Первосвятительский визит в Смоленск
31 августа – 1 сентября Смоленск посетил с Первосвятительским визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.В ходе визита Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Смоленской области А.В. Островским и руководителями проектов конкурса «Православная инициатива» от Смоленской епархии, выступил перед студентами высших учебных заведений области и принял участие в открытии Культурно-выставочного центра имени Тенишевых в Смоленске.
Встреча с губернатором
31 августа в Каминном зале Смоленского епархиального управления состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Смоленской области А.В. Островским. Во встрече принял участие епископ Смоленский и Вяземский Исидор.
Приветствуя Святейшего Патриарха, губернатор подчеркнул, что визит Предстоятеля проходит в особое для Смоленской области время – в дни, когда отмечаются 1150-летие основания Смоленска и 70-летие освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков.
В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Для меня Смоленск – это земля, с которой я связан вот уже 28 лет. Здесь я начал своё служение как правящий архиерей, начал еще в советское время, прошёл через трудные 1990-е годы, на моих глазах происходило возрождение церковной жизни в Смоленской области и в городе Смоленске. Поэтому могу совершенно ответственно сказать, что большая часть моей жизни как священника, как епископа, как архиерея Русской Церкви связана со Смоленском. 25 лет пребывания здесь невозможно ни забыть, ни заглушить какими-то новыми впечатлениями, которые, конечно, возникают в связи с Патриаршим служением, и поэтому особую теплоту чувствую в сердце, когда речь заходит о Смоленске.
Должен сказать, что за те 25 лет в Смоленске, несмотря на большие перемены, которые совершались в стране, в городе почти никаких перемен не происходило. Они, может быть, и происходили где-то, но увидеть их зримо, ощутить и сказать, что город развивается, было почти невозможно. И когда сегодня я проезжал по Большой Советской и увидел знакомое, но совершенно иное лицо возрождённого города, приведённого в порядок, то в глубине души своей очень и очень порадовался. Слава Богу, что древний героический Смоленск в преддверии своего юбилея обрёл второе рождение.
Знаю, что развивается церковная жизнь. Хотел бы сердечно Вас поблагодарить за Ваши усилия, в том числе и в диалоге с владыкой Исидором, который очень высоко ценит возможность взаимодействовать с областными властями для того, чтобы и дальше развивать церковную жизнь на древней Смоленщине.
Хотел бы в преддверии праздника сердечно поздравить Вас и в Вашем лице – всех смолян».
«Взаимодействие с епархией и лично с владыкой Исидором – это моя ежедневная работа», – отметил губернатор, рассказав Его Святейшеству о сотрудничестве государственных структур Смоленской области со Смоленской епархией.
Одним из направлений совместной деятельности епархии и областного руководства стала программа строительства новых храмов на окраинах Смоленска. По словам А.В. Островского, вскоре состоится общеобластное совещание с участием епископа Исидора и руководителей всех районов, посвящённое вопросам преподавания предмета «Основы православной культуры» в средней школе.
В дар Святейшему Патриарху Кириллу губернатор передал фотоальбом, посвящённый служению Его Святейшества на Смоленщине в качестве правящего архиерея.
Встреча со студентами
В этот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил Смоленский государственный университет, где была организована встреча Его Святейшества со студентами высших учебных заведений Смоленской области.
Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали у входа в университет ректор Смоленского государственного университета Е.В. Кодин и студенты.
Святейший Патриарх проследовал в актовый зал, где находились губернатор Смоленской области А.В. Островский, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Смоленский и Вяземский Исидор, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.
После краткого приветствия ректора Смоленского университета Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к студентам. Встреча транслировалась на экран, установленный во дворе университета.
В завершение встречи Святейший Владыка ответил на вопросы студентов.
В дар вузу Предстоятель Русской Церкви передал список Смоленской иконы Божией Матери.
