этого и начался развал семьи. Жена связалась с дурной компанией, стала пить, вела аморальный образ жизни и переехала жить с детьми в двухкомнатную квартиру своей матери в деревне Корзово, что совсем рядом с Хиславичами. После этого и сын запил, нигде не работал. Александра Ивановна забрала внуков в Санкт-Петербург. Тогда Алексею не было двух лет, а Александра на два года старше брата. Бабушка ещё трудилась, чтобы заработать вторую пенсию (это у военнослужащих), и нанимала для детей няню. Невестка приехала и забрала Алексея, но образ жизни продолжала вести прежний. О ребёнке не заботилась, он голодал. И соседи обратились в органы опеки – надо было спасать мальчишку. С невесткой Александры Ивановны не меньше двух лет работали представители органов опеки, пытаясь сохранить кровную семью, но она продолжала жизнь в пьяном угаре… На суд по лишению родительских прав не явилась ни разу, и решение было вынесено заочное. Детей изъяли, девочку определили в социальный центр «Теремок», мальчика – в больницу. Быть опекуном предложили бабушке – Александре Ивановне. Она ни минуты не сомневалась.
Из Санкт-Петербурга в Хиславичи
Рухнула её личная жизнь, развелась с мужем – ведь ей пришлось уехать из Санкт-Петербурга в Хиславичи. Кто ж поедет из столицы в провинцию? Уедет только любящий, какой и была Александра Ивановна. Детей любила, отдать своих кровиночек в интернат не помышляла. Её мать к тому времени умерла, а поскольку квартира была приобретена в браке, то бывший муж отказался прописать в ней детей. Александра Ивановна прописала их временно, на это она имела право. Все свои сбережения потратила на ремонт хиславичской квартиры. Отделала её как игрушку. Поменяла окна, двери, полы, установила душевую кабину. Горячей воды в доме не было, но поставила бойлер – теперь плещись сколько хочешь. Мебель тоже вся новая, кухня оборудована необходимой техникой. Для Александры, которая нынче идёт во второй класс, и первоклашки Алексея есть всё для занятий. До этого был ноутбук, но бабушка решила, что нужен второй компьютер, раз теперь будет двое школьников. В квартире красиво, удобно, современно, чтобы внуки не чувствовали себя изгоями, жили в хороших условиях.
– Правда, сосед сверху с 2010 года семь раз заливал меня, – рассказывает Александра Ивановна. – Управы на него не найду. Обидно, что я столько средств вложила, старалась, но обои в кухне отваливаются. Только заново всё сделаю – опять зальёт. Говорит, что он здесь ни при чём. У него квартира отделана под евро, все трубы спрятаны, а в акте от 26 апреля этого года выявлено, что от его квартиры идут протечки.
На материнский капитал
Александре Ивановне 59 лет. Женщина она энергичная; пока здоровья и сил хватает, хочет обеспечить внукам будущее. Кто знает, как дальше со здоровьем будет, надо успеть. Ей первой и единственной в Хиславичском районе разрешили воспользоваться материнским капиталом – чуть больше 412 тысяч рублей. Дело в том, что Алексей родился до того, как приняли областной закон о материнском капитале. И ей выплатили только федеральные средства. Она купила в собственность внукам в Хиславичах дом, без удобств, старенький, но какой смогла на эти деньги. Взяла сначала один кредит в банке на его реконструкцию, потом другой, так как не хватило средств на доведение дома до ума. Сейчас наняла рабочих, и они перестраивают жильё. Намерена уговорить бывшего мужа, чтобы он не делил квартиру в Хиславичах, в которой она живёт с внуками. Хочет сделать что-то вроде родственного обмена, чтобы у внуков в собственности осталась эта благоустроенная, отделанная двухкомнатная квартира, а на себя оформить купленный старенький домишко.
Может, у кого-то возникнет вопрос: а почему в Санкт-Петербурге не осталась, не забрала детей туда?
