Шагнувшие в бессмертие
На траве в ряд лежат проржавевшие каски. Небольшие ящики, обшитые красной тканью. Они вместили всё, что осталось от солдат Великой Отечественной. Почти семьдесят лет пролежали они в духовщинской земле – пропавшие без вести, оплаканные родными.«Те, кто приняли смертный бой, стали просто землёй, травой…» Но память об их подвиге продолжает жить благодаря работе поисковых отрядов, которые каждый год приезжают на Смоленщину. В минувшие выходные в Духовщинском районе завершилась очередная Вахта памяти.
Поиск и учёба
В этом году близ небольшой деревеньки Троицкое под Духовщиной раскинулось настоящее поисковое государство. Сюда съехались почти 700 человек из 21 региона России и трёх областей Белоруссии – в общей сложности 70 поисковых отрядов.
– Пятнадцатый год подряд мы проводим международную учебно-тренировочную вахту, – рассказывает директор областного центра героико-патриотического воспитания «Долг» Нина КУЛИКОВСКИХ. – На такой вахте наша задача не только найти погибших солдат, но и подготовить новых бойцов и командиров поисковых отрядов. Вот, к примеру, отряд из Мордовии. Командир очень опытный, но 32 человека впервые на вахте памяти.
Наша задача – научить их всему необходимому.
Помимо непосредственно полевой работы, на вахте предусмотрена большая программа по патриотическому воспитанию. На теоретических занятиях начинающим поисковикам преподают основы выживания в экстремальных условиях, туристические навыки, основы медицинских знаний, проводят исторический экскурс и многое другое. Кроме того, в течение Вахты памяти проходит множество творческих конкурсов и состязаний. Это помогает ребятам раскрыть свои таланты и проявить различные умения и навыки. И, конечно же, любая вахта – это новые знакомства, общение и обмен опытом в неформальной обстановке.
«Никогда не брошу это дело»
Учебно-тренировочные вахты помогают новичкам понять, будут ли они продолжать поисковую деятельность. Естественно, остаются не все. Копать землю, натирать мозоли, жить в палатке вдали от цивилизации – понятно, что находиться в полевых условиях под силу не каждому. «Но даже если не все участники вахты останутся в поисковом движении, эти дни не пройдут для них бесследно, – считает Нина Германовна. – Недаром же родители, которые привозят сюда своих детей, замечают, как они меняются – на глазах становятся более серьёзными, ответственными, самостоятельными. В этом и состоит ещё одна важная задача вахт памяти».
Но те, кто находит себя в поисковом движении, как правило, уже не расстаются с этим нелёгким делом.
– В поисковики меня, можно сказать, привела семейная история, – признаётся боец поискового отряда «Алтай» из Алтайского края Иван Чайка. – Имя мне дали в честь прадеда Ивана Алексеевича, который погиб в годы войны на территории Смоленщины, в районе Сычёвки. Мой отец начинал его поиски, будучи ещё ребёнком, но только в 2000 году удалось установить примерное место гибели нашего дедушки. В 2006-м нам удалось побывать там. Тогда мы нашли четверых советских солдат. Личности их установить не удалось, но кто знает – может быть, среди них был и дедушка…
С тех пор Иван постоянно занимается поисковой работой. Для него это уже пятая Вахта памяти, а учебно-тренировочная – вторая по счёту. Примечательно, что все они проходили на территории Смоленской области, поскольку его отряд работает именно там, где воевали алтайские дивизии.
– Очень хорошо помню первого поднятого бойца, – вспоминает молодой человек. – Мне тогда было шестнадцать. Солдат был безымянный, одиночный, мы подняли его из земли в районе села Аристово Сычёвского района. Первые десять минут на раскопе я просто молчал. Ничего не мог понять… Потом отец передал мне кости, чтобы я положил их в мешок. Я ошарашенно смотрел на них и пытался представить человека, которому они принадлежали. Кому-то он, наверное, был отцом, кому-то – братом и сыном. Его любили и ждали с войны… С того момента я понял, почему так важна работа поисковиков, и решил, что никогда не брошу это дело.
От раскопа до погоста
На нынешней вахте в Духовщинском районе поисковики подняли из земли 263 солдата. Как это часто бывает, большинство из них не опознаны. Но имёна одиннадцати человек всё же удалось установить – полностью или частично. Среди них уроженцы Архангельской, Новгородской, Ростовской областей, Республики Татарстан, Алтайского края.
– У себя в Алтайском крае мы постоянно ищем родственников наших солдат, – отмечает командир поискового отряда «Алтай» Николай Чайка. – Иногда на поиск уходит полчаса, а иногда и долгие годы. Нам уже удалось отыскать родственников двоих бойцов, найденных близ села Троицкое. Например, у Якова Уваровича Худякова есть два сына в городе Бийске. Мы доставим туда останки их отца и ещё одного солдата. Родственники уже знают, что мы получили этот груз, и очень волнуются. Через несколько дней мы выполним миссию, которую поисковики между собой называют «От раскопа до погоста»: это значит, что бойцы наконец упокоятся в родной земле.
На церемонии закрытия вахты воинов, чьи имена удалось опознать, посмертно наградили медалями «Шагнувшие в бессмертие». Теперь награды вместе с останками воинов передадут родственникам.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
На церемонии закрытия вахты побывал губернатор области Алексей ОСТРОВСКИЙ. Он зашёл в лагерь поисковиков, осмотрел находки, сделанные на раскопах, и пообщался с бойцами поисковых отрядов.
– В далёкие девяностые я и сам был участником поискового движения: мы искали погибших солдат в Калужской области, – рассказал губернатор. – А буквально год назад с помощью поискового движения и центра «Долг», который возглавляет мой советник Нина Германовна Куликовских, я смог найти следы своего без вести пропавшего деда. Он четыре раза был в плену, четыре раза бежал и потом пропал. Благодаря поисковикам я смог найти данные о нём – карточки, документы. Отмечу, что региональные власти стараются всячески поддерживать поисковое движение, мы будем делать это и в дальнейшем. Низкий поклон вам, поисковики, от меня, администрации области и всех смолян за работу, которую вы ведёте в этих лесах, отдавая дань памяти тем, кто лежит в смоленской земле.
Фото: Юлии ШОРОХОВОЙ