Нужно иметь мужество сказать «нет»
Своё обращение к молодёжи Патриарх посвятил вечным ценностям, формирующим человеческую личность. Он, в частности, сказал:
«Мне хотелось бы сказать о том, что молодость – это особый возраст. С одной стороны, кипучая энергия, большое количество физических сил, всё хорошо, всё работает в организме правильно, человек читает без очков, слушает, слышит всё хорошо, у него мышцы, скелет передвигается, изгибается, танцует. Молодость не видит никаких преград, всё правильно, всё хорошо.
Иногда это чувство физического благополучия, особенно у людей сильных или красивых, вызывает не совсем правильную реакцию. Двигаясь по жизни на волне того, что ты имеешь, не думаешь о том, что в какой-то момент – а это непременно произойдёт – не таким будет подвижным позвоночник, не такими упругими мышцы, не таким гладким лицо, появятся морщины. И ведь это не признак надвигающейся смерти, это просто иной период жизни, когда будет больше ограниченности для человека, в том числе интеллектуальной ограниченности. Почему нужно учиться смолоду? Да потому, что иначе работает головной мозг, совсем иначе работает человеческая память, мы можем больше узнать, больше запомнить. Другими словами, молодость – это формирование личности, и интеллектуальное, и духовное, и эстетическое, и физическое.
А теперь хотел бы поговорить вот о чём. Ведь жить можно по-разному, и в молодости тоже. Про некоторых говорят: живёт, не приходя в сознание. Может быть, вы встречались с таким определением. Не приходит кто-то в сознание либо потому что всё время пьяный, либо под наркотиками, либо настолько человек управляем, настолько им легко манипулировать, что он не может выскочить за границы этих манипуляций, сознательных, бессознательных или просто продиктованных коммерческой выгодой.
Но ведь совершенно очевидно, что на современного человека обрушивается колоссальный информационный поток. Вы это знаете: через интернет, через другие электронные средства коммуникаций передаётся огромный поток информации. И вот возникает вопрос: а как себя вести перед лицом всего того, что обрушивается на человека, особенно в молодом возрасте?
Можно, конечно, всё это заглатывать, можно абсолютно некритически воспринимать всё, что предлагается, особенно если это, как говорят, «модно» или «круто». Все повторяют: круто, круто, круто. Что это значит – хорошо или плохо? Нет, это «круто». А что такое «круто», объясните мне, пожалуйста. Я человек из той эпохи, когда не было этого слова. Были слова «хорошо» или «плохо». «Круто» – это что? Можно сказать, что творческий поиск учёного – это «круто»? Никто об этом так не скажет. Можно сказать, что прекрасное произведение искусства, над которым писатель работал, его труд – это «круто»? Никто не скажет. Мы даём это определение другим явлениям, и чаще всего тем из них, которые оказывают на нас сильное влияние.
В конце концов, мы живём в обществе, и каждый человек находится под влиянием кого-то другого, под влиянием идей, под влиянием опять-таки эстетических вкусов, которые, в частности, и через моду передаются. Но возникает вопрос: а способен ли человек в современном обществе жить своим умом? Способен ли молодой человек критически оценивать информационный поток? Способен ли он, когда все говорят «круто», сказать: «Это совсем не круто, это пошло»?..
Развивая этот тезис, хотел бы сказать следующее: нужно иметь способность критически оценивать информацию, которая к вам приходит, нужно иметь мужество сказать «нет», даже когда большинство говорит «да». Собирается молодежь, идёт куда-нибудь, начинается пьянка и все пьют – «круто». А хватит ли мужества встать и сказать: «Я этого делать не буду, потому что это не круто, это совсем для меня не круто»? Повернуться и уйти из этой компании.