– Там площадь квартиры небольшая, не позволили бы детей в такие условия взять, – говорит она. – Если бы разрешили, зачем мне на старости лет рушить всю свою жизнь и переезжать из такого города в Хиславичи? Но теперь я привыкла, только бы детям было хорошо.
За Алексеем и Александрой официально закреплено жилье в муниципальной двухкомнатной квартире трёхэтажного дома в деревне Корзово. Опекун хочет, чтобы его привели в порядок, боится, что когда дети подрастут, оно станет непригодным. В квартире сняли батареи отопления, отключили свет и воду за неоплату коммунальных услуг. Мать детей, по словам соседки, появляется здесь раз в полгода – и начинаются пьяные компании, шум, веселье. В квартиру попасть не удалось – мать, лишённая родительских прав, отсутствовала. И где она, никто не знает. Но видно, что балконная дверь забита фанерой, стекло давно выбито. А внутри, говорят, ужас. Александру Ивановну успокаивают: мол, трёхэтажный дом-то не разрушится, а квартиру к восемнадцатилетию детей приведут в порядок! Но она не знает, что будет с ней, когда внуки станут совершеннолетними, и хочет успеть что-то сделать: приватизировать квартиру, выделить положенные доли внукам, как-то разделиться с их непутёвой мамой. Чтобы внуки знали: вот это, это и это принадлежит им.
– Может, учиться в Смоленске будут, – рассуждает бабушка. – Тогда смогут продать всё, что у них будет, и купить жильё в Смоленске. Им ведь рассчитывать не на кого в будущем, поддержки ждать не от кого. Пока я жива – я их защищу, а что дальше? Меня этот вопрос больше всего волнует, ночами спать не даёт.
Надеется на помощь
Александра и Алексей очень привязаны к бабушке, всегда с ней. У Александры Ивановны характер такой, что за внуков своих она готова конфликтовать, только бы не дать их в обиду. Не всем нравится, что она так настойчиво защищает права детей на жильё, ходит по инстанциям, пытаясь привлечь к ответственности соседа, который её заливает. А сосед, видно, из обеспеченных, имеющих вес в районе. Трудно с таким тягаться. Так помогите! Семь потопов в квартире пережить – это же чего-то стоит! Алексею нынче идти в первый класс, но он чуть опоздает в школу, как и его сестрёнка. По линии соцзащиты им выделили путёвки, поедут в санаторий к морю. Александра Ивановна не отрицает, что помощь от органов опеки есть, идут навстречу в решении многих возникающих проблем. Хвалит работников за отзывчивость, доброжелательность. Надеется, что и с соседом помогут разрешить конфликт, и с закреплённым за детьми жильём вопрос решится.
КОММЕНТАРИИ
Лилия ОСИПЕНКОВА, ведущий специалист сектора по опеке и попечительству отдела образования и молодёжной политики администрации Хиславичского района:
– Александра Ивановна БОРУШКО – хороший опекун, любит детей и всё для них делает. Они всегда красиво одеты, ухоженны. К новому учебному году вручили ей сертификат на канцелярские товары – теперь в семье двое школьников. Но как решится вопрос с закреплённым за детьми жильём в деревне Корзово, где прописана мать, лишённая родительских прав, не знаю. Когда детям будет восемнадцать лет и встанет вопрос о невозможности проживания с матерью, это будет решаться уже в судебном порядке. Сейчас за сохранность жилья несёт ответственность глава Корзовского сельского поселения.
Владимир ЦЫГУРОВ, глава Корзовского сельского поселения:
– Необязательно ждать восемнадцатилетия детей. Можно рассмотреть различные варианты. Мать, лишённую родительских прав, тоже нельзя оставить без крыши над головой. Но эта квартира закреплена и за детьми. Поэтому возможна приватизация на три доли. Возможен муниципальный обмен, чтобы и у матери, и у детей было конкретное отдельное жильё. Будем что-то решать, я готов помогать опекуну.