Барак в кольце четырёх элиток
Двухэтажный восьмиквартирный барак на ул. Колхозной, 14, в Смоленске оказался в таком неожиданном интерьере, что напоминает кадры из фильма ужасов. От двора ничего не осталось. Обшарпанный до немыслимых пределов дом оказался в кольце четырёх десятиэтажных элитных домов.Тут стоят престижные машины, расположены игровые площадки, а у жильцов барака условия жизни только ухудшились. Была площадка для игры в волейбол, футбол, хозяйственные постройки – всё снесено застройщиком, ООО ФПК «Мегаполис», который пришёл сюда в 2005 году строить многоэтажки, облагораживать этот прекрасный по месторасположению земельный участок. Облагородили! Теперь даже жителям новых домов стыдно за такое соседство, они сочувствуют барачным людям и говорят, что подпишут письмо в их защиту.
Как допустили такое?
Дом построен в 1953 году на довоенном фундаменте. Квартир всего восемь, и они коммунальные – 23 квартиросъёмщика. То, что люди в наше время живут в таких условиях, конечно, ужасно, но казалось, пришли лучшие времена. Ведь «Мегаполис» появился здесь не случайно: земля выделена, чтобы на ней строить новое жильё и расселить имеющиеся бараки.
Началось всё в 2005 году, – рассказывает Ирина Михайловна Бордукова. – У меня шестеро сыновей, тогда они были несовершеннолетними, а сейчас самому младшему – восемнадцать. И вот мы, как многодетная семья, долгие годы ждали, что выедем из двух маленьких коммунальных комнаток, но наши ожидания оказались тщетными. Есть ещё одна многодетная семья, где дети стали совершеннолетними за время застройки. А в другой семье дети ещё не успели вырасти, но при таком отношении к нам, наверное, и они станут совершеннолетними в этом бараке. В доме проживают два ребёнка-инвалида. Но я уже думаю, не трогали бы наш двор вообще, не обещали бы переселения. Жили бы как жили, а то хватили мы лиха за восемь лет сплошной стройки под окнами. У меня в комнате потолок обвалился – и прямо на компьютер. Дети говорили, мол, надо пожаловаться. А зачем? Что им компьютер, если с двором такое сделали и никому нет дела.
– Нас обнесли со всех сторон десятиэтажками, – говорит Елена Николаевна Дрегвене. – Четыре десятиэтажных дома: на Юннатов, 10, 12, на Матросова, 7, 9. А наш домик внутри. В пяти метрах от угла нашего дома шла стройка. За восемь лет месили грязь ногами, канавы такие были, что детей на улицу не отправишь погулять – опасно. Стрела крана ходила прямо над нашим бараком, опасно было каждый день, но мы терпели, потому что нам всё время говорили: «Вас снесут, даже и не думайте о другом». Мы надеялись, ждали, верили словам авторитетных людей.
– А теперь они построили свой мегаполис, и остался маленький клочок земли, занятый нашим домом. В целом в четырёх небоскрёбах не меньше 500 квартир построено, но не нашлось таких, в которые нас переселить! – высказывает своё мнение Екатерина Викторовна Ильичова. – А теперь на этом участке, если наш дом снести, ничего и построить нельзя. И мы совершенно неинтересны стали застройщику. Как ни старайся, а на такое маленькое место не всунуть десятиэтажку, даже с одним подъездом. Ну как такое могли допустить?
Обещания надо выполнять
В своё время каждый из квартиросъёмщиков барака получил письма от ООО ФПК «Мегапролис» такого содержания: «Просим вас прибыть в офис компании по адресу: г. Смоленск, пер. Юннатов, 12, для подтверждения или отказа на переселение в другое помещение». Все прибыли, но дальше дело продвигалось чрезвычайно медленно. На сегодняшний день только две семьи переселены, и далеко не в лучшие условия.
Ещё трём семьям предлагали жильё. Больше никому. Елена Николаевна Дрегвене – одна из тех, кому предлагали переезд. За годы, что «Мегаполис» здесь строит, у неё одна дочь стала совершеннолетней, у той уже своих двое детей, а младшим детям Елены Николаевны – четырнадцать и два с половиной года.
– Мне предлагали квартиру на Витебском шоссе в семи метрах от кладбища, – рассказывает она. – Нет школы, нет детского сада, а на кладбище нам пока рановато. Я не согласилась. Специально делают такие предложения, чтобы люди отказались. Но теперь застройщик понял, что лучше нас и вообще не расселять. Хотят повесить расселение нашего дома на администрацию города Смоленска. «Мегаполис» предпринимает все меры, чтобы признать через суд наш дом аварийным. Но если он стал аварийным, то это из-за действий застройщика, который строил четыре высотки в такой близости от старого барака. Вся надежда у нас на то, что администрация города Смоленска разберётся и заставит застройщика выполнить свои обязательства. Вот дом по Матросова, 7, готов, жильцы живут, но он не сдан в эксплуатацию. Когда мы были в администрации Смоленска, нам твёрдо сказали: «Новый дом не примут, пока не расселят вас и не снесут этот барак».
Ответы жильцам
Они обнадёживают. Администрация города Смоленска настроена серьёзно и, судя по ответам, не намерена идти на поводу у застройщика, который хочет бросить барак с его обитателями посреди новых небоскрёбов!
Татьяна ПЕТРОВА, начальник жилищного управления администрации города Смоленска: «В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ администрацией города Смоленска выдано ООО ФПК «Мегаполис» разрешение № RU 302000-38 на строительство жилых домов в районе улиц Воробьёва – Матросова – Энергетический проезд. В предоставленной проектной документации имеется проект организации работ по сносу жилого дома № 14 по улице Колхозной. Застройщик обязан произвести снос дома и переселение жильцов».
Борис ЛЯДЕНКО, начальник управления архитектуры и градостроительства – главный архитектор города: «До ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства застройщик обязан произвести снос дома № 14 по ул. Колхозной, с предоставлением жилплощади жильцам. На сегодняшний день ООО «Мегаполис» администрацией города Смоленска продлены сроки сноса вышеуказанного жилого дома в срок до 31 декабря 2013 года».
Из ответов можно сделать вывод: администрация города не позволит «Мегаполису» поступить с жильцами барака не по закону. И не будет этого ужаса – барака в кольце элитных десятиэтажных домов.