Я могу продолжать эти примеры. То же самое касается такой важной темы, как любовь. Любовь – это величайшее чувство, которое Бог вложил в человеческую природу. Любовь возвышает нас над этим природным миром, делает небожителями, потому что сам Бог есть Любовь. И когда человек имеет в сердце своем любовь, у него вырастают крылья. Но чувство-то какое удивительное. Оно ведь не запрограммировано на автоматическое присутствие на протяжении всей человеческой жизни, отнюдь. Любовь не запрограммирована. И если эту любовь расточать, если её растаптывать, если этой любви изменять, то она исчезает. А значит, крылья схлопываются, и не взлетишь к Божественной высоте.
И ведь опять-таки современная мода на общение, в том числе и между людьми, которые чувствуют симпатию друг к другу, часто сводится к тому, что каждый эксплуатирует другого не во имя любви, а во имя удовлетворения своего инстинкта. И если эти беспорядочные связи человек практикует в течение долгих лет, то он перестает быть способным любить. А потом спрашивают в недоумении: «Ну почему мне так не везёт в жизни? Ну почему? Вышла замуж – подонок, за второго – подонок». Или женился – плохо, снова женился – ещё хуже. В чём дело?
А дело в том, что если люди соединяются для совместной жизни, расточив потенциал любви, ничего не получится! И когда Церковь говорит: «Будьте осторожны, не играйте с этим великим чувством», она не старомодные вещи говорит, а вечную истину, которая от Бога пришла, а не от людей.
Поэтому я хотел бы всем вам пожелать сильной любви, которая очень вам поможет. Вы, несомненно, найдёте свою половинку, вы, несомненно, будете счастливы друг с другом в том случае, если вы этот потенциал великого чувства сами не разрушите. И когда вам кто-то говорит: «А это круто» – и подталкивает вас на поступок, который может этот потенциал любви разрушить, скажите: «Это не круто, а это пошло, это плебейство, это скотство. Я выше этого».
Эта жизненная позиция требует способности, готовности и внутренней силы сопротивляться внешним обстоятельствам. Очень важно, чтобы нашими жизнями не распоряжался кто-то другой. А сейчас это очень просто; и в прошлом было просто, но сейчас в особенности. Мы знаем, как интернет может на белое сказать «чёрное» и заставить людей верить в то, что это чёрное. Мы знаем, как формируется информационное пространство в интернете. Это совершенно не безобидная вещь... Поэтому я хотел бы вас всех призвать к тому, чтобы вы были критичны по отношению в том числе и к информации, которая приходит к вам через интернет. Другой не должен господствовать в вашей жизни, он не должен порабощать вашу волю, ваше сознание. Он не должен манипулировать вашей жизнью. Нужно всегда быть готовым сказать, что можно жить по-другому.
Действительно, ведь у каждого человека есть призвание. Бог так нас создал. У нас разные призвания, потому что у нас разные способности. Один может стать учёным, бизнесменом, политическим деятелем, государственным руководителем. Другой обретает себя в том, что он становится защитником Родины, врачом или хорошим работником. Третий работает в сельском хозяйстве и наслаждается гармонией жизни на лоне природы. У каждого есть своё призвание.
Очень важно это призвание почувствовать и защитить его, несмотря на многие влияния извне, когда говорят: «Не надо становиться инженером. Надо непременно стать менеджером, быстрее деньги заработаешь. Не надо становиться учёным. Что там всю жизнь просиживать? Нужно становиться банкиром».
Это не значит, что быть менеджером или банкиром плохо. Но это означает, что если все люди будут жить по этой моде, то в стране у нас не будет людей, способных ни науку двигать, ни страной управлять, ни производить материальные ценности, ни хлеб выращивать. Поэтому каждый должен найти сам своё призвание, к чему душа лежит, и развивать это призвание в соответствии со своим собственным взглядом на жизнь.
Мы встречаемся в преддверии замечательного празднования юбилея города Смоленска. Хотел бы несколько слов сказать об истории. Мы с вами не имели бы сейчас никаких отреставрированных памятников, никакой красоты в Смоленске, если бы разрушили прошлое. В нашей стране мы проходили через периоды, когда говорили: «Прошлое – это плохо, его нужно разрушить до основания, а потом построить новый мир».
Один раз в XX веке это сделали – отказались от истории, заявили, что никакой истории до 1917 года не существовало, что была одна только борьба классов. И в этой борьбе, конечно, всегда была одна хорошая сторона, а другая плохая. Мы знаем, как называли хорошую, как называли плохую. Истории не существовало. А если истории не существует, почему нужно охранять памятники? И вы знаете, что было разрушено абсолютное большинство памятников нашего прошлого только потому, что был отказ от истории.
Вот и сегодня нам иногда говорят: «А что в этой истории хорошего? А зачем знать эту историю? И вообще, какой может быть объективный взгляд на историю? Не существует объективного взгляда». Одни считают, что Советский Союз выиграл Великую Отечественную войну, а другие считают, что это совсем не так. Одни говорят, что власовцы – это предатели, а другие говорят, что это люди, которые боролись за свободную Россию. Сколько голов, столько и умов. А уж в истории тем более не может быть ничего общего, не может быть даже единого учебника по истории, потому что, мол, у каждого своё понимание истории.
Нет ничего более опасного, если вам предлагают этот релятивистский подход к истории – всё относительно. Это типично в духе философии постмодерна: «Всё относительно, нет никакой правды; для тебя герой – Александр Матросов, а для меня герой – генерал Власов». Если мы разрушаем историю таким подходом, мы становимся иванами, не помнящими родства, нами уж очень легко становится манипулировать.
Ценности приходят из прошлого. Мы говорим, что патриотизм – это ценность. И что мы делаем, чтобы доказать, что это ценность? Мы приводим примеры самозабвенного служения Родине из прошлого, как люди защищали свою страну, как они клали свою жизнь во имя других. Мы живём на этих примерах. Разрушение этого отношения к прошлому, перевод исторического комментария в сферу относительности являются очень опасными. Могут быть разные исследования и споры вокруг тех или иных событий. История – это живая наука, она не может быть догматизирована. Но очень важно сохранять целостное восприятие истории – так, как эта история сохраняется в народном сознании.
В Церкви вероучение, которое две тысячи лет существует, тоже ведь подвергалось различного рода попыткам внести ту или иную коррективу. Эти попытки были очень жестокими, потому что в своё время, особенно в первом тысячелетии, Церковь была единственной носительницей какой-то идеологии. Поэтому всякая борьба, в том числе и сепаратистские действия, в первую очередь опиралась на ту религиозную доктрину, которая не соответствовала церковной, для того чтобы поддержать ту или иную группу, не желавшую жить, например, в рамках Византийской империи.
И как Церковь выжила? Ведь чего только не было за эти две тысячи лет, сколько всяких ересей, расколов. Как она выжила? Есть такое понятие в Церкви – предание, или по латыни «традиция». Традиция – это передача ценностей. Это не передача прошлого во всём его объёме. Не помню, кажется, даже в этом зале, а может быть, в другой какой-то молодёжной аудитории я говорил о том, что из прошлого к нам приходит не только ценное, но и ненужное. Мусор в нашей квартире ведь тоже прошлое. Но никому же в голову не придёт сохранять мусор только потому, что он из прошлого. Значит, традиция, предание – это механизм, сохраняющий ценности. И благодаря этому сохранилось вероучение Церкви, потому что был критерий, на основании которого каждое последующее поколение людей оценивало – что есть истина, а что привносимая ложь.
В таком ключе, я думаю, должен формироваться наш комментарий к нашей истории и вообще к истории. Должно быть понимание народом своей истории. Это не пустые слова, потому что это есть часть культуры, часть национального самосознания. И если со ссылкой на плюрализм мнений мы разрушаем наше национальное самосознание, то у нас нет будущего...
Сегодня тоже совершаются битвы – слава Богу, пока в отношении нашей страны не на поле брани. Хотя, как вы знаете из новостей, и на поле брани сегодня страшные битвы. Но нельзя сказать, что мы живём в абсолютно мирной среде. И сегодня происходят битвы, которые проходят без грохота пушек, а враг, который нам угрожает, не пересекает наши границы явно. Но мы все вовлечены в то, что в православной традиции называется «невидимой бранью».
Каждый сегодня участвует в этой брани. Нам предлагают хаос, но мы не должны покупаться на эти рекомендации и участвовать в создании хаоса. Мы видим, к чему хаос привёл на Ближнем Востоке, в арабских странах. Хаос – это средство борьбы, в том числе и со страной, изнутри. И когда нам предлагают участвовать в хаосе, выдвигая различные объяснения и различную мотивацию, мы должны помнить, что хаос – это национальная катастрофа.
Нам предлагают грех, разрушение моральных устоев. Нужно помнить, что разрушение морали означает разрушение личности. Личность перестаёт быть целостной, а значит, она становится слабой, значит, бери голыми руками такого человека. Всё внутренне связано в человеке, в человеческой личности, и чрезвычайно важно понимать, что нет большого и малого – даже наши маленькие грехи и маленькие слабости могут подтачивать целостность нашей личности.
Хотя война, о которой я говорю, невидима, наш народ несёт в ней тяжёлые потери уже сейчас. Я не говорю только о пьянстве, о наркомании, которая тоже пришла извне, но я говорю о чудовищном увеличении количества абортов, разводов. Это сотни тысяч потерянных жизней. Мы были бы другой страной, если бы у нас не было такого большого количества абортов и такого процента разводов – в среднем 70 процентов разводов от числа заключённых браков. Я недавно посмотрел статистику по Москве – это ужасно. А что такое развод? Это крушение жизни. И хотя иногда, что называется, пытаются надуть щёки те, кто разводится, мол, найду другого или другую найду, на самом деле это трагедия. Следствие развода – дети-сироты при живых родителях. Тот же фактор разводов влияет и на количество абортов. Поэтому мы несём потери. И эти потери, к сожалению, сегодня сильно отражаются и на нашей экономике, и на нашей культурной жизни, и просто не дают нам возможности освоить все наши необъятные просторы.
Обычно, когда затрагивают тему освоения, я говорю о Сибири, Дальнем Востоке. Мне приходится путешествовать по тем краям, я вижу эти колоссальные просторы, где никто не живёт или живёт так мало людей, что становится страшно. Но сегодня мы летели сюда, на Смоленщину, я смотрел в иллюминатор и спрашивал себя: не Сибирь ли это? Огромные просторы. Нет дорог, нет населённых пунктов, нет полей – это тайга в двухстах километрах от Москвы. А почему это происходит? Потому что людей нет.
Все эти исторические эксперименты со страной, все эти революции, гражданские войны привели к тому, что сейчас, когда действительно страна обрастает мышцами, когда появляются финансовые, административные, технологические возможности, людей нет.
Можно себе было представить в прошлом, после войны, когда надо было поднять из руин страну, чтобы приглашали работников из-за границы? А сегодня эта тема становится уже архиопасной для страны. С одной стороны, не можем без них. С другой стороны, понимаем, что теряем собственную идентичность. А корень проблем в чём? В морали, в целостности человеческой личности. Если человек целостный, у него будет брак, семья, дети. Нужно, чтобы в каждой семье было не меньше трёх детей. Вот тогда мы ещё как-то сможем выкарабкаться. Но сегодня это очень тяжело, и не только потому что денег мало у кого-то, всё-таки их становится больше, но потому что люди психологически не готовы взять на себя подвиг воспитания детей, а это опять тема морали и убеждений.
Завершая это выступление, я хотел бы ещё раз всех вас сердечно приветствовать и с юбилеем города, и с большими добрыми переменами, которые происходят и в городе, и в университете, пожелать вам помощи Божией, крепкой любви, сильного нравственного чувства, внутренней свободы от давления внешних обстоятельств, способности самостоятельно идти по жизни и сопротивляться даже мнению большинства, когда это мнение разрушает ваши представления о самом святом и заветном. Глубоко убеждён в том, что тогда мы способны будем построить сильное, жизнеспособное общество, мы будем способны прославить Отечество своё».
Православная инициатива
Патриарх Кирилл встретился с региональными координаторами и руководителями проектов, которые стали победителями грантового конкурса «Православная инициатива».
Во встрече участвовали губернатор Смоленской области А.В. Островский и епископ Смоленский и Вяземский Исидор.
Приветствуя собравшихся, Святейший Патриарх Кирилл отметил, что конкурс «Православная инициатива» является хорошим примером взаимодействия церковных и светских организаций в деле осуществления социальных программ.
Святейший Патриарх Кирилл сообщил, что в ходе недавней беседы с исполнительным директором Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви С.В. Кириенко обсуждался вопрос о развитии конкурсной деятельности на местах. По предложению Его Святейшества, в ходе Первосвятительских поездок в епархии будут проходить встречи региональных координаторов конкурса со Святейшим Патриархом. Первым подобным мероприятием и стала данная встреча в Смоленске.
Епископ Смоленский и Вяземский Исидор и координатор конкурса от Смоленской епархии благочинный Смоленского округа протоиерей Павел Петровский рассказали Его Святейшеству об участии Смоленской епархии в конкурсе.
Затем Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с некоторыми проектами и осмотрел стенды конкурсантов. Были представлены следующие проекты:
«Алтарь надежды» (организация православной добровольческой службы), представила Е.А. Костикова, старшая медицинская сестра Батуринского дома-интерната для престарелых и инвалидов;
«Здоровый ребёнок» (оздоровление воспитанниц детского дома через организацию занятий спортом в спортивном зале и на свежем воздухе, занятий с хореографом, сеансов лечебного массажа для воспитанниц), представила игумения Николая (Саттерова), настоятельница Троицкого монастыря г. Смоленска, директор Православного детского дома;
«Под крылом милосердия» (оказание патронажной помощи на дому престарелым и тяжелобольным людям), представила Е.Г. Элькинд, председатель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Смоленской епархии;
«Сильные духом» (поддержка несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом), представила С.А. Панченкова, директор православного центра «Исток», заместитель благочинного Вяземского благочиния по социальным вопросам;
«На земле Патриарха» (проект направлен на развитие телестудии Смоленской епархии), представил В.И. Артёменко, директор телестудии «Святой Меркурий».
«Низпослати на отроков сих дух премудрости и разума»
1 сентября, в праздник Собора Московских святых и Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска.
На богослужении присутствовали губернатор Смоленской области А.В. Островский, и. о. председателя Смоленской областной Думы Н.Н. Мартынов, главный федеральный инспектор по Смоленской области О.В. Окунева, глава города Смоленска Е.А. Павлов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители руководства Смоленской области и города Смоленска, главы районов и муниципальных образований.
Среди молившихся были учащиеся высших и средних учебных заведений области, гимназии и семинарии Смоленской епархии, жители Смоленска и паломники.
Богослужение транслировалось на экраны, установленные на площади перед собором и центральной улице Смоленска.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин молебного пения при начатии учения отроков.
Перед молебном Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:
«Сегодня, 1 сентября, – начало учебного года. В этом году оно совпало с воскресным днём, и сейчас, после этой торжественной Литургии в память 1150-летия основания города Смоленска, мы совершим молебен перед началом учения.
Мы помолимся о наших детях, о нашей молодёжи, о школьниках, о тех, кто учится в специальных учебных заведениях, институтах и университетах. Мы помолимся об их преподавателях, наставниках, профессорах. Мы помолимся о всех тех, кто трудится сегодня для получения знаний, чтобы завтра послужить Отечеству нашему.
И молитва наша должна быть сильной, искренней. Во-первых, каждый из учащихся и учащих должен молиться о самом себе, о своём коллективе, о своём деле. А мы все вместе должны поддержать тех, кто начинает новый учебный год, чтобы Господь приклонил милость к нашей молодёжи, к нашим детям; чтобы Он оградил их от искушений, от соблазнов, разлагающих не только человеческую душу, но и человеческое общество; чтобы Он помог им полюбить Бога, Отечество своё; чтобы Он помог им быть открытыми и дружелюбными к своим товарищам, коллегам; чтобы Он научил их великой мудрости жизни, которая заключается в том, что давать более угодно Богу, чем принимать (см. Деян. 20:35); чтобы люди были добрыми, способными разделять с другими свои материальные, интеллектуальные, духовные ресурсы, с тем чтобы восполнялась силой сильных немощь слабых, чтобы была справедливость и доброе сотрудничество всех, кто сегодня вступает на путь учения, кто продолжает этот путь и кто завтра выйдет в самостоятельную жизнь. Помолимся об учащих и учащихся Отечества нашего. Аминь».
По окончании молебного пения от лица духовенства и мирян Смоленской епархии Предстоятеля приветствовал епископ Исидор, который преподнёс Его Святейшеству сувенирную тарелку с изображениями Успенского собора, святых Меркурия и Авраамия Смоленских.
Поблагодарив епископа Исидора за труды, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил смоленскому архипастырю памятную панагию. В дар собору Святейший Владыка передал икону Божией Матери «Достойно есть» со Святой Горы Афон. Верующим были розданы образки с изображением Донской иконы Божией Матери с Патриаршим благословением.
Затем Святейший Патриарх Кирилл проследовал к Богоявленскому собору. С балкона храма Первосвятитель обратился со словом к пастве, собравшейся у подножия холма, на котором расположены Успенский и Богоявленский соборы.
В стенах Богоявленского собора Святейший Владыка вручил группе смолян высокие церковные награды. В частности, в благословение за чадолюбие и жертвенное материнское служение многодетным матерям В.Н. Никитенковой, Н.Н. Храпаковой, И.А. Гильфановой, М.С. Семкович, А.Н. Астапене, Г.Л. Гладковой, Е.Ю. Калининой, О.В. Командирчик, М.Г. Комаровой, А.А. Кукурчук, Е.Н. Павлишовой, А.М. Долусовой, О.В. Коржаковой и М.А. Федоровой были вручены Патриаршие знаки материнства II степени.
В Центре имени Тенишевых
31 августа Патриарх Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия в Смоленске Культурно-выставочного центра имени князей Тенишевых. Центр расположен рядом с Вознесенским женским монастырём – православной святыней Смоленщины.
Святейшего Патриарха Кирилла, губернатора Смоленской области А.В. Островского и епископа Смоленского и Вяземского Исидора встречали у здания центра его сотрудники.
Под звон колоколов Вознесенского монастыря и многолетие в исполнении народного ансамбля «Славяне» Предстоятель Русской Православной Церкви и сопровождающие лица проследовали к главному входу здания. Святейший Владыка, губернатор области и правящий архиерей Смоленской епархии перерезали символическую ленточку перед входом в культурно-выставочный центр.
Затем Святейший Патриарх осмотрел выставку работ Союза фотохудожников Смоленска «Дыхание времени», посвящённую 1150-летию первого летописного упоминания города Смоленска, а также экспозицию «Русь православная», посвящённую 1025-летию Крещения Руси.
Предстоятель Русской Церкви осуществил гашение конвертов, выпущенных к 1150-летию Смоленска. Святейший Патриарх поставил подпись и оттиск специального штемпеля на трёх конвертах с юбилейной символикой.
«Милейший город Смоленск»
Визит был приурочен к юбилею Смоленска. О городе Святейший Патриарх говорил с особой теплотой и сердечностью. Вот подборка его высказываний о Смоленске:
«Наблюдение за тем, как преобразился центр Смоленска, привело меня к мысли поделиться с вами своими мыслями, чувствами и своим пониманием этого. Дай Бог, чтобы это пространство духовного, материального, эстетического благополучия расширялось, чтобы в рамки этого пространства входило всё больше и больше людей, земель, домов, дорог, полей, лесов. Мы должны сделать нашу страну прекрасной. И то, что этот процесс, несомненно, сегодня существует, мы должны очень ценить. Ещё раз хочу сказать, что всё это имеет не только материальное значение. Это не просто признаки материального благополучия. Мы формируем такую среду обитания, которая влияет на формирование духовной сущности человека, а также его убеждений, его ценностной ориентации...
Снова хотел бы сказать несколько слов о Смоленске. Город совершенно особенный, о нём говорится в «Повести временных лет», древний город. Он сейчас на стыке трёх стран: Российской Федерации, Белоруссии, Украины – все рядом. И в прошлом, действительно, это место имело огромное значение в жизни восточных славян. Смоленск, правда, переходил из одного владения в другое, но он был на стыке, он организовывал в каком-то смысле это культурное пространство. Смоленск играл особую роль в том числе и потому, что это был центральный город на пути из варяг в греки.
Пример Смоленска должен нам очень многое подсказать. Мы живём с вами в многонациональном государстве, среди нас появляются люди разных религиозных убеждений. Через всё это проходили жители Смоленска, потому что по этой водной глади из варяг в греки, из греков в варяги переезжали многие люди. И Смоленск, оставаясь русским православным городом, умел поддерживать эту многокультурную реальность, гранича со всеми. Мы должны учиться жить, конечно, в многонациональном государстве, оставаясь самими собой. Никто не требует отказа от наших убеждений. Более того, если кто-то, оперируя тем фактом, что мы многонациональное государство, будет требовать отказа от наших убеждений, измены нашей идентичности, такого человека не надо слушать. Но, оставаясь русскими людьми со своей традицией, россиянами с нашей многонациональной традицией, мы должны одновременно уметь строить отношения с другими.
Нужно затронуть такую тему, как героизм Смоленска, видевшего войска Батыя, Витовта, Сигизмунда, Наполеона, Гитлера. И ведь всякий раз речь шла о том, быть или не быть, это были не шутки. Через Смоленск проходили чужие полки, неся опасность разрушения не только Смоленской земле, а всей России. И как это замечательно увязывается с тем, о чем мы только что говорили: Смоленск был чувствителен к разным культурам и к разным народам, и одновременно – какая сила патриотизма, верность долгу и способность защищать себя и страну...»
А ещё, отвечая на вопрос студентов, какое место в городе для него особенно памятно, Святейший ответил, что это – потрясающий вид, который открывается на город со стороны въезда с Минского шоссе:
«Когда я, будучи митрополитом Смоленским, подъезжал к Смоленску, то всякий раз, когда машина сворачивала с Минского шоссе и из-за поворота открывался вид на город с Успенским кафедральным собором, я произносил одну и ту же фразу. Я говорил: «Милейший город Смоленск».
И духовная, и культурная составляющие жизни города, и даже эта неторопливость, отсутствие надрывной модернизации, которая часто напрягает нервы, создаёт новые противоречия…
Действительно, край поэтов-воинов, как кто-то сказал, мир особый – вся Смоленщина, начиная от пейзажей, таких скромных, лирических, мягких, до деревень, районных центров, каждый из которых я хорошо знаю...
Всегда с радостью я посещал эти районные центры, приезжал в деревни, встречался с народом деревенским, ходил по этим избушкам, служил в деревенских храмах... Всё это близко моему сердцу, и опыт моей жизни в Смоленске очень помогает мне сегодня решать те задачи, которые стоят передо мной как Патриархом».
Фото: Дмитрия ПРУДНИКОВА